12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Людмила Николаевна3610
Я работаю преподавателем профессионального цикла в Алчевском строительном колледже ФГБОУ ВО "ДонГТУ". Имею высшую категорию и педагогическое звание "преподаватель- методист". Педагогический стаж - 33 года.
Россия, Луганская Народная Респ., Алчевск

Современные педагогические технологии в профессиональной подготовке строителей

Л.Н.Шишкина, мастер производственного обучения, преподаватель общепрофессиональных и профессиональных дисциплин Обособленного структурного подразделения «Алчевский строительный колледж» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Донбасский Государственный технический институт», г. Алчевск, shishkina_lyudmila@mail.ru

Аннотация

Рассмотренные мною в данной статье современные педагогические технологии в профессиональной подготовке расширяют возможности обучения, способствуют формированию критического мышления, правильной самооценке, усиливают мотивацию к получению знаний, помогают обучающимся выстраивать свою личностную траекторию обучения, мотивируют планирование карьеры.

Ключевые слова: современные педагогические технологии, проект, игровые технологии, кейс-метод, ИКТ.

t1646031481aa.jpg

Введение

Главная задача, стоящая перед профессиональным образованием – обеспечивать развитие потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой деятельности. В качестве глобальной цели реформирования профессионального образования стоит цель научить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационно-развивающимся миром профессионального труда. Чтобы у нашей молодой народной Луганской республики было будущее, ее учебные заведения должны действовать, следуя принципам «опережающего обучения» или «генерации будущего». В связи с этим ключевое значение для деятельности учреждений среднего профессионального образования имеют современные педагогические технологии формирования общих и профессиональных компетенций. На современном этапе развития образования повышаются требования к теоретическому обоснованию педагогических технологий, определяющих эффективность процесса обучения, а также требования к работникам профессионального образования, которые должны уметь мыслить и действовать творчески, развивать те же качества у обучающихся. Способность к инновационной работе становится важным признаком профессиональной компетентности, в новых условиях существенно меняется роль мастера производственного обучения, он становится модератором образовательного процесса, при котором новые образовательные задачи решаются с помощью новых технологий на основе компетентностного подхода.

Основная часть

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Как правило, педагогическая технология рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Термин «технология» заимствован педагогикой из производственной сферы, однако, как и любая профессиональная деятельность, педагогическая деятельность реализуется в определённых действиях, направленных на решение задач развития, воспитания и образования личности.

Традиционные технологии основываются на объяснительном и демонстрационном варианте обучения. Многие мастера производственного обучения старшего поколения привыкли к такой методике работы, они убеждены в том, что только путем зазубривания можно передать подрастающему поколению прочный запас знаний, умений, практических навыков.

В Алчевском строительном колледже педагоги применяют современные педагогические технологии на основе активации и интенсификации деятельности обучающихся:

метод проектов-10 %;

проблемное обучение-43 %;

игровые технологии-14 %;

информационно - коммуникативные технологии-21 %;

модульное обучение;

технология анализа конкретных ситуаций (кейс — метод)- 2%;

энергосберегающие образовательные технологии-10 %;

дистанционное образование и другие.


t1646031481ab.png

Рис.1. Использование инновационных технологий педагогами в Алчевском строительном колледже

Выбор технологий обучения мастер производственного обучения осуществляет, руководствуясь, прежде всего, своим педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим инструментарием, требованиями ГОС СПО. Ориентация технологий обучения на самостоятельную, исследовательскую работу, развитие творческих качеств у обучающихся требует перестройки оценки качества усвоенных знаний, навыков и способностей. В проекте на тему: «Монтаж перегородки с оформлением дверного проема на заказ» есть возможность практически реализовать полученные обучающимися знания по профессии «Монтажник гипсокартонных конструкций»; привлечь ребят к решению проблемы монтажа перегородки с оформлением дверного проема на заказ; развить творческое мышление; навыки взаимодействия в группе, отбора информации, совершенствовать навыки пользования различными источниками информации (см. рис.2.).

t1646031481ac.pngt1646031481ad.png

Рис.2. Теоретическая и практическая часть проекта «Монтаж перегородки с оформлением дверного проема на заказ»

В Алчевском строительном колледже более 70% педагогов используют современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе, причем, наряду с педагогами, имеющими большой опыт работы, их применяют и молодые мастера производственного обучения. По технологии проектной деятельности осуществляется разработка курсовых и дипломных проектов на специальностях: 22.02.06 «Сварочное производство», 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (см. рис.3.). 100 % выпускных квалификационных работ выполнены в форме проекта.

t1646031481ae.jpgt1646031481af.png

Рис.3. Применение проектной технологии в колледже

В колледже ведется работа по энергосбережению, имеется опыт проектной работы и по этому направлению деятельности мастеров производственного обучения (см. рис.4.). Неоднократно на базе колледжа проводились семинары по применению проектных технологий в обучении обучающихся. Выбор данной технологии не случаен. Цель проекта - помочь обучающимся понять проблемы энергосбережения, приобрести навыки систематического обследования колледжа; разработать систему записи и интерпретации данных, используя возможности компьютерное оборудование для их обработки.

Энергетическое обследование помещений колледжа

Малая группа № _____ Дата ____________________ Время _______

Корпус

Помещение

Место измерения

Температура,

0С

Рекомендуемая температура,

0С









Рис.4. Карта анализа сохранения и эффективного использования энергии в зданиях, улучшение условий, сбережения средств.

Кейс-технологии – это не повторение за преподавателем или мастером п/о, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Кейсовая технология была апробирована в колледже при проведении семестровой аттестации по профессии: 08.01.08 Мастер отделочных работ мастерами производственного обучения Лаврушкиной А.Н. и Шишкиной Л.Н. (см. рис.5.). Согласно технологии, по каждому разделу рабочей программы МКД обучающиеся получают, так называемый, кейс. Он содержащий пакет учебной литературы, мультимедийных материалов, тесты, практикумы, задачники, а также электронную рабочую тетрадь, разнообразные другие учебно-методические материалы. Выполняя учебный проект, и используя кейс с дидактическими материалами, обучающиеся активно используют сетевые сервисы и другие средства визуализации. Будущие специалисты на производственном обучении закрепляют полученные на теоретических занятиях знания.

t1646031481ag.pngt1646031481ah.png

Рис.5. Пример проведения урока производственного обучения по кейс - методу

В рамках реализации новых стандартов актуальность использования технологии модульного обучения возрастает, так как она содействует развитию самостоятельности обучающихся, обеспечивает индивидуализацию обучения, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс. В работе мастерами производственного обучения используются активные методы обучения, широко применяются информационные технологии, обучающийся сам принимает решения, а педагог лишь корректирует их. Особое внимание при этом обращается на индивидуальность обучающегося. Так при подготовке обучающихся по специальностям 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 22.02.06 «Сварочное производство» при выполнении дипломных проектов активно используют программу AutoCAD. В учебных планах этих профилей подготовки предусмотрено изучение таких дисциплин, как «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Инженерная графика», и так далее. Обучающимися выполняются лабораторно — практические работы, курсовые работы, в ходе которых они приобретают навыки работы на компьютере с разными программами. В лабораториях и мастерских колледжа создаются реальные производственные ситуации, в которых будут работать выпускники. Обучающиеся могут попробовать свои профессиональные возможности на разных участках работы, что способствует овладению практическими компетенциями и повышает конкурентоспособность выпускников. Введение профессиональных модулей призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Всё это позволяет повысить качество профессиональной подготовки обучающихся.

Применение игровых технологий в процессе профессиональной подготовки строителей позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую деятельность к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучаемые усваивают приемы обучения. Среди игровых методов обучения наиболее популярными являются деловые и ролевые игры (см. рис.6.).

t1646031481ai.pngt1646031481aj.png

Рис.6. Деловая игра «Автоматы для сварки под флюсом»

На основании внедрения в учебный процесс игровых технологий в Алчевском строительном колледже я могу сделать выводы о том, что:

1) игровая технология, безусловно, служит условием повышения эффективности процесса профессиональной подготовки строителей, и используется для раскрытия и формирования основных понятий и определений строительного производства;

2) в процессе реализации игровых технологий применяются средства и методы, направленные на использование обучающимися своих способностей в практической реализации полученных знаний. При этом учебная деловая игра выступает как специально организованное управление, интегрирующее профессиональную деятельность педагога, направленную на формирование и отработку профессиональных умений и навыков обучающихся.

Применение и использование информационно-коммуникативных технологий в работе мастера производственного обучения зависит от чёткого понимания, с какой степенью эффективности могут быть реализованы данные технологии. Кроме того, использование информационных технологий позволяет видоизменить и совершенствовать содержание, методы и формы обучения. Подготовка и проектирование урока производственного обучения предусматривает эффективное применение возможностей информационно-коммуникативных технологий для отработки методического и дидактического материала. Использование в учебном процессе современных технических устройств (компьютеров, теле - и видеоаппаратуры, интерактивных средств обучения) и информационно-коммуникативных технологий ведет к качественно новому анализу и пониманию педагогического процесса, установлению новых принципов обучения и воспитания (см. рис.7.). На современном этапе значительно возрос интерес мастера производственного обучения в использовании новых технологий; повысилась заинтересованность участия обучающихся в проектах.

t1646031481ak.jpgt1646031481al.pngt1646031481am.png

Рис.7. Использование ИКТ при проведении занятий

Эффективность использования информационно-коммуникативных технологий в деятельности мастера производственного обучения предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные преимущества: наглядность, доступность, информативность. Поэтому становится актуальным создание мультимедийных проектов в учебной и во внеурочной деятельности.

Заключение

В нынешней экономической ситуации актуальна проблема профессиональной подготовки рабочих кадров, которая требует разработки новой модели развития средней профессиональной школы, ее серьезного реформирования на основе прогрессивных образовательных технологий. Основой профессионального образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности, важна неотрывность теоретического обучения от производственного. Современные педагогические технологии помогут эффективно осуществлять общее и профессиональное развитие будущих выпускников, повышать уровень их социально-профессионального развития личности в целом. Применяемые мною и моими коллегами современные образовательные технологии используются на протяжении всего периода обучения обучающихся в колледже при организации различных видов деятельности. Инновационные уроки больше нравятся обучающимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствию жесткой структуры, наличию условий для самореализации. Поэтому такие уроки должны быть в арсенале каждого мастера и преподавателя. Но они не должны иметь преимущества в общей структуре обучения, мастеру производственного обучения необходимо определить место нетрадиционных уроков в своей работе.

Список литературы:

1. Балунова С. А. Современные педагогические технологии подготовки мастеров производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 275-278

2. Горшенина М. В., Фирсова Е. Ю. Реализация принципа индивидуализации в условиях дистанционного обучения// Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Изд.: СГТУ, 2010. № 6 с.41–47.

5. Грибова Л.Н. Проектирование содержания среднего профессионального образования нового поколения: монография, ВГИПУ, 2011, -18с.

6. Григорьева О.Ю. Реализация технологии «портфолио» в процессе подготовки мастера профессионального обучения// Среднее Профессиональное Образование, №5, 2010, -С 36-37.

8. Мухаметзянова Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике // Среднее Профессиональное Образование, №10, 2010, -С. 2-7.

9. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании.\ Под. общ. ред. докт. педагогич. наук, профессора А. А. Скамницкого. — М., 2006. — 276 с.

10. Рулиене Л. Н. Дистанционное обучение как новая образовательная практика // Вестник бурятского государственного университета № 1, 2011. с. 67–70

11. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод.пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 176с.

















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.