Статья на тему «Современные нетрадиционные технологии развития речи детей дошкольного возраста»

4
0
Материал опубликован 5 December 2019

Современные нетрадиционные технологии развития речи дошкольников.

Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

К сожалению, в последнее время проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Книги, сказки, совместные игры с родителями заменяются мультфильмами, играми в телефоне или планшете. В связи с этим речь детей становится скудной, бедной, неразборчивой, с плохо развитой фантазией и воображением. Поэтому одной из задач образовательной области «Речевое развитие» является задача овладения речью как средством общения и культуры.

Чтобы помочь ребенку овладеть умением свободно общаться, педагог должен сформировать у него коммуникативно-целесообразную речь, которая подразумевает оптимальное использование языковых возможностей в конкретных условиях общения. Другими словами, каждый человек должен излагать свои мысли так, чтобы его можно было понять. Если речь не ясна, то она не достигает цели.

В своей работе воспитатели, загруженные различной образовательной деятельностью, подготовкой к утренникам, педагогическим часам, аттестации… используют чаще всего одни и те же методы и приемы развития речи дошкольников: пересказ, беседы, пальчиковая гимнастика, рассказ по картинке, различные речевые дидактические игры.

Являясь подменным воспитателем, я постоянно сталкиваюсь с тем, что предлагая детям ту или иную игру, слышала: «А мы это уже делали, мы в такую игру уже играли»!

В связи с этим передо мной встал вопрос: как можно разнообразить методы и приемы развития речи детей?

В 2010 году меня увлекли интеллект карты Тони Бьюзена. При их помощи я составляла планы педагогических проектов, которые воплощала. Уже тогда я видела, что интеллект карты можно использовать более широко: для систематизации изученного материала, изучения какой-либо темы. Попробовав использовать интеллект карты для этого, я пришла к мнению, что это очень интересно и познавательно.

В 2012 году вышла статья кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентины Ивановны Акименко «Применение интеллектуальных карт в процессе обучении дошкольников». (Журнал «Начальная школа» № 7). Статья вызвала большой интерес среди педагогов ДОУ, многие взяли ее рекомендации для внедрения в образовательную деятельность. Я не стала исключением. И стала активно использовать интеллект карты для развития речи дошкольников.

Как происходит процесс работы с интеллект картами? Очень просто! Первым этапом я сама составляю интеллект карту в соответствии с изучаемым материалом или календарно-тематическим планированием ДОУ. Это в последствие будет вашим планом.

Вторым этапом необходимо распечатать картинки, соответствующие вашей интеллект карте. Я их делаю в 2-4 экземплярах, в зависимости от количества детей в группе.

Третьим этапом будет непосредственное составление интеллект карты. Карты мы всегда составляем поэтапно: сегодня одна подтема, завтра другая, послезавтра третья. Каждую новую подтему мы начинаем делать только тогда, когда по предыдущей высказался КАЖДЫЙ! ребенок.

И с каждым разом карта становится больше и больше, следовательно, устное выступление по карте становится сложнее и длительнее.

Четвертым этапом будет мониторинг. Мы смотрим, каков результат нашей работы. Какое развитие прослеживается в речи детей в процессе составления интеллект карты. Если некоторые дети продолжают затрудняться при работе с картой, для них организуется индивидуальная работа, с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно использовать адаптированный вариант карты.

Работая с интеллект картами, мы развиваем не только речь, но и память, внимание, логику, мышление; происходит развитие познавательных интересов, творческого мышления, социально-коммуникативных навыков (работа в больших и малых группах)

Еще одним нетрадиционным способом развития речи является Сторителлинг. Модное слово «сторителлинг» в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т. п.

Игру «Сторителлинг» придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых.

Сторителлинг – это игра, которая интересна всем: и взрослым, и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки. Они погружают нас в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для дошкольников, но я использую кубики в упрощенном варианте: распечатываю и приклеиваю к кубикам детские картинки.

Рассказывание историй раскрепощает детей, даже застенчивые дети начинают раскрепощаться, всем хочется стать сказочниками, волшебниками. У всех участников улучшается настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!

Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Как и у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, тему недели, настроение присутствующих… Выбираем, кто будет главным героем, а также выбираем жанр повествования: фантастика, сказка, детектив, приключения, смешная история... Очень часто сочинительство уводит нас совсем в другую сторону от первоначального замысла. И это особенно интересно и непредсказуемо.

Игра может быть организована по-разному:

Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.

Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают. 

Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю.

В начале, когда дети только знакомятся с игрой, воспитатель начинает историю, а дети продолжают её, бросая кубики. Когда правила усвоены, и дети легко начинают включаться в процесс игры, они сами с легкостью начинают рассказ.

Структура сторителлинга.

В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят в ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

Когда-то давным-давно….

Было это…

Я вам расскажу…

Однажды…

В некотором царстве, в некотором государстве…

Жили-были….

Это произошло темной и дождливой ночью…

Когда еще…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и характеры персонажей. Эта часть дает возможность основательнее узнать проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы.

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением.

В процессе такой игры у детей развиваются: речь, воображение, внимание, логика, мышление, коммуникативные качества…

 

Одной из разновидностей сторителлинга является использование для развития речи игр-карточек. Сейчас таких игр очень много. Назначение у них, правда, совсем другое, но дети с удовольствием включаются в игру по тем правилам, которые я им предлагаю. Начиналось все с простых игр: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»…

Сначала у детей было удивление: как можно рассказать всем знакомую «Курочку Рябу» совсем по другому. Но это оказалось интересно, просто, весело и познавательно.

В игре может участвовать любое количество человек. Чем больше детей участвует, тем сложнее задача: запомнить сюжет истории.

Структура карточной игры:

Вступление. Это своеобразный сюрпризный момент: никогда не знаешь, какую карту вытянешь первой. Это может быть знакомство с главным героем или местом, где будет происходить событие, а может, увидим волшебный предмет, с которым что-то должно произойти…От того, какой выпадет первая карта, будет зависеть зачин всей истории.

Развитие событий. Каждая новая карта накаляет напряжение, так как неизвестно (и, следовательно, очень интересно), что будет дальше: появится ли новый герой или старого героя придется отправить в новое, необычное место.

Кульминация тоже до последнего момента остается в секрете. И чем закончится история не понятно до самого конца.

 

В одну и ту же сказку можно играть большое количество раз и каждый раз сказка будет новой, не похожей на предыдущую.

Когда сочинения простых сказок уже освоено, можно усложнить задачу и взять карточные игры, никак со сказками не связанные, например, «Зверомер», «Зверобуквы», «Простоквашино», «В поисках Дори» и многие другие.

Таким образом, мы видим, что современные нетрадиционные технологии легко и в то же время очень интересно, ненавязчиво развивают речь, познавательную и социально-коммуникативную активность детей-дошкольников.

Использованные источники информации:

nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/11/21/rechevoe-razvitie-doshkolnikov-v-usloviyah-fgos-materialy

.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-storiteling-odna-iz-inovacionyh-tehnologii-razvitija-rechi-detei.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации