Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
«Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
Автор: Ольховченко Э.А., педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ, с.Кочубеевское, Ставропольский край.
«Интерактивные методы обучения на занятиях в дополнительном образовании»
Наряду с традиционными приёмами и методами обучения в системе дополнительного образования детей, существуют очень интересные интерактивные формы обучения.
Дополнительное образование детей - уникальная и неповторимая среда, обеспечивающая комфортные психологические условия для индивидуального развития, раскрытия интеллектуально-творческого потенциала, социально-культурной адаптации. Ведь отличительной особенностью учреждений системы дополнительного образования является активное взаимодействие субъектов деятельности, добровольность участия, возможность каждого достигнуть оптимального результата с учетом его индивидуальных особенностей и практически полное отсутствие жесткой регламентации деятельности, что позволяет в полной мере раскрыть и использовать потенциал интерактивных педагогических технологий.
Взаимоотношения между педагогом и учащимся строятся на основе сотрудничества, сотворчества и свободе выбора. Эти особенности учреждений системы дополнительного образования открывают новые педагогические возможности и перспективы для внедрения в образовательный процесс новых форм, методов и средств использования современных интерактивных педагогических технологий.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника, а также воспитанников друг с другом.
Сам педагог должен быть увлечён творческим процессом, тогда эту искреннюю, эмоционально – окрашенную заинтересованность чувствуют и дети. Для меня наиболее эффективен процесс «сотворчества». Видя и чувствуя потенциал ученика, я предлагаю ему на выбор несколько заданий. А потом мы вместе «ведём» работу, придумывая её по ходу деятельности. Педагог – художник выступает как проводник, а ученик реализует его идеи. Результат превосходит все ожидания. Потому, что на полном доверии воплощаются и реализуются замыслы профессионального педагога.
В отличие от активных методов, интерактивные позволяют организовать большее поле взаимодействия обучающегося: в него включается не только педагог, но и сверстники с разным опытом, культурой, уровнем знаний. Роль педагога в интерактивной модели обучении принципиально отлична от традиционной: интеракция способствует доминированию активности самого школьника, а не педагога. Он выступает партнером ученика, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения.
Итак, главными принципами интерактивного обучения являются: – диалогическое взаимодействие; – работа в малых группах на основе сотрудничества; – активно-ролевая (игровая) деятельность; – тренинговая организация обучения. В условиях интерактивного занятия происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения. Обучаемый является полноправным участником психологически грамотно организованного процесса восприятия. Именно его опыт становится основным источником познания. Чувствуя свою успешность, интеллектуальную состоятельность, учащийся не только приобретает новые знания и умения, но и интенсивно развивает навыки познавательной деятельности, формирует интеллектуальные запросы, интересы, приобретает коммуникативные навыки, навыки поведения в социуме. Интерактивное обучение позволяет одновременно решать следующие задачи: учебно-познавательную; коммуникативно-развивающую; социально-ориентационную.
Формы интерактивного обучения.
Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:
Мастер-классы — передача практического опыта от учителя к ученикам.
Кейсы — решение конкретной ситуации.
Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.
Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.
Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.
«Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.
«Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.
Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.
Деловые игры — обыгрывание ситуаций.
«Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.
Ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.
Пары и малые группы — работа вдвоём и более.
«Дерево решений» — работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.
Я преподаю в системе дополнительного образования, где в одной группе могут заниматься дети разного возраста, разного уровня развития и восприятия. Именно интерактивные методы позволяют нивелировать сложности в организации занятия, изложении материала. Гибкость в подборе нестандартных форм позволяет активизировать детей, превратить занятие в увлекательное путешествие в мир новых знаний и открытий. Сами обучающиеся выступают как активные участники творчески организованного пространства, где царит свобода, увлечённость, любознательность, дружба.
В нашей студии уже традиционно проходят мастер классы «Поделюсь тем, что умею сам». Дети проводят их для обучающихся из других групп или объединений. В такой творческой атмосфере детям легче найти общий язык, новых друзей. Ребята, которые делятся своими уменьями, испытывают гордость и воодушевление. Так же используем и такую форму как мастер – классы для родителей и детей. Здесь подбирается тема, интересная и взрослым и детям и происходит процесс сотворчества. Это очень объединяет разные поколения, приходят и бабушки, дедушки, сёстры. А в итоге получается интересная коллективная работа.
