Эссе «Современный урок»
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью
«Проблемы, подходы и решения при разработке современного занятия»
«Современный урок»
Автор: М.В. Франк, учитель математики
ГБОУ РО «НШИ с ПЛП имени Четвёртой КВА».
В условиях реализации ФГОС в соответствии с динамично изменяющейся образовательной ситуацией в нашей стране наиболее актуальной проблемой остается создание условий для проявления и развития свойств личности каждого обучающегося, а также наиболее полного раскрытия его творческого потенциала.
Задача учителя математики в условиях реализации ФГОС второго поколения и Концепции развития математического образования – организовать продуктивную деятельность каждого обучающегося на уроке и во внеурочное время, направленную на раскрытие его творческого потенциала.
Для успешного обучения и развития личности определяющим является «идущий изнутри импульс». «Учиться должно хотеться» - высказали мнение Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я. Задача учителя - в «неназойливой» форме «спровоцировать» интерес, удивление, любопытство.
Основной формой обучения в современной школе остаётся урок. Детям на уроке должно быть интересно, но этот интерес должен достигаться не за счет внешних эффектов или искусственной занимательности. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики» - писал К.Д. Ушинский.
На помощь приходит личностно – ориентированное обучение. Психологи считают, что адекватные способы педагогической деятельности личностно – ориентированного подхода – это предоставление учащимся свободы для выбора форм и способов учения, принятия самостоятельных решений, творчества, формирование у детей веры в свои силы и способности.
При разработке современного занятия личностно – ориентированный подход реализуется в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различных уровнях, выполнять задания разной сложности. Обучение ведется на индивидуальном, максимально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения.
В основу моих уроков положены пять принципов:
1. Принцип свободы выбора.
С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается ответственностью за свой выбор!
2. Принцип открытости.
Не только давать знания, но ещё показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемными ситуациями, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых и деловых, компетентных специалистах в разных сферах
Важно привить учащимся навыки самостоятельного приобретения знаний; умения пользоваться справочной и учебной литературой, интернет - ресурсами; воспитать потребность в самообразовании; «учить учиться».
3. Принцип деятельности.
Освоение знаний учащимися, приобретение ими умений и навыков организовывать преимущественно в форме деятельности. Знание должно быть инструментом, используемым в его практическом применении.
Ученику необходимо постоянно показывать сферу применения полученных знаний, создавать проблемные ситуации. Актуальность данной проблемы возрастает в условиях проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников средней школы по математике в формате ЕГЭ на двух уровнях (базовом и профильном – по выбору выпускников), в контрольно-измерительных материалах (КИМ) которого много заданий практического характера.
4. Принцип обратной связи.
Считаю необходимым постоянно контролировать процесс усвоения знаний с помощью разнообразных приёмов обратной связи (уроки – зачёты, консультации, обучающие и контролирующие самостоятельные работы, математические диктанты, контрольные работы, проекты, тесты и т.д.).
5. Принцип успешности.
Дать возможность каждому ребёнку поверить в свою неповторимость, в свои возможности. Необходимо согласовывать темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят её подкрепить.
С целью повышения интереса к предмету в своей работе использую следующие приёмы на разных этапах урока: поисковая деятельность учащихся, создание проблемной ситуации, новизна материала и эмоциональная окраска урока.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как элемент неожиданности. Стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже «обыденное» становится удивительным.
Следую основным дидактическим принципам обучения: от простого к сложному, от конкретных наблюдений, примеров к выводам и обобщениям, от практических результатов к формулировкам правил, теорем. Учащиеся учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут, а также учатся слушать и слышать другого.
В результате воспитанники могут самостоятельно затронуть и содержательно раскрыть теоретические вопросы, воспользоваться теорией к месту и по ситуации. При этом ранее приобретённые знания, самостоятельно используемые в различных ситуациях из урока в урок, постепенно становятся опытом учащегося.
Практика показывает, что чем чаще в процессе обучения математике ребёнок преодолевает различные трудности, чем насыщеннее его умственная деятельность, чем чаще на уроке создается атмосфера творческого подъема, тем эффективнее осуществляется процесс обучения.
Особое внимание уделяется мотивации познавательной деятельности учащихся, т. к. основными факторами, побуждающими ученика к этому, являются его самореализация и персонализация. В ходе урока обучающиеся наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
На уроке предоставляется возможность каждому обучающемуся проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение, как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей.
Во время урока оказывается поддержка любому проявлению творчества, самостоятельности, толерантности, создавая этим ситуацию успеха, и поддерживая благоприятный психологически комфортный микроклимат.
Современные уроки основаны на применении активных образовательных ресурсов (ИКТ, ЭОР, ЦОР и др.) и технологий интерактивного обучения; метода проектов, мониторинга и самооценки обучающихся.
Занятия направлены не только на повышение предметной компетентности подростков и расширение их кругозора, но и на развитие способности человека учиться самостоятельно и брать на себя ответственность за процесс и результаты собственного образования.
Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто не утомляет так, как однообразие. Поэтому считаю, что на уроке, на занятиях должны разумно чередоваться различные формы деятельности.
Источники информации:
1.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия
– к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
2. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода.
– М.: Школьные технологии, 2011.
3. Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального
– к информационному. - М.: Народное образование, 2009.
Кияйкина Наталья Федоровна