Статья «Современные технологии в работе педагога»
Современные технологии в работе педагога
Одной из актуальных проблем, стоящей перед современным образованием, является подготовка обучающихся к взрослой жизни, реализации своих интересов, способностей, к выполнению жизненных планов. Для этого и нужно использовать инновационные формы и методы обучения. Инновационная идея, объединяющая все компоненты системы, заключается в повышении качества обучения, формировании положительной мотивации и изменении организации обучения. Внедрение инновационных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся в современной школе.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Одним из инновационных способов повышения мотивации обучающихся является интерактивное обучение. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, в результате которой взаимодействуют друг с другом обучающиеся и учитель.
Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Именно поэтому использую методы моделирования на уроках географии, которые способствуют повышению интереса к предмету и как следствие, повышают мотивацию к учебной деятельности.
Один из примеров моделирования по теме «Форма и размеры земли». Учащимся предлагается слепить из пластилина модель «Внутреннее строение Земли». В завершении урока происходит демонстрация моделей учащихся, и проводим рефлексию деятельности - прием «Закончи фразу». Например, «определяя внутреннее строение Земли, мы»……Учащиеся
продолжают… «узнали что она состоит из трёх слоев: ядро, мантия, земная кора».
Следующий пример моделирования по теме «Строение литосферы». Моделью является апельсины или мандарины, которые раздаются учащимся. Итак, мы видим целый апельсин, что ассоциирует модель Земли, далее необходимо очистить апельсин. И мы демонстрируем отдельные части апельсина, которые сравниваем с литосферными плитами. Эти части апельсина можно собрать как «пазлы» в целый апельсин. Таким образом, мы показываем, что литосфера не является цельной оболочкой, а состоит из нескольких литосферных плит.
Еще один способ моделирования по теме «Земная кора» с использованием газетного листа. Складывая лист пополам, мы делаем его вдвое толще. Сложив лист бумаги семь раз, мы получаем 128 слоев бумаги. Земная кора ведет себя подобным же образом. Чтобы смять тонкий верхний слой нужно воздействие небольшой силы, тогда как для сминания мощных плотных нижних слоев требуются огромные силы.
Способ моделирования ситуации «Типы взаимодействий» с цветными лентами, применяется на уроках по теме «Климат», «Почвы» или «Географическая оболочка». Например, по теме «Климатообразующие факторы» - ребятам раздаются карточки с названием климатообразующего фактора: рельеф, растения, человек и т.д. Учащиеся выходят к доске, встают в круг. Первый учащийся приводит пример влияния климата например на растения, берет цветную ленту и протягивает ее однокласснику с соответствующим фактором, между ними формируется связь в виде ленты, далее этот учащийся называет пример влияния своего фактора на любой другой из оставшихся и протягивает ленту следующему участнику, и так попорядку. В итоге мы видим модель взаимодействия факторов окружающей среды друг на друга.
Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними, к самостоятельному добыванию знаний.
Повысить интерес к учебному процессу и усилить мотивацию в обучении географии помогает метод ассоциации.
Этот метод способствует творческому развитию, совершенствует механизм запоминания материала. Примерами являются ассоциации по теме «Географические координаты» с помощью яблока и мандарина, а так же ассоциация русла реки Дон с кровеносным руслом. Благодаря ассоциациям учащиеся не боятся ошибиться, чувствуют себя на уроке свободно и уверенно.
Приемы ТРКМ, так же способствуют повышению интереса к предмету. Особенно графические приемы: детонатный граф и кластер. Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
С данным приемом успешно справляются учащиеся, имеющие трудности в обучении. Например, кластер по теме «Географическая карта».
Главное в том, что использование приема кластеров учит детей анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Повышает познавательный интерес использование игровых технологий средствами ИКТ. Например, коллективная форма работы с применением виртуальной онлайн - доски Padlet. Использование интерактивной онлайн -доски может стать очень полезным инструментом в создании различных видов проектов, так как уроки-проекты – неотъемлемая часть современного процесса образования.
Пример использования онлай - доски по разделу «География НСО». Коллективную работу выполнили учащиеся 8 класса по теме «Сибирские просторы». На онлайн - доске была размещена краткая информация и фотографии уникальных объектов природы Маслянинского района, таких как «Собачий камень», «река Бердь», «Березовские скалы» и др. Доска была создана мной, ссылку на сервис учащиеся получили по электронной почте или на флеш - носитель.( https://ru.padlet.com/dashboard)
Кроме этого, в качестве домашнего задания использую сервис «Quizizz.com», где представлены викторины по школьным предметам, имеется конструктор для создания собственной викторины по предмету ( https://quizizz.com/admin)
На уроках географии можно использовать QR-код. QR код — это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. Например, с помощью данного сервиса закодировать название урока «Климат», вывести на экран QR-код учащиеся при помощи QR-генератора раскодируют шифр и назовут тему урока. Таким же образом, можно закодировать ключевые понятия изученной темы.
Замотивировать учащихся в начале урока можно использованием сервиса «Voki.com» - говорящие персонажи. На данном сервисе, можно выбрать любой персонаж, написать приветственное слово для учащихся и сохранить. Данный персонаж произнесет речь, написанную вами. Интересно, позитивно и смешно! Но, в данном сервисе имеется платный контент.
Итак, в докладе была представлена лишь часть инновационных способов, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках географии. Завершить хотелось словами: «Жизнь наполняется смыслом у тех, кто преследует великую цель!»
Задача нелёгкая – мастером стать,
Чтоб лик приукрасить Земли.
Намного труднее другим передать
Уменья и знанья свои.
Веками умельцы свой опыт несли
Иным поколениям в дар,
И люди всегда с благодарностью шли
К наставникам и мастерам,
Учитель бывает придирчив и строг,
И часто тебя "достаёт",
Но каждый Учитель – немножечко Бог,
Который тебя создаёт.