Современные технологии в работе педагога
Всероссийский дистанционный конкурс для работников образования на лучшую статью «Современные технологии в работе педагога»
Автор: Криницкая Ирина Владимировна.
Место работы: СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
Преподаватель дисциплин: «Иностранный язык (английский)», «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации», «Иностранный язык в профессиональной деятельности».
Современные технологии в работе педагога.
(из личного опыта)
Современные технологии развиваются стремительно и проникают во все сферы жизни, в том числе и в учебную деятельность. Особенно остро встал вопрос использования технологий в связи с противоэпидемиологическими мерами и перевод на дистанционное обучение образовательных учреждений всех ступеней.
Некоторых преподавателей нашего колледжа такая ситуация ввела в состояние сильнейшего стресса, так как для них была привычна преподавательская деятельность в режиме оффлайн – очное обучение. Те же педагоги, которые уже давно начали использовать современные технологии в своей деятельности, быстро адаптировались и были весьма эффективны и успешны в оффлайн обучении, чувствовали себя довольно уверенно, открывали новые способы достижения целей педагогического процесса.
С конца марта я взаимодействовала с моими студентами на расстоянии, используя дистанционные технологии. Такое взаимодействие содержало все присущие учебному процессу компоненты. Так как я и до перехода на данную форму обучения широко использовала средства Интернет-технологий, подобного рода взаимодействие не явилось для меня каким-то сложным, труднопреодолимым препятствием, а наоборот, способствовало поиску дополнительных инструментов обучения на расстоянии, предусматривающих интерактивность.
Эффективным оказалось сочетание электронного обучения – с помощью информационных и электронных технологий (интернета и мультимедиа) – и онлайн обучения в режиме реального времени с подключением элементов мобильного обучения (M-Learning). То есть происходило смешение синхронного и асинхронного дистанционного обучения.
Безусловно, выявилось большое количество преимуществ дистанционного обучения: его массовость, доступность, демократичность; доступ к неограниченным образовательным ресурсам; обучение вне зависимости от места проживания учащегося или нахождения в период обучения (многие студенты во время карантина уехали в родные города, другие переместились на дачи в Ленинградскую область – но образовательному процессу это не мешало); обучение вне зависимости от состояния здоровья ученика; возможность учиться по индивидуальному плану, индивидуальному образовательному маршруту.
Дистанционное обучение таит в себе огромные возможности, небывалые ресурсы – оно позволяет нам всем учиться на протяжении всей жизни. Мы можем смело сочетать разные формы получения образования: обучение в группе и индивидуально, с поддержкой преподавателя или самостоятельно. Воистину безграничны пути саморазвития.
Нельзя не отметить и проблемы, которые возникли сразу в режиме дистанционного обучения. От всех учеников, студентов потребовался очень высокий уровень самоорганизации. К сожалению, не у всех ребят хорошо сформированы умения поддерживать внимание и планировать учебную деятельность, отвечать за ее результаты. С такими задачами не все справляются успешно. Ученики и студенты в прямой зависимости от использования компьютерных и мобильных устройств, качества связи. Остро стоит вопрос скоростного интернета, особенно для тех учащихся, которые оказались за городом. У некоторых ребят даже нет компьютеров, ноутбуков, только смартфоны. Не все задания возможно выполнить при помощи мобильного устройства.
Однако, не по всем направлениям образования можно организовать практические занятия. Очень сложно представить их для будущих медицинских работников или музыкантов. Но преподавателям дисциплины «Иностранный язык» в этом смысле повезло больше, так как онлайн обучение английскому языку уже прочно себя зарекомендовало, и инструменты для организации практических занятий есть.
Выявилась проблема идентификации пользователей, особенно при асинхронном дистанционном обучении. Есть вероятность, что за студента задание выполнил другой человек, хорошо знающий английский язык. По поводу некоторых студентов такие мысли, сомнения возникли.
И еще одна, просто глобальная проблема и педагогов, и учащихся – огромное количество часов перед монитором компьютера, буквально с раннего утра и до позднего вечера, что может пагубно сказаться на здоровье. В анкетировании студентов нашего колледжа этот пункт был отмечен почти всеми учащимися, поступило очень много жалоб от родителей.
Если говорить об основных видах дистанционных технологий, то можно выделить первую, очень большую группу аудио- и видеоконференций: вебинары, подкасты, видеоконференции, аудиоконференции, чаты (мессенджеры)
Из этой группы дистанционных технологий у меня получилось эффективно использовать Zoom - сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников и студентов. Сервис очень легкий и удобный в использовании, завоевавший во время мер по самоизоляции популярность во всем мире.
Онлайн занятие. Группа: 9Л-21к. Специальность: «Операционная деятельность в логистике»
Лето – для меня прекрасная возможность приобрести новые умения и навыки, освоить разнообразные технологии. В перспективе я планирую научиться вести вебинары и записывать подкасты. Аудиоконференции – тоже хороший формат для записи аудиолекций.
Есть собственный youtube канал в педагогических целях: https://www.youtube.com/channel/UCvEAI6pHQmPAuQppRjvGiuA?view_as=subscriber, на нем, с разрешения студентов, публикуются учебные видео, видеозарисовки, конкурсные видеоработы – эту площадку также можно шире использовать, применяя большое количество возможностей.
Именно студенты посоветовали использовать Steam - онлайн-сервис цифрового распространения компьютерных игр и программ, разработанный и поддерживаемый компанией Valve. При помощи данного сервиса удобно вести стримы (эфиры), которые не имеют ограничений по времени, что не позволяет бесплатное использование платформы Zoom.
Очень удобно использовать мессенджеры. Например, WhatsApp — популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи. Мессенджер позволяет пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио через Интернет.
Студенты: Никита Канэяма, Евгений Клюев. Специальность: «Гостиничный сервис».
Дисциплина: «Иностранный язык (профессиональный)». Курс: 3. Группа: 9ГС-33к.
Удобно использовать Viber — приложение для смартфонов, которое позволяет совершать голосовые телефонные звонки через всемирную систему объединённой компьютерных сети Интернет. Использование приложения – бесплатно, что очень удобно. Есть возможность передачи текстовых сообщений, изображений, видео- и аудиосообщений, документов и файлов.
Студентка: Марина Подметкина. Специальность: «Гостиничный сервис».
Дисциплина: «Иностранный язык (профессиональный)». Курс: 3. Группа: 9ГС-33к.
На помощь всегда может прийти и Skype — бесплатное проприетарное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония).
Студент: Джасарят Ибрагимов. Курс: 1. Группа: 9Л-11к
И преподаватели, и студенты имеют сейчас возможность получить дополнительное образование при помощи еще одной дистанционной образовательной технологии – это открытые онлайн курсы, находящиеся постоянно в зоне доступа обучающахся. Применяется технология электронного обучения и доступа в сети Интернет. Подобные курсы сейчас разрабатывают различные государственные и частные образовательные организации. Студенты и ученики могут обучаться с поддержкой преподавателя. Но поддержка может и отсутствовать или быть ограниченной. Такие курсы имеют название MOOC (Massive Open Online Courses) - массовые открытые обучающие курсы с интерактивным участием. Эту современную технологию я также использую – рекомендую своим студентам платформы с онлайн-курсами, объясняю, насколько полезно овладевать новыми знаниями, умениями, навыками, пользу самообразования. Например, сейчас очень бурно развивается новая площадка с онлайн-курсами «Смотри. Учись». Можно найти массу бесплатных курсов, курсов по приемлемой цене. Преподаватели могут создать свой собственный онлайн-курс – стать инструкторами и получать пассивный доход.
Преподавателям и студентам могут пригодиться многие замечательные агрегаторы курсов разной тематики, обучение на которых совершенно бесплатное. Сертификат стоит довольно дорого, но получение знаний не стоит ничего, были бы желание и мотивация: Alison Courses, Coursera, Future Learn и многие другие.
За последние годы многие образовательные учреждения создали свои собственные обучающие платформы. В нашем колледже создана такая платформа – образовательный портал Eduhouse. Это уже целый структурированный комплекс, который применяется для планирования и проведения дистанционных мероприятий. Причем, речь идет как о системе управления обучением, предназначенной для обеспечения административной и технической поддержки электронного обучения (LMS – Learning Management System), так и системе для создания, хранения, сбора и/или доставки содержания (CMS – Content Management System).Такая платформа имеет мощную содержательную составляющую. Прошлым летом я очень увлеклась его изучением, созданием различных элементов курсов, наполнением, чем больше времени ты посвящаешь этой деятельности, тем более интересной она становится. И результаты очень пригодились как раз к началу дистанционного обучения наших студентов. Не было особых трудностей с заданиями, все разработано в соответствии с учебной программой.
Позволить создать такую платформу может только очень серьезная организация, например, как наш колледж.
Но преподаватель может использовать и другой инструментарий в своей дистанционной работе, например, социальные сети.
Все педагоги, родители знают, насколько остро стоит проблема зависимости обучающихся от социальных сетей и приложений. По статистике, 70% обучающихся пользуются социальными сетями ежедневно, проводя там по 3-4 часа в день. В связи с этим, выявлена так же и другая проблема: проблема эффективности использования социальных сетей в учебном процессе и в деятельности педагога. Можно и нужно ли использовать социальные сети в учебном процессе? Это – открытый вопрос.
Но для меня ответ очевиден: необходимо! На сегодняшний момент лидером среди социальных сетей у молодежи является, безусловно, социальная сеть «Вконтакте».
Приведу ряд возможностей данной социальной сети, которые использую:
1. Для каждой учебной группы я создала отдельную беседу, в которой публикую общую для своей группы информацию, задания, методические рекомендации по выполнению практических работ, информацию о конкурсах, олимпиадах, отвечаю на все вопросы участников беседы.
При необходимости мне очень удобно зайти в беседу той или иной моей учебной группы и обменяться информацией.
2. Уже седьмой год функционирует сообщество : мои ученики, студенты и я.
В сообществе 394 участника.
31 фотоальбом
В сообществе есть полезные для изучения аудиозаписи, ссылки, видео, обсуждения.
3. Для классных руководителей, кураторов очень удобно создать группу своего класса, учебной группы, также размещать различные материалы, оперативно обмениваться информацией.
Подводя итоги, необходимо отметить, что поле деятельности обширное, возможностей очень много. Образовательная среда меняется, запросы времени меняются. И мы, педагоги, должны овладевать новыми компетенциями, знаниями, умениями, навыками, осваивать многообразные инструменты. Все человечество вступило в эпоху цифрового мира, столкнулось с новой реальностью. И мы, педагоги, должны быть готовы к изменениям.
Ватолина Светлана Анатольевна
Калягина Ирина Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Калягина Ирина Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Калягина Ирина Владимировна
October5
Калягина Ирина Владимировна
October5
Володченкова Ольга Алексеевна
Калягина Ирина Владимировна
Гагаринова Ирина Викторовна
Калягина Ирина Владимировна
October5