12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Губкина Светлана Анатольевна24

Эффективные формы работы с родителями.

Ни для кого не секрет, что главным помощником учителя в учебном и в воспитательном процессе может и должен стать родитель ученика. Мы ведь понимаем, что, находясь в конфронтации с родителями, невозможно не только «сеять разумное, доброе, вечное» в душах детей, но и даже просто добиваться от них выполнения элементарных требований.

Именно от такта, внимательного и чуткого отношения педагога зависит, встанет ли родитель на вашу сторону или будет в каждом предпринятом вами шаге видеть какие-то попытки обидеть, притеснить его самого и его ребёнка. Как ни странно, этому нас не учили в университете. Нам говорили о методике преподавания предмета, о мастерстве педагога – предметника, о психологических особенностях подросткового возраста и т.д. А ведь это очень важно- заручиться поддержкой родителей, сделать их своими помощниками в воспитательном процессе.

С первого знакомства, с первого урока, с первого мероприятия потянется эта тоненькая ниточка детского и родительского доверия, которая будет крепчать год от года.

Очень важным является первая встреча с родителями. Может, это будет родительское собрание с приглашением будущего учителя. Может, это будет первый классный час 1 сентября. Главное, чтобы родители увидели искреннюю заинтересованность педагога в их детях, готовность понять и принять их пожелания, их чаяния.

На протяжении всех лет моей работы с классом я придерживалась очень простых правил: на родительских собраниях обсуждаем именно важные для всех вопросы, никогда не переходя на личности. Все замечательное о детях и их родителях – говорим при всех. Все сложное, все трудные вопросы, проблемы обсуждаем только наедине с родителем и с ребенком. Принципиальные выступления с высокой трибуны на разные животрепещущие темы и принародные разборы отдельных полётов, во-первых, неважны всем родителям, которые пришли на собрание после работы усталые и хотят поскорее вернуться домой, а во-вторых, это просто некрасиво и неэтично говорить о проблемах личных при всех. Приходилось много времени тратить на индивидуальные встречи и беседы. Но с другой стороны, именно эта форма работы приносит положительный результат. Если мы хотим, чтобы нас услышали, надо выслушать и родителей, и в совместной беседе выработать общее решение. И это очень важно, чтобы результатом подобной встречи стали не требования, предъявляемые учителем, а совместно принятое решение.

За годы работы в школе часто сталкивалась с ситуацией: хороший, активный педагог, но родители на собрание не приходят. Родительские собрания в составе 4-6 родителя и педагог – норма для такого учителя. Задумывалась- почему? Потом поняла, просто эти собрания классный руководитель проводил для галочки и ему было неважно, сколько человек пришло. Я всегда старалась построить разговор с родителями на собрании так, чтобы им хотелось приходить в школу. Конечно, были такие, с кем надо было беседовать, объяснять важность и нужность их приходов в школу. Из 25 человек – явка 18-22 – это было моей нормой. Для того, чтобы родителям хотелось приходить на собрание, важно учитывать следующее:

1)Собрание родительское – и решение принимаются всегда родителями.

2)Вопросы обсуждать старались всегда важные для родителей. Это и вопросы, связанные с взрослением подростков, и вопросы повышения мотивации к учебе, и вопросы доверия детей, повышения родительского авторитета.

3)Родительские собрания – это не просто знакомство с теорией воспитания, на наших собраниях родители делились своими секретами успешного воспитания, практикой построения правильных отношений с детьми.

Все годы работы с классом родители были активными участниками мероприятий, классных часов, классных вечеров, походов, субботников, поездок с классом. Очень важно видеть своих детей не только дома, но и в школьной обстановке, в общении со сверстниками. Родители моих учащихся помогали мне в организации мероприятий, начиная с 5 класса: дни рождения, вечера, конкурсы и соревнования. Ведь для родителей очень важно быть не в стороне, а быть вместе со своими детьми, видеть, как растут, изменяются их дети, взрослея.

Показать детям, что их родители – интересные люди, со своими увлечениями, умениями, знаниями, чувством юмора – это очень важно, это помогает избежать отчуждения между детьми и родителями, которое часто случается в наше время между подростками и их родителями.

Наш город Байкальск небольшой, у нас нет большого количества культурных центров и музеев. Поэтому, познакомившись с местным Музеем Природы, мы предпринимали поездки в разные музеи и культурные центры. За несколько лет было большое количество поездок: Музей природы города Иркутска, музей природы на берегу Байкала в посёлке Танхой, областной краеведческий музей города Иркутска, Музей декабристов города Иркутска, Художественный музей города Иркутска, Музей минералов города Слюдянка, Музей оптических иллюзий города Иркутска. Посещение кинотеатров и театров началось с кинотеатра города Байкальска и Байкальского народного театра, затем это были кинотеатры города Иркутска, Драматический театр города Иркутска. И всегда сопровождали детей во всех этих поездках родители.

Летние, осенние и зимние выходы на природу в окрестностях Байкальска, туристические слёты, поход по старой Круглобайкальской железной дороге – во всех этих мероприятиях вместе с детьми были родители. Не нужно думать, что один учитель сможет дать детям всё, нужно обязательно задействовать потенциал родительских сил и возможностей в работе с детьми. Соревнования между классами с участием родителей: футбол, волейбол, веселые старты – все это способствовало сплочению родителей и детей и помогало по-новому посмотреть детям на родителей. Подготовка концертных номеров – с помощью родителей- проходила еще интереснее. С одной стороны это давало возможность детям взглянуть на родителей с новой стороны, с другой стороны давало возможность родителям проявить свои таланты.

Мои родители никогда не вставали в конфронтацию по отношению к учителю. У нас не было конфликтов, основанных на непонимании между учителем и родителем. Поговорить, выяснить, помочь разрешить сложную ситуацию – это обязанность классного руководителя. Для родителя очень важно знать, что учитель его поймет и поддержит. Также это важно и для учителя. Поддержка родителей была огромным стимулом в моей работе все годы моего классного руководства.













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.