Современные приемы работы с текстом как продолжение педагогических идей К.Д.Ушинского
Современные приемы работы с текстом как продолжение
педагогических идей К.Д.Ушинского
«Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить». Это выражение характеризует выдающегося отечественного деятеля К.Д.Ушинского, который стал родоначальником научного подхода к педагогике.
Константин Дмитриевич считал, что педагогика – это наука, которая способна менять людей и общество к лучшему. Образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу.
Современная школа, отвечая требованиям общества, должна раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Похожие требования к обучению предъявлялись во все времена. Как передать опыт подрастающему поколению? Ответ на этот вопрос искали мыслители во все время существования человеческой цивилизации. Было много находок, было создано много систем передачи знаний. Шла работа по накоплению первичных фактов. И, наконец, в 19 веке появился гений, который осмыслил опыт передачи знаний подрастающему поколению, и заговорил о том, что в воспитании и обучении надо придерживаться определенных принципов.
«Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным», утверждал ученый.
К.Д.Ушинский считал, что обучение – не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Он подтвердил свои постулаты собственной педагогической деятельностью. Его труды по воспитанию и обучению породили целую плеяду последователей.
И.Н. Ульянов, И.Я. Яковлев, Х.Д.Алчевская, Н.А.Корф, В.П.Вахтеров, Д.И.Тихомиров, В.И.Водовозов, П.П.Блонский, В.Я. Стоюнин, В.П.Острогорский, Н.Ф.Бунаков, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев – все они считали себя учениками и последователями Ушинского. Все они разрабатывали отдельные области педагогики и методики, следовали заветам русского педагога и деятеля народного образования. Идеи Константина Дмитриевича актуальны и по сей день. Ведущие педагогические школы поддерживают и развивают его постулаты.
Основой работы при изучении любого предмета является работа с текстом. Ушинский утверждал: если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры не придётся искусственно прививать патриотизм.
Тексты классиков русской литературы несут в себе громадный позитивный воспитательный посыл. Но для того, чтобы ученик извлёк урок надо научить его работать с текстом.
Современные педагогические технологии предлагают огромное количество приёмов и методов работы с текстом. Я остановлюсь на двух из них, как продолжении педагогических идей Константина Дмитриевича.
К.Д.Ушинский утверждал, что для развития мышления не нужно ничего придумывать специально – достаточно использовать принцип наглядности. Как раз одним из приёмов работы с текстом в технологии развития критического мышления является фишбоун. Фишбоун – один из способов перевода текста в графическую наглядную форму. На мой взгляд, в этом приеме удачно воплотились основные идеи педагога: наглядность; школьник материал не зубрит, а осмысливает; воспитание и обучение в процессе составления фишбоуна связаны неразрывно. А самое ценное, что вывод, к которому ученик придёт самостоятельно и который впишет в «рыбий хвост», останется с ребёнком навсегда. Также как и умение работать с информацией, размышлять, слушать и слышать другие точки зрения.
Второй прием, на который я хочу обратить ваше внимание, - синквейн – способ творческого осмысления материала. Выполнение этого задания заставляет школьника мыслить, оценивать свои знания, встраивать полученные сведения в уже имеющуюся картину мира.
Эти приемы учат не только вести диалог, но и лучше понимать себя. А именно с этих основ начинается развитие личности.
Как мы видим, большинство идей К.Д.Ушинского актуальны. И даже самые современные приёмы и методы уходят корнями в далёкое прошлое.
Список литературы:
Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX вв.). Спб., 1912.
Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987.
Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. М., 1990.
Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России 2-й половины XIX в. М., 1954.
Демков М.И. История русской педагогики. Ч. 1–3.М., 1912.
Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915.
Константинов Н.В., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. 2-е изд. М., 1954.
Милюков П. Очерки по истории русской культуры. Спб., 1904.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - начало XIX в. / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М., 1973.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я половина XIX в. / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1976.
РождественскийС.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. Спб., 1902.
Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного образования в России в конце XVIII – XIX в. Т. 1.М., 1912.
Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М., 1974. Т. 1, 2.
А. М. Дедюхин, г. Свердловск, журнал «Начальная школа», 1975 год
https://studbooks.net/2053477/pedagogika/posledovateli_pedagogicheskih_idey_ushinskogo
Селиванова Галина Геннадьевна