Статья «Современный подход к работе с одарёнными детьми в обучении немецкому языку»
Современный подход к работе с одаренными детьми в обучении немецкому языку
Согласно ФГОС второго поколения, к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся и личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию. Для достижения таких личностных результатов у учащихся необходимо использовать в учебном процессе дифференцированный подход в обучении, предполагающий учет индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика.
Каждый ребенок неповторим, но как учитель немецкого языка я выделяю детей со такими видами одаренности, которых в последующем могу задействовать во внеурочной, исследовательской, поисковой, творческой деятельности,
Детей с «художественной» одаренностью приглашаю к работе внеурочных занятий, которые провожу по программе «Музыкальный немецкий», где ребята проявляют себя в области художественного творчества, исполнительского мастерства в музыке и драматургии (театре).
Дети с «творческой» одаренностью проявляют себя в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, которое приводит к нестандартности поведения. Иногда это приводит к тому, что таких детей не всегда понимают, их часто называют неудачниками. Важно обратить внимание на такого ребенка и «раскрыть» его талант. Например, в моей практике есть одна ученица, которая очень замкнута, необщительна, но она умеет у неё придумывать оригинальные истории. Эту способность девочки я задействую во неурочной деятельности в работе детского школьного журнала «Наши истории», а также на этапе оценочного суждения, выражения собственного мнения, где она может в полной мере проявить свою нестандартность и оригинальность в мышлении.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с одаренностью этого вида овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им использовать нестандартные подходы в разработке проблем, они чувствительны к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений проблемы, открыты к любым инновациям и т. д. Таким учащимся я предлагаю участвовать в научно – исследовательских конференциях по исследованию актуальных проблем в современном обществе. Учащиеся реализуют свои способности через проектную деятельность.
Проектная деятельность - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной и самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде образовательного продукта.
В работе над проектом выделяют следующие этапы:
1. Выбор темы проекта.
2. Определение проблемы. Проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем).
3. Обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
6. Защита проектов. Коллективное обсуждение, выводы.
Проектная деятельность на уроках немецкого языка способствует развитию самостоятельности школьников, учит находить необходимую информацию, сопоставлять, анализировать, делать выводы. В обучении немецкому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.
Еще одной разновидностью проектов являются исследовательские проекты, в работе над которыми у учащихся формируется учебно-познавательный компонент коммуникативной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению немецким языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания. Работа над исследовательскими проектами подразумевает:
• Индивидуальный подход
• Сотрудничество учителя и ученика
• Постановка цели и задач проекта
• Использование аутентичных источников
• Использование ресурсов Интернета
Например, учащиеся 9 класса проводили языковые исследования с целью сравнения русских и немецких пословиц. Объектом исследования являлись пословицы и поговорки. Предметом исследования - общие и отличительные черты русских и немецких пословиц.
Задачи исследования:
1. Выявить богатство и разнообразие пословиц в различных сферах жизни.
2. Проанализировать связь между культурами двух народов на основе пословиц и поговорок.
3. Проанализировать их особенности
4. Установить их общие и отличительные черты.
Так, учащиеся узнали, что как русские, так и немцы любят украшать свою речь пословицами и поговорками, придавая речи образность, выразительность, делая ее красочной и живой, но акценты образов каждый народ расставляет по – своему. Пословицы и поговорки демонстрируют национальное своеобразие фольклора каждого народа, между немецкими и русскими пословицами существует смысловая связь, тематическое сходство и отличия.
Проектную методику осуществляю не только на уроках, но и во внеклассной работе, когда используется широкий спектр проблемных, поисковых, исследовательских приемов, четко ориентированных на реальный практический результат по любой теме, изучаемой в рамках школьной программы и на любой ступени обучения иностранным языкам. Главное достоинство этой технологии - в значительном повышении мотивации и развитии языковых и интеллектуальных способностей учащихся, которые предполагают оригинальные идеи для нестандартных уроков, новые формы для проблемных задач, а также в организации реального творческого сотрудничества учителя и учащихся. Следует также отметить психологически комфортную атмосферу урока, а следовательно, сохранение психологического здоровья учащихся.