В своей педагогической деятельности я часто использую следующие интерактивные методы и формы обучения: дискуссия, дебаты, деловая игра, диспут, имитационные игры, интервью, мозговой штурм, кейс-метод, коллективные решения творческих задач, круглый стол, лекция – консультация, метод «Мозгового штурма», «Метод портфолио», «Метод ассоциаций», «Образовательная экспедиция», публичная презентация проекта, работа в малых группах, разработка проекта, ролевая игра, творческое задание, тренинг.
Применение в различных ситуациях и для подходящих заданий этих методов, позволяет превратить занятие в живой, увлекательный процесс, где образы, смыслы и результаты рождаются «здесь и сейчас». Занятие превращается в уникальное авторское произведение учителя и учеников в конкретно созданных обстоятельствах, наполненных неповторимыми ситуациями переживания и сопереживания. Педагог не урокодатель, потому что учить – это не шаблон и не стандарт. Это значит что, будучи одновременно человеком, профессионалом, актёром, философом, педагог должен формировать у ребёнка естественнонаучное и социально-философское мировоззрение, формировать общую культуру, потребность в умении творческой деятельности, преобразовании действительности и окружающего мира.
Работа с одарёнными детьми.
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Меняющаяся современная окружающаяся среда требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного мышления и поведения.
Реальные социально-экономические условия развития общества предполагают новые требования к системе образования, к целям и направлениям её реформирования. Это - повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых. Современная система образования все чаще предполагает больше альтернативности и индивидуализации обучения, расширение форм образовательной деятельности. Сейчас актуально - выбор учеником, исходя из его реальных интересов и возможностей, содержательных аспектов образования. Вариант, способствующий реализации индивидуальных образовательных потребностей и права учащихся на выбор своего пути развития, является индивидуальный образовательный маршрут. Занятия в дополнительном образовании имеют большие преимущества по сравнению с уроками в средней школе. Сама система организации и проведения занятий в дополнительном образовании предполагает учитывать особенности и потребности личности каждого обучающегося, и, исходя уже их них, организовывать весь процесс обучения.
Существуют разные определения одарённости. В течение многих лет высокий интеллект служил определением одарённости.
Одаренность принято отличать от таланта – талантливым называют, как правило, человека, который уже достиг каких-либо высот. Одаренность, напротив, обычно присуща детям и не гарантирует того, что ребенок станет успешным, хотя в значительной мере увеличивает его шансы.
Одно из определений: одаренность — единство общих интеллектуальных и специальных способностей, определяющих высокие возможности человека в той или иной деятельности. Одаренность проявляется в высоком уровне умственного развития и склонности к инициативной творческой деятельности.
Отличительная черта одарённого ребёнка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. По оригинальности главным образом оценивается способность к творчеству.
Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию.
Познавательные способности и навыки.
• Владение большим объёмом информации;
• Богатый словарный запас;
• Перенос усвоенного на новый материал;
• Установление причинно – следственных связей;
• Обнаружение скрытых зависимостей и связей;
• Умение делать выводы;
• Умение интегрировать и синтезировать информацию;
• Участие в решении сложных проблем;
• Организация информации;
• Умение улавливать сложные идеи;
• Умение различать тонкие отличия;
• Чувствительность к противоречиям;
• Использование альтернативных путей поиска информации;
• Анализ ситуации;
• Умение оценить как сам процесс, так и результат;
• Умение предвидеть последствия;
• Умение рассуждать, строить гипотезы;
• Применение идеи на практике;
• Способность к преобразованиям;
• Критичность мышления;
• Высокая любознательность.
Творческие способности.
• Способность рисковать;
• Дивергентное мышление;
• Гибкость в мышлении и в действиях;
• Быстрота мышления;
• Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что – то новое;
• Богатое воображение;
• Восприятие неоднозначных вещей;
• Высокие эстетические ценности;
• Развитая интуиция.
Методы работы по развитию научно – исследовательской деятельности учащихся.
Под термином «научно – исследовательская работа» понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством преподавателя, Она включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты поэтапно фиксируются в виде описаний и фотографий этапов работы. Итоги научной работы учащихся должны быть реальными, то есть теоретическая проблема должна завершаться её конкретным решением, а практическая – её конкретным результатом.
Окончательный выбор темы научной работы остаётся за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, педагог имеет возможность максимально точно подобрать тематику и определить уровень сложности научной работы.
