Статья «Современный урок как основная форма организации учебно-познавательного процесса в системе ДО»
Основной формой организации учебного процесса с давних времен является урок, его актуальность и значимость неоспоримы в традиционном понимании данного процесса. Однако, время не стоит на месте, информационная перенасыщенность, погоня за новыми технологиями значительно поменяло современное общество. В основе которого теперь стоит ориентация на гуманизацию, толерантность, всестороннее развитие личности. Дополнительное образование, как зеркало общества, призвано меняться вместе с ним, отталкиваясь от его потребностей. Многочисленные исследования показывают, что современный ребенок менее усидчив, терпелив, его мышление и память направлены чаще на яркие и живые события, он просит больше индивидуальной работы и внимания.
Данные условия требуют от педагога особого мастерства и творческого подхода к организации учебного процесса. Мало знать и грамотно доносить содержание урока до учеников, традиционность уроков не достаточно эффективна, как показывает практика. На своих занятиях я часто практикую так называемые нетрадиционные формы уроков, в частности урок-игру, урок-дискуссию и др. на мой взгляд, это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Фрадкина. Ф.И, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в них, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.д. Но даже на таких занятиях в основе должна лежать дидактическая цель, а что б ее грамотно построить, нужно всегда обращаться к основным этапам построения урока. Так что же такое урок? Ядро, главная клеточка системы образования. В дидактике понятие урок раскрывается как форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава. Занятия организуются по твердому расписанию и грамотно построенной образовательной программой. В данном понятии отражены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, все дидактические компоненты урока.
Организация каждого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего педагог хочет добиться, затем строится так называемый «костяк» или план урока, в который входят его этапы:
- вводная беседа (установка цели урока);
- изучение, повторение или закрепление материала;
- практическая работа или рефлексия.
В соответствии с этим можно выделить следующие типы уроков:
• уроки изучения нового учебного материала;
• уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
• уроки обобщения и систематизации;
• комбинированные уроки;
• уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Главная сложность, с которой сталкивается практически каждый педагог дополнительного образования, это наполнение учебным материалом, его разнообразием и возможностью донести знания до каждого ученика. Как сочетать в методической разработке урока, традиционность и новаторство. Наука и практика последние десятилетние активно пытаются преодолеть это путем дифференцированного обучения или внедрением системно-деятельностного подхода.
Еремина И.В. в своих статьях пишет об актуальности этого подхода:
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ученика. Ключевыми моментами системно-деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия, дифференцированное обучение в полной мере дополняет его, а нетрадиционный урок, на мой взгляд, вытекает из данного подхода и вполне может применяться педагогами дополнительного образования в своей практике. Требования к планированию таких уроков отличаются от требовании к традиционному уроку, могут быть следующими:
- определение системы таких уроков, периодичность индивидуально в каждом классе;
- тщательное планирование урока, в основе которого должна лежать дидактическая цель;
-моделирование (анализ, проработка содержания) наполнение урока только тем содержанием, которое поможет наиболее четко раскрыть дидактическую цель;
- выбор формы проведения урока, наиболее эффективных методов;
- оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
- возможно привлечению к проведению уроков различных специалистов (профессиональных художников, музыкантов и др.);
- подведение итогов урока (рефлексия);
На своих занятиях, применяя данный подход к обучению, наблюдаю положительную динамику в освоении системы знании. Так, к примеру, тема «Основные правила композиции» во 2 классе освоились на 40% эффективнее у тех классов, где подача и изучение нового материала была организованна в форме игры «Три правила композиции», чем в классах, где тема объяснялась традиционно. К тому же, эти классы по результатам итогового, годового контрольного среза показали большей объём остаточных знании на 20%. Отсюда следует, что организация подачи даже самой сухой, скучной информации не в стандартной форме способна освоиться гораздо эффективнее. Во время таких занятии у учащихся формируется устойчивый интерес к предмету, снимается напряжение и поднимается дух творчества. Конечно, педагогу, не следует погружаться ни в одну из форм организации урока, пренебрегая другими.
Главная задача, гармонично сочетать, комбинировать в организации учебного процесса все доступные формы. Знать и понимать, какую именно информацию как донести, в какой форме. Грамотное комбинирование учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
Развитие нестандартного мышления и четкого алгоритма действии – залог успешного образования, в основе которого лежит урок.