12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Четверикова1028
ФГБОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия искусств», «Музыкально-инструментальное искусство»; ПП: «Методическая и организационная деятельность в профессиональной образовательной организации с учетом ФГОС», квалификация-Старший методист
Россия, Амурская обл., Благовещенск
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»
1

Современный урок, как основная форма организации учебно-познавательного процесса в системе дополнительного образования

Основной формой организации учебного процесса с давних времен является урок, его актуальность и значимость неоспоримы  в традиционном понимании данного процесса. Однако, время не стоит на месте, информационная перенасыщенность, погоня за новыми технологиями значительно поменяло современное общество. В основе которого теперь стоит ориентация на гуманизацию, толерантность, всестороннее развитие личности. Дополнительное образование, как зеркало общества, призвано меняться вместе с ним, отталкиваясь от его потребностей. Многочисленные исследования показывают, что современный ребенок менее усидчив, терпелив, его мышление и память направлены чаще на яркие и живые события, он просит больше  индивидуальной работы и внимания.

            Данные условия требуют от педагога особого мастерства и творческого подхода к организации учебного процесса. Мало знать и грамотно доносить содержание урока до учеников, традиционность уроков не достаточно эффективна, как показывает практика. На своих занятиях я часто практикую так называемые нетрадиционные формы уроков, в частности урок-игру, урок-дискуссию  и др. на мой взгляд, это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Фрадкина. Ф.И, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в них, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.д. Но даже на таких занятиях в основе должна лежать дидактическая цель, а что б ее грамотно построить, нужно всегда обращаться к основным этапам построения урока.  Так что же  такое урок? Ядро, главная клеточка системы образования. В дидактике понятие урок раскрывается как форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава. Занятия организуются по твердому расписанию и грамотно построенной образовательной программой. В данном понятии отражены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, все дидактические компоненты урока.

Организация каждого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего педагог хочет добиться, затем строится так называемый «костяк» или план урока, в который входят его этапы:

- вводная беседа (установка цели урока);

- изучение, повторение или закрепление материала;

- практическая работа или рефлексия.

В соответствии с этим можно выделить следующие типы уроков:

•     уроки изучения нового учебного материала;

•     уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);

•     уроки обобщения и систематизации;

•     комбинированные уроки;

•     уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Главная сложность, с которой сталкивается практически каждый педагог дополнительного образования, это наполнение учебным материалом, его разнообразием и возможностью донести знания до каждого ученика. Как сочетать в методической  разработке урока, традиционность и новаторство. Наука и практика последние десятилетние активно пытаются преодолеть это путем дифференцированного обучения или внедрением системно-деятельностного подхода.

Еремина И.В. в своих статьях пишет об актуальности этого  подхода:

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ученика. Ключевыми моментами системно-деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия, дифференцированное обучение в полной мере дополняет его, а нетрадиционный урок, на мой взгляд, вытекает из данного подхода и вполне может  применяться педагогами дополнительного образования в своей практике. Требования к планированию таких уроков отличаются от требовании к традиционному уроку, могут быть следующими:

- определение системы таких уроков, периодичность индивидуально в каждом классе;

- тщательное планирование урока, в основе которого должна лежать дидактическая цель;

-моделирование (анализ, проработка содержания) наполнение урока только тем содержанием, которое поможет наиболее четко раскрыть дидактическую цель;

- выбор формы проведения урока, наиболее эффективных методов;

- оптимальная нагрузка детей впечатлениями;

- возможно привлечению к проведению уроков различных специалистов (профессиональных художников, музыкантов и др.);

- подведение итогов урока (рефлексия);       

На своих занятиях, применяя данный подход к обучению, наблюдаю положительную динамику в освоении системы знании. Так, к примеру, тема «Основные правила композиции» во 2 классе освоились на 40% эффективнее у тех классов, где подача и изучение нового материала была организованна в форме игры «Три правила композиции», чем в классах, где тема объяснялась традиционно. К тому же, эти классы по результатам  итогового, годового контрольного среза показали большей объём остаточных знании на 20%. Отсюда следует, что организация подачи даже самой сухой, скучной информации не в стандартной форме способна освоиться гораздо эффективнее. Во время таких занятии у учащихся формируется устойчивый интерес к предмету, снимается напряжение и поднимается дух творчества. Конечно, педагогу, не следует погружаться ни в одну из форм организации урока, пренебрегая другими.

Главная задача, гармонично сочетать, комбинировать  в организации учебного процесса все доступные формы. Знать и понимать, какую именно информацию как донести, в какой форме.  Грамотное  комбинирование  учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Развитие нестандартного мышления и четкого алгоритма действии – залог успешного образования, в основе которого лежит урок.

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.