Летний учебно – тренировочный лагерь как одна из современных форм организации образовательного процесса в дополнительном образовании

3
0
Материал опубликован 10 August 2020

Летний учебно – тренировочный лагерь

как одна из современных форм организации образовательного процесса

в дополнительном образовании


Тулакин Андрей Викторович

муниципальное образовательное казенное учреждение

дополнительного образования детей

Оричевский районный Дом детского творчества

п. Оричи Кировской области


Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности жизнедеятельности.

Большую часть своего времени, особенно в учебный период, дети проводят в помещениях. Солнца в учебных кабинетах попадает мало, воздух отравлен выделениями красок, пластика, формальдегидов. Однако уже в очень древние времена врачи, философы отмечали благоприятное влияние природных сил на здоровье человека. Со временем эти мысли о здоровье и среде только укреплялись, а в здоровьесберегающей среде получили лозунг «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья». Влияние природных факторов на организм человека описано в работе К.Ниши «Натуральная гигиена». Основные идеи: солнце – энергия, выработка витаминов и гармонов; воздух – кислород, очищение организма, закалка; земля – питание, энергия. Правильное и грамотное использование этих природных факторов возвращают человеку естественную среду обитания, а значит, дают здоровье.

Чтобы максимально использовать потенциал природы, одной из современных форм здоровьесберегающей технологии в дополнительном образовании является организация и проведение летнего учебно – тренировочного лагеря «Школа выживания».

В программе лагеря предусмотрен комплексный подход к здоровьесберегающей деятельности, который предусматривает: соблюдение санитарно – гигиенических требований, проведение физкультурно – оздоровительной работы, соблюдение рационального режима, организации работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Благодаря этому подходу, решаются не только задачи защиты здоровья обучающихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья воспитанников, воспитывая у них культуру здоровья.

Пояснительная записка программы

Сложна среда обитания человека начала XXI века. Не проходит и дня, что бы газеты, радио и телевидение не принимали сообщение об очередной аварии, катастрофе или криминальном происшествии в том или ином месте земного шара. Завтрашний день также не обещает резкого оздоровления обстановки. Достаточно прогуляться по вечерней улице, что бы понять: сегодня даже при простой ситуации не всегда можно надеяться на помощь постороннего.

Кто же сможет выручить человека, оказавшегося в беде? Прежде всего, он сам. Однако человеку очень сложно овладеть всем навыками, обеспечивающие безопасность жизни, не занимаясь этим дополнительно к школьной программе.

Результат собственной работы и самые простые советы и правила выживания всегда очень просты. Каждый человек – часть природы (общества), которая живет по всем законам. Выжить – значит, знать эти законы и действовать, сообразуясь с ними, и не пытаться подчинить их себе.

За учебный год занятий в объединениях туризма и краеведения, борьба было накоплено немало новых теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности. Для получения практического опыта выживания в природе предполагается летний выездной учебно – тренировочный лагерь «Школа выживания».

Программа лагеря направлена на овладение навыками автономного существования в природе; умение организовать и провести спасательные работы; и использование растений в качестве пищи или лекарств; ориентирование в природе по карте и без нее, организация аварийного бивака с помощью подручных средств, изучение следов диких животных, умение прогнозировать погоду, «не теряться» в ночное время и многое другое.

Пребывание в лагере решает также ряд оздоровительных задач, так как занятия проводятся на свежем воздухе. Постепенное повышение нагрузки, включение закаливающего эффекта (Воздушные, солнечные, водные ванны).

Современные условия жизни общества, с непрерывного растущими нервно – психическими нагрузками, социальными стрессами, требуют решить задачи восстановления психо – физических сил человека. Возможность полюбоваться спокойным течением реки, плывущими облаками, восходом и заходом солнца и парящим полетам птиц, дает успокоенность и гармонию души и тела. Наилучшей формой подготовки становятся практические занятия на специально оборудованном полигоне экстремальных ситуаций.

Концептуальные основы программы

Цель: овладеть навыками автономного существования в природе, сохраняя жизнь и здоровье, создать условий для развития чувства коллективизма, товарищества.

