Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»

2
0
Материал опубликован 21 July 2022 в группе

Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения.
«Плохой учитель преподносит истину, 
хороший учит ее находить.» 
А. Дистервег

    Каждый ученик для учителя – тайна, и каждый имеет разные привычки, характер, свою судьбу. Педагогические технологии  позволяют учителю помочь пробудить и сохранить живой интерес  своих учеников к самим себе, к миру, который их окружает, сохранить самое ценное, чем обладает человек.
    Неслучайно, слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. 
    Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
    Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. 
    В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. Признаками данного подхода являются:
* технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
* технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
* функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;
* поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
* органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [1].
Давайте, рассмотрим некоторые современные  педагогические технологии:
Педагогические технологии Достигаемые результаты
Проблемное обучение Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Разноуровневое обучение У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. Проектные методы обучения Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Исследовательские методы в обучении
  Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся
подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. Технология использования в обучении игровых методов Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Обучение в сотрудничестве Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. Информационно-
коммуникационные
технологии Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. Здоровьесберегающие
технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Система инновационной оценки «портфолио»
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
     Технология обучения может быть любой, но для ученика учитель должен  на уроке создавать ситуацию совместного поиска, коллективных раздумий, а самое главное – успеха. Ученик должен ощущать заинтересованность учителя в его  успехах, верить в себя. Поэтому роль учителя многообразна, особенно на уроках английского языка, где еще дополнительно решается ряд культурных задач: 
-освоить вместе с учеником механизм его индивидуального развития,
-помочь ученику увидеть перспективу его саморазвития, в  том числе культурного,
-стимулировать творческий подход,
-поощрять аналитическое отношение к миру, к носителям другой культуры.
     Эта задача великолепно решается в диалогичности, поэтому на уроках английского языка этому необходимо  уделять достаточное внимание. Этому способствует технология обучения в сотрудничестве, которая, в свою очередь, основана на следующих принципах: взаимозависимость членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; совместная учебно-познавательная деятельность в группе; общая оценка работы группы.
     Применение различных технологий, форм работ, музыкальное оформление уроков, двигательную активность, работу над песенным материалом, ролевые игры, проектную деятельность, приемы драматизации, аудио – и видеоматериалов, различные соревнования, битвы хоров, конкурсы чтецов  - все это способствует созданию комфортной обстановки на уроках, возникновению позитивных эмоций, развитию творческой активности, вселяют  у обучающихся уверенность в себе.
     В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования образовательный процесс в общеобразовательной организации должен предусматривать интерактивные учебные занятия. Модель интерактивного обучения подразумевает обучение в общении, т. е. и ученики, и учитель становятся равноправными субъектами образовательного процесса. Существует множество современных педагогических технологий, которые в той или иной степени отвечают этой модели.
      Одна  из них технология модерации, которая предполагает применение на уроке активных методов обучения, что ставит ее в ряд педагогических технологий, особенно актуальных для проектирования урока в аспектах ФГОС основного общего образования [4]. Применение технологии модерации способствует решению сразу нескольких задач. Заложенные в ее основу активные методы обучения помогают создать на уроке комфортные условия, как для учителя, так и для учеников, что позволяет продуцировать большее количество идей и суждений. Познавательная деятельность на таком уроке предполагает активное и осознанное освоение учебной информации. Модель интерактивного обучения реализуется в первую очередь через диалог. Все действия учителя направлены на привитие ученикам культуры диалогового обучения и умений грамотно вести диалог в целях получения нужных для решения той или иной задачи сведений.
     Занятие, построенное по технологии модерации, всегда направлено на получение конкретного и прогнозируемого результата, т.е. диалог в этом случае является не простой формой общения, а средством для достижения образовательных результатов, требуемых в соответствии с ФГОС основного общего образования, — предметных, метапредметных и личностных. На таком занятии общение становится одним из механизмов, позволяющих воспитывать гражданские качества учащегося, необходимые для адекватной социализации личности. Для преподавания английского языка данная технология очень актуальна.
     Грамотное применение каждой из представленных образовательных технологий дает свой результат, как для учеников, так и для педагога [1].
     Я уверена  в том , что современный образовательный процесс немыслим  без поиска новых, может быть более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования, чтобы  школа  в полной мере  смогла быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром гармонии и сотрудничества.

Список литературы:
1.Еркина С.Л. Современные образовательные технологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://агасу.рф/files/documents/44-redaktor/kursy/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdf
2.От качественного урока – к качественному образованию. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-ot-kachestvennogo-uroka-k-kachestvennomu-obrazovaniyu-807659.html
3.Поташник, М.М. Требования к современному уроку / Поташник М.М. - Москва : Центр педагогического образования, 2013. - 270 с.
4.Патрикова Т.С. Интерактивное учебное занятие: технология модерации // Справочник заместителя директора школы. – 2015. - №3.
5.Патрикова Т.С. Готовая карта педагогических технологий, чтобы ученики достигали результатов по ФГОС на каждом уроке // Справочник заместителя директора школы. – 2018. - №10.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации