Урок технологии в 9 классе «Современные технологии в производстве и упаковке пищевых продуктов. Чтение информации на этикетке упакованного товара и изучение его подлинности по штрихкоду»

14
4
Материал опубликован 8 December 2021 в группе



Современные технологии в производстве и упаковке продуктов
DOCX / 362.1 Кб

Тема урока. Современные технологии в производстве и упаковке пищевых продуктов. Чтение информации на этикетке упакованного товара и изучение его подлинности по штрихкоду

Слайд 1

Цель: актуализировать знания учащихся по темам «Пищевые добавки в продуктах» и «Штрихкод товаров»

Слайд 2

Задачи:

  • Создать условия для усвоения знаний о пищевых добавках.
  • Научить проводить первичную экспертизу по этикеткам, штрихкоду.
  • Научить определять подлинность товара по контрольной цифре штрихкода.
  • Воспитывать любознательность, стремление узнавать новое.

Тип: комбинированный

Методы: беседа, практическая работа

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Слайд 3

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны:

  • узнать о пищевых добавках в продуктах и штрихкоде товара;
  • уметь определять целесообразность употребления некоторых продуктов питания.

Слайд 4

Оборудование: проектор, презентация, упаковки продуктов, таблицы.


Ход урока:

Слайд  5

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку создание атмосферы взаимодействия и сотрудничества.

Слайд 6

  1. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта

Исследование упаковок: необходимо провести их исследование и выяснить, что ученики знают об упаковках.

Вопросы:

  1. Можно ли по упаковке получить информацию о пищевом продукте?

Слайд 7

  1. Знаете ли вы о современной упаковочной индустрии? (международная экомаркировка).

Экомаркировка — знак, который наносится на упаковку и свидетельствует о том, что продукция соответствует определённым экологическим стандартам.

Слайды  8, 9

Для того, чтобы было проще определить безопасность того или иного товара или соответствие конкретным требованиям, пользуются торговыми знаками. Они помогают быстрее заметить нужную информацию.

Так, вот этот торговый знак говорит о том, что товар прошёл обязательную сертификацию и безопасен для использования.


Этот знак означает, что упаковку следует выбросить в урну. Рядом с ним иногда пишут: «Содержи свою страну в чистоте!» или просто «Спасибо». Это призыв не загрязнять окружающую природу, и быть аккуратными.


А этот знак ставится на том материале, который изготовлен из нетоксичных материалов и при его контакте с пищевыми продуктами не будет никакого вреда.

К торговым знакам можно отнести и знакомые обозначения ухода за одеждой.


Слайд 10

  1. Как проверить качество продуктов по упаковке?

Срок годности — интервал времени, в течение которого можно употребить товар, и по истечении которого продукт теряет потребительские свойства.

Слайд 11   Учитель: Практически на всех товарах мы видим штрихкод.

1)  Для чего и с какой целью на упаковках был введён штрихкод?

2)  Какую информацию несёт штрихкод на упаковках товаров?

Слайд 12  

III. Сообщение темы урока

Слайд 13  

IV. Мотивация учебной деятельности

Метод «Закончи  предложение»:

  1. Для меня изучение данной темы необходимо, потому что…
  2. Моя личная цель на этот урок…
  3. Я пришёл на урок, потому что хочу…
  4. Мой настрой на урок…

Слайд 14 

V. Изучение нового материала

   Учитель: Наша жизнь непосредственно связана с товарами. Мы можем сами производить их, например, сшить красивое платье или изготовить полку для книг. Но чаще мы покупаем товары в магазине.

Что нам надо знать о товарах? Конечно, самую важную информацию, которая помогает судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или употреблении. Откуда же человек узнаёт эту информацию? На данном уроке мы не только ответим на этот вопрос, но и узнаем о сертификатах и сертификации, о торговых символах, этикетках и штрихкоде.

Давайте  перечислим основные источники информации о товарах или услугах.

Слайд 15  

1. Средства массовой информации

К ним относятся радио, телевидение, газеты, журналы, SMS-рассылка и Интернет.

Слайд 16 

2. Выставки товаров или услуг

Производители той или иной группы товаров регулярно участвуют в таких выставках. Например, производители мебели организовывают такие выставки регулярно. Человек, который хочет купить мебель, может познакомиться с новыми направлениями в мебельном производстве. Увидеть, какие цвета и материалы становятся модными в новом году и так далее.

3. Наружная реклама

Это и листовки, вывески, рекламные щиты

Слайд 17

4. Символы на этикетках, вкладышах, упаковках. Более подробно мы рассмотрим их ниже

Слайд 18

5. Инструкции с описанием качества товаров и технологии их применения

Производители либо пишут такие инструкции на упаковках, например, на продуктах питания, либо печатают на специальных вкладышах и вкладывают их в коробку с продуктом. Такие инструкции дают, например, к зубным пастам или электрическим приборам.

6. «Сарафанное радио», то есть устное и письменное общение между людьми.

Как часто вы слышите от знакомых: «Я купила такую замечательную микроволновку и так недорого». Это и есть яркий пример сарафанного радио.

Такие новости могут распространяться через телефон, электронную почту, чаты и социальную сеть.

Какая же информация для нас первостепенная? Конечно, информация о качестве товара и безопасность его использования.

Слайд 19

Каждый продавец и производитель товаров должны в обязательном порядке иметь сертификат – подтверждающий его качество.  

Слово «сертификат» происходит от латинского слова «удостоверяю». Сертификаты обязательны для большинства товаров и услуг.

 Для выдачи такого сертификата, товар или услугу сначала надо сертифицировать, то есть проверить их соответствие определённым требованиям. Это очень важно.