Задачи:

Развивать умение организовать и проводить спасательные работы в природе;

Учить использовать растения в качестве пищи или лекарств;

Учить ориентированию в природе по карте и без нее;

Организовать построение бивака с помощью подручных средств;

Изучить следы диких животных;

Учить прогнозировать погоду, «не теряться» в ночное время;

Организовать активный отдых и оздоровление детей;

Воспитать стремление и готовность к помощи людям в трудной ситуации;

Воспитывать чувство товарищества и коллективизма.

Ведущие принципы: в основе деятельности учебно – тренировочного лагеря «Школа выживания» лежат принципы здоровьесберегающей технологии: приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся и педагогов; принцип ненанесения вреда; непрерывности и преемственности; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся; медико – психологической компетентности педагога; формирования ответственности обучающихся за своё здоровье; принцип сочетания охранительной и тренирующей ответственности.

Направления работы лагеря

Аутогенные тренировки: упор делается на развитие энергетических способностей организма, «победы над самим собой», преодоления собственных слабостей и недостатков.

Рукопашный бой: повторение и закрепление базовых техник рук, ног и перемещений, приспособление к различным условиями и рельефами местности, камуфляжу; действиям в ночное время при различной погоде; тренировка «со стихиями».

Автономное существование в природе: на практике наработать умение выживать в природе, проявлять находчивость и изобретательность; а так же умение эффективно использовать имеющееся под рукой снаряжения, подручные средства.

Плавание: осваивание водной стихии, не бояться воды, быть эмоционально устойчивыми, выносливыми; плавание на различные дистанции, практическая отработка навыков оказания первой медицинской помощи.

Техника пешеходного туризма: отработка техники преодоления различных препятствий на специальном полигоне, где оборудованы различные типы преград, водная переправа, движение в заболоченной местности и лесозавале.

Ориентирование: практически рассмотреть определение сторон горизонта по природным признакам; повторить азбуку следопытства, определение расстояния различных звуков и шумов; учить определять время различными способами: по тени и солнцу, компасу и солнцу, по «звездному циферблату».

Исследовательская деятельность: изучение природы родного края, наблюдение, обобщение полученных знаний, анализ результатов, систематизация, статическая обработка результатов, запись в «Маршрутную книжку».

Трудовая деятельность: благоустройство территории лагеря, работа по уборке территории, заготовка дров, приготовление пищи.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Участники летнего лагеря «Школы выживания» должны посещать одно из объединений: туризма и краеведения или борьба;

Уметь передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

Знать технику безопасности поведения в лесу;

Знать основы туристических навыков, техники пешеходного туризма;

Иметь общие представления о самоконтроле и доврачебной помощи;

Знать и уметь отличать съедобные и ядовитые растения;

Знать основы топографии и ориентирования;

Знать особенности Кировской области и Оричевского района.

Работа лагеря «Школа выживания» состоит из 2-х этапов:

1 этап: подготовительный

Семинар педагогов по краеведению, физкультуре, ОБЖ по теме созданию программы учебно – тренировочного лагеря «Школа выживания».

Программа семинара предусматривает:

Выбор места и времени проведения;

Определение количества участников и педагогов;

Знакомство с целями и задачами учебно – тренировочного лагеря.

Подготовка и распределение группового и личного снаряжения.

Распределение обязанностей.

Подготовка базы для проживания и размещения.

Составление меню, закупка продуктов.

Знакомство с планом занятий в лагере, основные требования к занятиям.

Обеспечение санитарных и гигиенических норм.

Список снаряжения, необходимого для проведения учебно – тренировочного лагеря на 40 человек.

Групповое снаряжение:

Палатки – 10 шт.

Тент – 10 шт.

Костровые – 2 набора

Котлы – 6 шт.

Поварешки – 4 шт.

Топоры – 8 шт.

Ремонтный наборы – 4 шт.

Медицинские аптечки – 4 шт.

Компасы – 4 шт.

Ложки – 4 шт.

Мяч -2 шт.

Личное снаряжение: рюкзак, спальник, коврик, кружка, ложка, чашка, нож, спички, одежда, обувь, карандаши, тетрадь, туалетные принадлежности (мыло, щетка и паста зубная, полотенце – 2 шт., туалетная бумага, расческа).

2 этап: основной

Участники лагеря «Школа выживания»: лагерь комплектуется из обучающихся и педагогов районных объединений туризма, краеведения и борьбы. Все дети делятся на 4 группы, в каждой группе разных годов обучения. Назначается командир из наиболее опытных обучающихся или из числа тех, кто имеет звание младшего инструктора школьного туризма.

