Летний учебно – тренировочный лагерь как одна из современных форм организации образовательного процесса в дополнительном образовании
Летний учебно – тренировочный лагерь
как одна из современных форм организации образовательного процесса
в дополнительном образовании
Тулакин Андрей Викторович
муниципальное образовательное казенное учреждение
дополнительного образования детей
Оричевский районный Дом детского творчества
п. Оричи Кировской области
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности жизнедеятельности.
Большую часть своего времени, особенно в учебный период, дети проводят в помещениях. Солнца в учебных кабинетах попадает мало, воздух отравлен выделениями красок, пластика, формальдегидов. Однако уже в очень древние времена врачи, философы отмечали благоприятное влияние природных сил на здоровье человека. Со временем эти мысли о здоровье и среде только укреплялись, а в здоровьесберегающей среде получили лозунг «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья». Влияние природных факторов на организм человека описано в работе К.Ниши «Натуральная гигиена». Основные идеи: солнце – энергия, выработка витаминов и гармонов; воздух – кислород, очищение организма, закалка; земля – питание, энергия. Правильное и грамотное использование этих природных факторов возвращают человеку естественную среду обитания, а значит, дают здоровье.
Чтобы максимально использовать потенциал природы, одной из современных форм здоровьесберегающей технологии в дополнительном образовании является организация и проведение летнего учебно – тренировочного лагеря «Школа выживания».
В программе лагеря предусмотрен комплексный подход к здоровьесберегающей деятельности, который предусматривает: соблюдение санитарно – гигиенических требований, проведение физкультурно – оздоровительной работы, соблюдение рационального режима, организации работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Благодаря этому подходу, решаются не только задачи защиты здоровья обучающихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья воспитанников, воспитывая у них культуру здоровья.
Пояснительная записка программы
Сложна среда обитания человека начала XXI века. Не проходит и дня, что бы газеты, радио и телевидение не принимали сообщение об очередной аварии, катастрофе или криминальном происшествии в том или ином месте земного шара. Завтрашний день также не обещает резкого оздоровления обстановки. Достаточно прогуляться по вечерней улице, что бы понять: сегодня даже при простой ситуации не всегда можно надеяться на помощь постороннего.
Кто же сможет выручить человека, оказавшегося в беде? Прежде всего, он сам. Однако человеку очень сложно овладеть всем навыками, обеспечивающие безопасность жизни, не занимаясь этим дополнительно к школьной программе.
Результат собственной работы и самые простые советы и правила выживания всегда очень просты. Каждый человек – часть природы (общества), которая живет по всем законам. Выжить – значит, знать эти законы и действовать, сообразуясь с ними, и не пытаться подчинить их себе.
За учебный год занятий в объединениях туризма и краеведения, борьба было накоплено немало новых теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности. Для получения практического опыта выживания в природе предполагается летний выездной учебно – тренировочный лагерь «Школа выживания».
Программа лагеря направлена на овладение навыками автономного существования в природе; умение организовать и провести спасательные работы; и использование растений в качестве пищи или лекарств; ориентирование в природе по карте и без нее, организация аварийного бивака с помощью подручных средств, изучение следов диких животных, умение прогнозировать погоду, «не теряться» в ночное время и многое другое.
Пребывание в лагере решает также ряд оздоровительных задач, так как занятия проводятся на свежем воздухе. Постепенное повышение нагрузки, включение закаливающего эффекта (Воздушные, солнечные, водные ванны).
Современные условия жизни общества, с непрерывного растущими нервно – психическими нагрузками, социальными стрессами, требуют решить задачи восстановления психо – физических сил человека. Возможность полюбоваться спокойным течением реки, плывущими облаками, восходом и заходом солнца и парящим полетам птиц, дает успокоенность и гармонию души и тела. Наилучшей формой подготовки становятся практические занятия на специально оборудованном полигоне экстремальных ситуаций.
Концептуальные основы программы
Цель: овладеть навыками автономного существования в природе, сохраняя жизнь и здоровье, создать условий для развития чувства коллективизма, товарищества.
Задачи:
Развивать умение организовать и проводить спасательные работы в природе;
Учить использовать растения в качестве пищи или лекарств;
Учить ориентированию в природе по карте и без нее;
Организовать построение бивака с помощью подручных средств;
Изучить следы диких животных;
Учить прогнозировать погоду, «не теряться» в ночное время;
Организовать активный отдых и оздоровление детей;
Воспитать стремление и готовность к помощи людям в трудной ситуации;
Воспитывать чувство товарищества и коллективизма.