Основные моменты, на которые обращает внимание научный руководитель при работе с научным проектом учащегося:
1. Постановка проблемы.
2. Изучение различной информации.
3. Выбор методов исследования.
4. Анализ и обобщение.
5. Формулировка выводов.
6. Рекомендации.
Методы научных исследований.
Исследовательская работа – средство развития познавательных интересов воспитанников, их способностей, а так же профессиональной ориентации. Она предполагает наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методики исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, эго анализ и обобщение, собственные выводы.
Выполняя исследовательскую работу, воспитанники должны применять следующие методы научных исследований:
- Наблюдение – наиболее доступный и распространённый метод изучения. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным.
- Естественный и лабораторный эксперимент – означает «опыт», «испытание». Эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов.
- Специализированные анкеты, опросники, бланковые тексты.
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников. Существуют следующие типы анкет: открытые, закрытые, именные, анонимные.
- Анализ описаний исследования.
- Компьютерное моделирование.
Принципы увеличения восприятия:
- Эмоциональность.
- Повторения.
- Ассоциативная связь с предыдущим материалом.
- Смысловая разбивка текста.
- Использование всех органов чувств.
- Игровой тренинг.
При использовании этих принципов так же увеличивается качество восприятия материала: возникает большое количество эмоционально – смысловых связей между информационными блоками, что повышает долговременность и качество полученной информации.
Задача обучения творчеству, расширение творческих возможностей человека рассматривается как самый эффективный способ активного развития личности. При этом всё чаще само понятие «творчество» рассматривается в более широком смысле: как способность находить альтернативные варианты решения проблем, как способность добиваться успеха в реализации своих идей.
Но успешное творчество в жизни не сводится только к способности генерировать новые идеи. Необходимо вырабатывать три различные составляющие успешной творческой самореализации:
- Творческая: умение находить новые интересные идеи, выходить за рамки принятых норм, видеть скрытые для других возможности.
- Аналитическая: способность анализировать и оценивать идеи, предвидеть последствия новых идей, решать проблемы и принимать решения.
- Практическая: умение реализовывать идеи. Даже самая великолепная идея бесполезна, пока её не воплотят в реальном мире в виде эффективного решения, пока она не принесёт своих плодов.
Принципы построения программ для обучения одаренных детей
При составлении программ для обучения и воспитания одарённых детей в первую очередь нужно учитывать индивидуальные особенности конкретного ребёнка. Это и его способности самостоятельного нахождения необходимой информации и применения полученных знаний на практике. Темперамент и психологический тип ребёнка – от этого будет зависеть скорость выполнения эскизов и самих работ. Его лидерские и ораторские качества – от этого будет зависеть желание и умение хорошо выступить и удержать внимание большой аудитории слушателей. И развитость его профессиональных умений и навыков – от этого будет зависеть практическое выполнение задуманных идей и реализация всего творческого проекта.
При построении программы необходимо учитывать особенности данного ребёнка, чтобы интерес к выбранной для исследования темы и реализации творческого проекта не пропал. Выбранная тема может исходить из опыта по выполнению работ с использованием определённой технологии, но творческий проект продолжает её на более углубленном уровне. Вначале нужно познакомиться с аналогами, затем можно применить «мозговой щтурм» или другие технологии, чтобы получить множество идей по выбранной теме. Затем идёт процесс поиска – разработки идей и эскизов. Хорошо подключать различные творческие упражнения и задания. Потом уже, поэтапно, идёт работа над теоретической и практической составляющими выбранного творческого проекта. Затем следует систематизация наработок и обобщение всего материала. Завершающий этап – оформление полученного теоретического и практического материала, рефлексия, самооценка.
Из опыта работы самым сложным всегда оказывалось подготовить ребёнка для публичной защиты. Ведь дети, которые занимаются прикладным творчеством, как правило, немногословны, больше настроены на сосредоточенную деятельность, а не на активные речевые выступления. Поэтому, зачастую, им сложно настроиться на вербальную подачу материала, иногда они теряются. Но на помощь всегда привлекается психолог, который проводит серию упражнений, тренингов на тему публичных выступлений. Педагог должен разработать ИОМ. Основная цель вариативных образовательных маршрутов - обеспечение формирования и реализации потребности учащихся в самоактуализации, саморазвитии на основе оптимизации и выбора учебной, психологической и физической нагрузок.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.