Статья «Совершенствование моторики детей с ДЦП младшего школьного возраста через использование пальчикового тренинга»
Совершенствование моторики детей с ДЦП младшего школьного возраста через использование пальчикового тренинга
Специализированная помощь детям младшего школьного возраста с ДЦП 7-8 лет предполагает целенаправленное обучающее воздействие взрослого, которое способствует коррекции и компенсации дефектов развития. При этом в процессе работы используются различные методы и методики, направленные на повышение общей активности. Одним из таких способов воздействия, направленных на активизацию познавательной деятельности, создание положительного эмоционального настроя, повышение интереса, развитие общей и мелкой моторики, являются разнообразные двигательные упражнения, тематические физминутки, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
Опыт работы с детьми и специальные исследования ученых, изучающих детский мозг, психические особенности детей, показывают, что развитие ручной моторики способствуют совершенствованию речи, внимания, памяти, подготовки руки к письму, а выполнение двигательных упражнений и физминуток помогает снять утомление, напряжение, активизировать психияческие процессы, преодолеть общую моторную неловкость. Использование упражнений, направленных на развитие двигательной сферы, оказывае оздоровительное воздействие на организм ребенка: стимулирует работу внутренних органов, развивает координацию движений, поддерживает жизненный тонус.
Как известно у детей младшего школьного возраста с ДЦП отмечаются различного рода отклонения в двигательной сфере: отставание в созревание локомоторных функций, общая двигательная неловкость. Несформированность процессов саморегуляции движений и действий, выраженное отставание в созревании тонких и точных движений рук и артикуляционного аппарата.
Двигательная сфера также характеризуется значительным отставанием в развитии. Отмечалась общая моторная неловкость. Координированность движений, которые отмечались неловкостью и нечёткостью. Снижены скорость и четкость движений. В них отсутствует ритмика, плавность и легкость, часто они нецелесообразны. Грубо нарушены кинестетические ощущения. , даже по образцу детям сложно выполнять двигательные упражнения. Движения пальцев рук замедлены, с большим трудом замедлены, с большим трудом происходит переключение с одного действия на другое, либо дети вообще не справляются с заданиями, не могут последовательно выполнять движения; наблюдается большое количество пресервераций, что свидетельствуют об инертности двигательной сферы. Грубо нарушен и пространственный гнозис, дети не умеют ориентироваться на листе бумаги. Графические навыки очень низкие, нет умений ориентироваться на образец , движения руки неуверенные и неточные.
После анализа диагностических данных был составлен корекционно-развивающий комплекс «Пальчиковый тренинг», в которой вошли следующие упражнения для развития моторики:
Игры с пальчиками
Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками
Пальчиковые игры со скороговорками
Пальчиковые игры со стихами
Физминутки. Пальчиковые гимнастики
Пальчиковый алфавит
Пальчиковый театр
Конструирование из мелких предметов
Лепка букв и цифр
Выгибание, вырезание, букв и цифр
Шнуровки застежки
Игры с карандашами
Массаж пальцев специальными пружинными материалами
Развитие графической моторики: рисование по точкам , по трафарету, по фигурным линейкам, штриховка, работа в тетрадях,выпонение графических упражнений, работа в занимательных прописях.
Подвижные игры с речевым сопровождением, считалки.
Перечисленное разнообразие обеспечивало возможность возможность саморазвития детей, которые из всех предложенных видов игр выбирали те, которые отвечали не только их интеллектуальным, речевым и двигательным возможностям, но и их склонностям и интересам. Этот подход способствовал решению задачи эмоционально-личностного развития детей с ДЦП 7-8лет.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию общей, мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной. Поэтому мы выделяли время в внеурочной и урочной деятельности, в свободной самостоятельной деятельности взрослых с детьми, в свободной самостоятельной деятельности самих детей.
Такое целенаправленное включение вышеперечисленных видов работы в разные виды деятельности способствовало развитию двигательной сферы, речи, коррекции мыслительных процессов у детей младшего
/data/files/v1622024878.jpg (1200x1600)школьного возраста с ДЦП 7-8 лет.