Слайд 20

Давайте перечислим задачи, которые выполняет сертификация:

  • оказывает помощь в выборе продукции
  • защищает покупателя от того производителя или исполнителя, которые некачественно выполняют свою работу
  • контролирует безопасность продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества населения.
  • улучшает деятельность предприятий на товарном рынке как внутри страны, так и за её пределами.
  • содействует экспорту и повышению конкурентоспособности отечественной продукции.

Слайд 21

Различают несколько видов сертификатов: гигиенический сертификат и сертификат соответствия.

А теперь рассмотрим упаковки и их основные характеристики.

Слайд 22

  • Пищевая упаковка - это специализированное изделие из безопасного инертного материала, предназначенное для удобной перевозки и длительного хранения продуктов.


Слайд 23

  • Виды упаковок: ёмкости и коробки для продуктовых товаров могут отличаться формами и модификациями. Выполняются упаковки из бумаги, пластика, плотного картона, стекла, металла, полипропилена с барьерным слоем

Слайд 24

  • Маркировка – это комплекс обозначений, который состоит из текста, графических или цветовых символов и их комбинаций. Маркировка наносится на изделие, упаковку, ярлык или этикетку и позволяет определить изготовителя продукции, условия и сроки её хранения.
  • Этикетка содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, рекламные материалы и краткую инструкцию для пользователя.

Слайд 25

  • Вкладыш – это подробная инструкция, в которой указаны меры предосторожности, если таковые имеются. Как правило, вкладыш запечатывают в упаковку лекарств, химических препаратов, игрушек и так далее.

Слайд 26

  • Штрихкод – графическая информация, которая наносится на поверхность товара, маркировку или упаковку изделий. Состоит штрихкод из последовательности чёрных и белых полос или других геометрических фигур.

 Слайд 27

На сегодняшний момент существует два вида штрихкодов: линейные и двухмерные.

Давайте рассмотрим конкретный линейный штрихкод и на его примере разберем, что обозначают цифры, которые расположены под штрихами.

Слайд 28

 Первые три цифры указывают на страну производителя товара.


Слайд 29

 Следующие четыре цифры обозначают номер предприятия. Этот номер системой кодирования выдаётся каждому предприятию.

Следующие четыре цифры обозначают вид товара. Каждая организация-производитель или продавец самостоятельно кодируют этими цифрами информацию о продукте. Там может быть зашифровано наименование, сорт, артикул, цвет, размер и так далее.

Последней стоит контрольная цифра. Именно эту цифру и считывает специальный сканер.

  1.  Физкультминутка

Слайд 31

VII. Практическая работа «Расчёт контрольной цифры»

План подсчёта контрольной цифры состоит из следующих шагов:

  1. Цифры набора нумеруются справа налево.
  2. Подсчитываются суммы цифр, стоящих на чётных и нечётных местах.
  3. Сумма цифр, стоящих на нечётных местах, суммируется с утроенной суммой цифр, стоящих на чётных местах.
  4. Если цифра единиц полученного результата равна нулю, то контрольная цифра — 0. Если последняя цифра результата не нуль, то контрольная цифра равна дополнению этой цифры до 10.

Слайд 32

Расчёты:

Давайте попробуем проверить, правильно ли подсчитана контрольная цифра. Выпишем все цифры, кроме последней, и присвоим им номера от одного до 11.

Слайд 33

Подсчитаем сумму цифр, стоящих на чётных местах: 8 + 6 + 4 + 2 + 0 = 20, и на нечётных местах: 9 + 7 + 5 + 3 + 1 + 9 = 34.

Сумму цифр, стоящих на нечётных местах, суммируем с утроенной суммой цифр, стоящих на чётных местах: 34 + 3*20 = 94

Цифра единиц полученного результата равна 4, значит, контрольная цифра равна: 10 – 4 = 6.

Вывод: таким образом, мы выяснили, что рассматриваемый нами штрихкод составлен верно

Слайд 34

Работа в группах.

Последовательность выполнения:

  1. Определить страну происхождения товара по штрихкоду:
  • 1-я бригада
  • 2-я бригада
  1. Изучить структуру штрихкода и занести в тетрадь.

Слайд 35

VIII. Выполнение индивидуальной работы «Экологическая экспертиза продуктов питания»

Слайд 36

IX. Подведение итогов уроков. Рефлексия

Слайды 37 - 40

  1. Разгадывание ребуса. Объясните, как вы понимаете этот девиз.

Если бы штриховому коду надо было придумать девиз, он мог быть таким: __________________________











ь

+





ё


ж








ь


Ответ: «Скорость + надежность» 

Объясните, как вы понимаете  этот   девиз  

Слайд 41

  1. Что нового лично для меня было на уроке?
  2. Чему я научился?
  3. Достиг ли я поставленной цели?
  4. В чём могу совершенствоваться?

X. Мотивация оценок за урок

Слайд 42

XI. Домашнее задание: подготовить материал по теме: «Семейная экономика. Принципы формирования потребительской корзины»

Использованные  материалы:

http://demo.videouroki.net/video/04-informaciya-o-tovarah.html

http://videouroki.net/video/04-informaciya-o-tovarah.html

Иллюстрации взяты из  открытых  источников в интернете

Современные технологии в производстве и упаковке продуктов
PPTX / 33.05 Мб

Ребус "Штрихкоды"
DOCX / 302.55 Кб

Комментарии

Светлана Ивановна, поздравляю Вас с призовым местом в конкурсе "Лучший урок месяца"!

10 December 2021

Благодарю Вас, Раиса Поликарповна!

11 December 2021

Светлана Ивановна, поздравляю с 3 местом в номинации "Лучший урок месяца"!

10 December 2021

Благодарю Вас, Наталия Алексеевна! Мне очень приятно)))

11 December 2021