Для дежурства назначаются 4 человека, которые освобождаются от зарядки и занятий перед дежурством. Для дежурства составляется график.

Контроль за качеством пищи, выдачу продуктов осуществляет дежурный педагог. Личную посуду моют сами участники. В заготовлении дров участвуют все участники лагеря.

Количество детей: 40 человек.

Количество педагогов: 4 человека.

Продолжительность: 10 дней.

Организаторы: МОКУ ДОД Оричевский районный Дом детского творчества п. Оричи Кировской области.

Место проведения: с. Пищалье озеро Лопатинское.

Время проведения: июль – август.

Режим дня летнего лагеря

7:00 – Общий подъем;

7:30 – 8:30 – утренняя зарядка, туалет;

8:30 – 9:00 – завтрак;

9:15 – 9:30 – линейка;

9:30 -10:00 – хозяйственные работы по лагерю;

10:00 – 11:30 – учебные занятия;

11:30 – 14:00 – свободное время;

14:00 – 14:30 – обед;

14:30 – 16:00 – учебные занятия;

16:00 - 17:00 – хозяйственные работы по лагерю;

17:00 – 20:30 – учебные занятия;

20:30 – 21:00 – ужин;

21:00 – 23:00 – свободное время;

23:00 – отбой.

В свободное время: купание; сбор грибов и ягод; подвижные игры (При контроле руководителей).

Расписание занятий в лагере по дням.

1 день: заезд, размещение, инструктаж по т/б и правила поведения в лагере, ознакомление с местностью. Формирование групп.

2 день: 1 гр.: Техника пешеходного туризма: вязка узлов, обвязка, преодоление водных препятствий древолазанье.

2 гр.: Рукопашный бой. Аутогенная тренировка. Наработка базовых техник с шанцевым инструментом, палкой, шестом, метания холодного оружия, камня.

3 гр.: Плавание, спасение на воде, водное поло, оказание помощи пострадавшим на воде.

4 гр.: ОФП, спортивные игры.

3 день: 1гр.: Ориентирование – определение сторон горизонта по солнцу, природным признакам, определение расстояния и времени.

2гр.: Рукопашный бой – ведение боя, аутогенный настрой в различных природных условиях и ландшафтов; маскировка, «работа со стихиями», учебная игра.

3гр.: ОФП, спортивные игры.

4гр.: Плавание, спасение на воде, водное поло, оказание помощи пострадавшим на воде.

4-5 день: 2-х дневный поход.

1гр.: Озеро Лопатинское. Озеро Савиновское

2гр.: Озеро Лопатинское – с. Монастырщина

3гр.: Озеро Лопатинское – урочище Гребени

4гр.: Озеро Лопатинское – р. Холуница.

Цель похода: изучение родного края: растений, животных, ландшафта местности; отработка устройства аварийного бивиука, добыча воды, пищи; отработка техники пешеходного туризма, ориентирование.

6 день: подведение итогов похода, оформление отчетов и дневников

Вечер: питание в автономном пребывании в природе, изучение трав и растения, которые можно использовать в пищу. Конкурс туристской песни.

7-8 день: 2 - х дневный поход.

1гр.: Озеро Лопатинское. - р. Холуница.

2гр. Озеро Лопатинское – урочище Гребени

3гр. Озеро Лопатинское – с. Монастырщина

4гр. Озеро Лопатинское – Озеро Сивиновское

Цель: отработка техники выживания в экстремальных условиях; изучение родного края: изучение растений, животных, ландшафта местности; добывание пищи в природе; отработка техники пешеходного туризма; ориентирование.

9 день: Подведение итогов походов оформление отчетов и дневников

Вечер: соревнование по группам по основам безопасности жизни.

10 день: Подведение итогов смены лагеря. Оценка руководства. Уборка территории, сбор имущества. Отъезд.

Таким образом, данная программа может быть использована педагогами в течение всего учебного года для проведения внеклассных мероприятий здоровьесберегающей направленности, педагогами – организаторами для проведения походов или выходов на природу.

Результатом работы по данной программе является расширение и углубление практических знаний по автономному существованию в природе, рукопашному бою, проведению спасательных работ и выживанию в природе, укрепление и сохранение здоровья обучающихся, воспитание чувства товарищества и коллективизма.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации