Современные технологии обучения английскому языку: использование ресурсов сети «Интернет» в урочном и во внеурочном пространстве
Современные технологии обучения английскому языку: использование ресурсов сети «Интернет» в урочном и во внеурочном пространстве
Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения учебных задач, поставленных в рамках дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.
Учебный процесс базируется на модели смешанного обучения, которая помогает эффективно сочетать традиционные формы обучения и новые технологии.
Специфика дисциплины «Иностранный язык» определяет необходимость более широко использовать современные образовательные технологии, которые направлены на формирование базовых навыков практической деятельности учащихся по предмету «Иностранный язык».
При обучении иностранному языку используются следующие образовательные технологии:
- Технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной компетентности, необходимой обучающимся для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.
- Технология дифференцированного обучения – предполагает осуществление познавательной деятельности с учётом индивидуальных способностей, возможностей и интересов обучающихся.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий:
- Технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить процесс обучения языку на всех уровнях. Мультимедийные программы предназначены как для аудиторной, так и самостоятельной работы обучающихся и направлены на развитие грамматических и лексических навыков.
- Интернет-технологии – предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки международных научных проектов, ведения научных исследований.
- Технология тестирования – используется для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения. Осуществление контроля с использованием технологии тестирования соответствует требованиям всех международных экзаменов по иностранному языку. Кроме того, данная технология позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.
- Проектная технология – ориентирована на моделирование социального взаимодействия учащихся с целью решения учебной или предметной задачи. Использование проектной технологии способствует реализации междисциплинарного характера компетенций, формирующихся в процессе обучения английскому языку.
- Технология обучения в сотрудничестве – реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач.
- Игровая технология – позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных способов решения проблем, активизируя мышление обучающихся и раскрывая личностный потенциал каждого учащегося.
- Технология развития критического мышления – способствует формированию разносторонней личности, способной критически относиться к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной задачи.
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети - Интернет.
Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий для обучения языку в урочное и внеурочное время, является одной из ведущих технологий образовательного процесса в современном мире.
Современному учителю необходимо жить в ладу с цифровым миром, эта необходимость обусловлена стойким интересом обучающихся использовать различные цифровые устройства в своей жизни, и наша задача – запустить этот интерес в нужное для нас русло, т.е на решение учебных задач.
Я бы хотела остановиться подробнее на такой современной технологии обучения, как обучение иностранным языкам посредством интернет - ресурсов. Интернет-ресурс может содержать информацию в текстовой, графической и мультимедийной форме.
Использование информационных ресурсов сети Интернет помогает учителю решить ряд дидактических задач на уроке и положительно сказывается на всем процессе обучения языку, т.к.:
- обеспечивает моментальную обратную связь учащегося и учителя
- активизирует мыслительные способности обучающихся
- привлекает к работе пассивных учеников
- формирует информационную компетентность у учащихся
- оптимизирует образовательный процесс
- помогает рационально использовать урочное и внеурочное время
- мотивирует учащихся на изучение языка, несмотря на возникающие трудности
- активизирует познавательную деятельность учащихся
- создает дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков у учащихся
- помогает осуществить переход от репродуктивных форм обучения к самостоятельным, творческим видам работы.
Важно помнить, что информационные сайты типа wiki, youtube и др. – это лишь фрагменты знаний, задача учителя объединить данные фрагменты в систему знаний, превратить в инструмент для развития навыков и умений, требующихся современной личности.
В своей работе я использую презентации, созданные в Microsoft Power Point, а также активно занимаюсь созданием мультимедийных презентации в Google Slides, в данный момент прохожу курс по созданию видео-презентаций.
Для объяснения в классе и дома (модель «перевернутого класса»), закрепления материала, а также для проведения физ.минуток, я использую видеоролики с сайта www.youtube.com , https://www.khanacademy.org (представлен разнообразный ассортимент курсов), интерактивные задания (на платформах ЯКЛАСС, УЧИ.РУ), при контроле – интерактивные тесты и игры, Quizizz, при защите проектов - компьютерные презентации.
Существует множество сайтов для отработки грамматики, навыков чтения, письма, аудирования. Учащиеся, работая с данными сайтами, учатся отбирать нужную им информацию по интересующим вопросам. Существует ряд интересных и полезных сайтов, которые сделают ваши уроки насыщенными, интересными, разнообразными, информативными, а главное результативными. Хочу привести несколько примеров сайтов для изучения иностранного языка: Duolingo — один из самых популярных сервисов для изучения иностранных языков с нуля. LearnEnglish — здесь собраны материалы для изучения английского в разных форматах: уроках, играх, общении в чатах и т. п.
Situational English — предлагает изучать английский через ситуации.
Real-english.com — сайт с уроками, статьями и видео.
Оroro.tv — сервис изучения английского в процессе просмотра фильмов и популярных сериалов. Film-english — сайт изучения языка с помощью короткометражек.
Приложение AWORD от SKYENG, ED Words – для заучивания слов и их повторения
В соц.сетях учащиеся могут найти подходящие им группы, например соц.сеть Вконтакте, дает возможность вступить в такие группы как:
- https://vk.com/ilearnenglishwords
Группы дают возможность обучающимся найти и скачать электронные книги, аудиокниги, видеоролики на английском языке, а также об англоговорящих странах, об их культуре, потренироваться в грамматике и лексике, а учителям подготовить интересный материал на урок.
Современный мир с его развивающейся системой технологий дает учителю и преподавателю широкие возможности применения их в собственном образовательном пространстве и учебном пространстве его учащихся. В условиях глобальной модернизации системы образования перед преподавателем стоит задача – «идти в ногу со временем», ведь только используя современные средства и технологии обучения, мы сможем воспитать гармонично развитую и образованную личность в наших учащихся и воспитанниках.