Ведущие принципы: в основе деятельности учебно – тренировочного лагеря «Школа выживания» лежат принципы здоровьесберегающей технологии: приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся и педагогов; принцип ненанесения вреда; непрерывности и преемственности; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся; медико – психологической компетентности педагога; формирования ответственности обучающихся за своё здоровье; принцип сочетания охранительной и тренирующей ответственности.
Направления работы лагеря
Аутогенные тренировки: упор делается на развитие энергетических способностей организма, «победы над самим собой», преодоления собственных слабостей и недостатков.
Рукопашный бой: повторение и закрепление базовых техник рук, ног и перемещений, приспособление к различным условиями и рельефами местности, камуфляжу; действиям в ночное время при различной погоде; тренировка «со стихиями».
Автономное существование в природе: на практике наработать умение выживать в природе, проявлять находчивость и изобретательность; а так же умение эффективно использовать имеющееся под рукой снаряжения, подручные средства.
Плавание: осваивание водной стихии, не бояться воды, быть эмоционально устойчивыми, выносливыми; плавание на различные дистанции, практическая отработка навыков оказания первой медицинской помощи.
Техника пешеходного туризма: отработка техники преодоления различных препятствий на специальном полигоне, где оборудованы различные типы преград, водная переправа, движение в заболоченной местности и лесозавале.
Ориентирование: практически рассмотреть определение сторон горизонта по природным признакам; повторить азбуку следопытства, определение расстояния различных звуков и шумов; учить определять время различными способами: по тени и солнцу, компасу и солнцу, по «звездному циферблату».
Исследовательская деятельность: изучение природы родного края, наблюдение, обобщение полученных знаний, анализ результатов, систематизация, статическая обработка результатов, запись в «Маршрутную книжку».
Трудовая деятельность: благоустройство территории лагеря, работа по уборке территории, заготовка дров, приготовление пищи.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Участники летнего лагеря «Школы выживания» должны посещать одно из объединений: туризма и краеведения или борьба;
Уметь передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
Знать технику безопасности поведения в лесу;
Знать основы туристических навыков, техники пешеходного туризма;
Иметь общие представления о самоконтроле и доврачебной помощи;
Знать и уметь отличать съедобные и ядовитые растения;
Знать основы топографии и ориентирования;
Знать особенности Кировской области и Оричевского района.
Работа лагеря «Школа выживания» состоит из 2-х этапов:
1 этап: подготовительный
Семинар педагогов по краеведению, физкультуре, ОБЖ по теме созданию программы учебно – тренировочного лагеря «Школа выживания».
Программа семинара предусматривает:
Выбор места и времени проведения;
Определение количества участников и педагогов;
Знакомство с целями и задачами учебно – тренировочного лагеря.
Подготовка и распределение группового и личного снаряжения.
Распределение обязанностей.
Подготовка базы для проживания и размещения.
Составление меню, закупка продуктов.
Знакомство с планом занятий в лагере, основные требования к занятиям.
Обеспечение санитарных и гигиенических норм.
Список снаряжения, необходимого для проведения учебно – тренировочного лагеря на 40 человек.
Групповое снаряжение:
Палатки – 10 шт.
Тент – 10 шт.
Костровые – 2 набора
Котлы – 6 шт.
Поварешки – 4 шт.
Топоры – 8 шт.
Ремонтный наборы – 4 шт.
Медицинские аптечки – 4 шт.
Компасы – 4 шт.
Ложки – 4 шт.
Мяч -2 шт.
Личное снаряжение: рюкзак, спальник, коврик, кружка, ложка, чашка, нож, спички, одежда, обувь, карандаши, тетрадь, туалетные принадлежности (мыло, щетка и паста зубная, полотенце – 2 шт., туалетная бумага, расческа).
2 этап: основной
Участники лагеря «Школа выживания»: лагерь комплектуется из обучающихся и педагогов районных объединений туризма, краеведения и борьбы. Все дети делятся на 4 группы, в каждой группе разных годов обучения. Назначается командир из наиболее опытных обучающихся или из числа тех, кто имеет звание младшего инструктора школьного туризма.
Для дежурства назначаются 4 человека, которые освобождаются от зарядки и занятий перед дежурством. Для дежурства составляется график.
Контроль за качеством пищи, выдачу продуктов осуществляет дежурный педагог. Личную посуду моют сами участники. В заготовлении дров участвуют все участники лагеря.
Количество детей: 40 человек.
Количество педагогов: 4 человека.
Продолжительность: 10 дней.
Организаторы: МОКУ ДОД Оричевский районный Дом детского творчества п. Оричи Кировской области.
Место проведения: с. Пищалье озеро Лопатинское.
Время проведения: июль – август.
Режим дня летнего лагеря
7:00 – Общий подъем;
7:30 – 8:30 – утренняя зарядка, туалет;
8:30 – 9:00 – завтрак;
9:15 – 9:30 – линейка;
9:30 -10:00 – хозяйственные работы по лагерю;
10:00 – 11:30 – учебные занятия;
11:30 – 14:00 – свободное время;
14:00 – 14:30 – обед;
14:30 – 16:00 – учебные занятия;
16:00 - 17:00 – хозяйственные работы по лагерю;
17:00 – 20:30 – учебные занятия;
20:30 – 21:00 – ужин;
21:00 – 23:00 – свободное время;
23:00 – отбой.
В свободное время: купание; сбор грибов и ягод; подвижные игры (При контроле руководителей).
Расписание занятий в лагере по дням.
1 день: заезд, размещение, инструктаж по т/б и правила поведения в лагере, ознакомление с местностью. Формирование групп.
2 день: 1 гр.: Техника пешеходного туризма: вязка узлов, обвязка, преодоление водных препятствий древолазанье.
2 гр.: Рукопашный бой. Аутогенная тренировка. Наработка базовых техник с шанцевым инструментом, палкой, шестом, метания холодного оружия, камня.
3 гр.: Плавание, спасение на воде, водное поло, оказание помощи пострадавшим на воде.
4 гр.: ОФП, спортивные игры.
3 день: 1гр.: Ориентирование – определение сторон горизонта по солнцу, природным признакам, определение расстояния и времени.
2гр.: Рукопашный бой – ведение боя, аутогенный настрой в различных природных условиях и ландшафтов; маскировка, «работа со стихиями», учебная игра.
3гр.: ОФП, спортивные игры.
4гр.: Плавание, спасение на воде, водное поло, оказание помощи пострадавшим на воде.
4-5 день: 2-х дневный поход.
1гр.: Озеро Лопатинское. Озеро Савиновское
2гр.: Озеро Лопатинское – с. Монастырщина
3гр.: Озеро Лопатинское – урочище Гребени
4гр.: Озеро Лопатинское – р. Холуница.
Цель похода: изучение родного края: растений, животных, ландшафта местности; отработка устройства аварийного бивиука, добыча воды, пищи; отработка техники пешеходного туризма, ориентирование.
6 день: подведение итогов похода, оформление отчетов и дневников
Вечер: питание в автономном пребывании в природе, изучение трав и растения, которые можно использовать в пищу. Конкурс туристской песни.
7-8 день: 2 - х дневный поход.
1гр.: Озеро Лопатинское. - р. Холуница.
2гр. Озеро Лопатинское – урочище Гребени
3гр. Озеро Лопатинское – с. Монастырщина
4гр. Озеро Лопатинское – Озеро Сивиновское
Цель: отработка техники выживания в экстремальных условиях; изучение родного края: изучение растений, животных, ландшафта местности; добывание пищи в природе; отработка техники пешеходного туризма; ориентирование.
9 день: Подведение итогов походов оформление отчетов и дневников
Вечер: соревнование по группам по основам безопасности жизни.
10 день: Подведение итогов смены лагеря. Оценка руководства. Уборка территории, сбор имущества. Отъезд.
Таким образом, данная программа может быть использована педагогами в течение всего учебного года для проведения внеклассных мероприятий здоровьесберегающей направленности, педагогами – организаторами для проведения походов или выходов на природу.
Результатом работы по данной программе является расширение и углубление практических знаний по автономному существованию в природе, рукопашному бою, проведению спасательных работ и выживанию в природе, укрепление и сохранение здоровья обучающихся, воспитание чувства товарищества и коллективизма.