Формирование метапредметных умений на уроках истории через применение современных образовательных технологий
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №12» г. Магнитогорска
Тема: «Формирование метапредметных умений на уроках истории через применение современных образовательных технологий: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках Истории в 5-9 классах в условиях применения принципа наглядности с учетом дифференцированного подхода в обучении».
Работу выполнила: Гусева Анна Владимировна
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска
«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило,
побуждать каждого к его собственной обязанности
и награждать его собственной заслуженной похвалой”.
Джон Рескин
За последние несколько лет система образования претерпела значительные изменения. К задачам нового образования можно отнести формирование самостоятельной, творческой, конкурентоспособной, коммуникабельной, активной в выборе жизненной позиции личности, которая способна неоднократно переучиваться в течение всей жизни. По этой причине приоритетными положениями в стандартах образования нового поколения становятся не столько знания, умения и навыки, сколько универсальные учебные действия (УУД), которые формируют, прежде всего, умение учиться и самосовершенствоваться.
Новые требования к результатам обучения влекут за собой изменения в содержании образовательного процесса, нацеленного на формирование метапредметных УУД. Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (в идеале).
Так, метапредметный подход способствует переходу от ранее существовавшей практики обособления знаний по каждому отдельному предмету к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Новые педагогические требования заставляют учителей: во-первых, уходить от репродуктивных методов работы, когда ребенок является пассивным слушателем при изучении нового материала, во-вторых переходить на более продуктивные, инновационные методы и технологии обучения. Для этого каждый учитель должен уметь создавать задания нового формата, которые будут направлены на использование обобщенных способов деятельности (метапредметных результатов).
Задачи по реализации УУД, поставленные педагогом, могут строиться как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, с которыми обучающийся уже встречался в жизни. Так, можно выделить два типа заданий, которые связанны с УУД: задания направленные на формирование УУД и задания диагностирующие УУД.
Использование типовых задач внутри предмета «История» способствует постепенному, систематическому формированию регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в течение всего учебного года, из года в год.
В процессе учебной деятельности особое место следует уделять развитию коммуникативных компетенций. Коммуникативная компетенция – это владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умения грамотного использования языка общения, умения конструктивного и аргументированного диалога, соответствующего опыту, интересам, психологическим особенностям личности обучающегося. Владение правилами коммуникации открывают перед человеком возможность добиваться успеха практически во всех сферах общественной жизни.
Именно уроки истории (наряду с уроками русского языка и литературы) с течением времени помогают более уверенно овладеть: монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать, принимать или опровергать позицию собеседника конструктивно аргументируя свою позицию), приводить примеры, формулировать выводы.
Для более успешного, качественного формирования метапредметных результатов в образовательном процессе можно использовать приемы дифференцированного обучения.
В современной школе обучаются разные дети, они имеют неодинаковые способности, интересы и мотивацию к обучению. Поэтому применение дифференциации в учебном процессе необходимо, т.к. предоставляет обучающемуся возможность освоения материала, исходя из его личностных характеристик.
Именно ориентация на индивидуальность развития каждого обучающегося, положена в основу технологии дифференцированного обучения, что позволяет учитывать потребности в знаниях не только сильных учеников, но и тех, кто предмет усваивает труднее. Так цель дифференциации состоит обучении каждого обучающегося на уровне его возможностей, способностей.
В процессе составления дифференцированных заданий к урокам истории, я ориентируюсь на следующие группы учащихся:
1 группа: высокий уровень способностей: Учащиеся данной группы творчески подходят к выполнению заданий, самостоятельно справляются со сложными заданиями, при выполнении заданий им не требуется дополнительное время. Объем восприятия и выполнения заданий – в полной мере.
2 группа: повышенный уровень способностей: Эти учащиеся усваивают материал после тренировочных заданий, с использованием аналогии. На выделение общих, различных, существенных признаков требуют время. Могут выделять в частном общее. Справляются с заданиями в полной мере за более длительное время.
3 группа: базовый уровень способностей: Этим обучающимся требуется длительные тренировки для самостоятельного выполнения заданий. Задание может быть выполнено частично, с поправками. Требуют дополнительного времени при выполнении задании, помощи со стороны учителя или более сильных учеников.
Членство в группах меняется не только на протяжении учебного года, но на разных уроках состав групп непостоянный.
При составлении заданий к урокам истории использую и применяю различные способы дифференциации:
Внутренняя дифференциация (наиболее часто используется учителями) – деление обучающихся класса на небольшие группы, члены которых сходных по способностям и интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала.
Дифференциация по времени и объему проверки усвоения учебного материала. Способ заключается в том, что разные категории учащихся получают разное время на выполнение заданий. Учащиеся высокого и базового уровня выполняют дополнительные задания.
Дифференциация по уровню сложности заданий. Сложность заданий нарастает со временем за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.
Дифференциация по уровню творчества.
Дифференциация по характеру самостоятельности и помощи учащимся (со стороны одноклассников или учителя, образец оформления ответа, памятка, план, наводящие вопросы, наглядные опоры, начало выполнения задания и т.д.)
Использование дифференциации на уроках истории (впрочем, как на любом другом уроке) имеет ряд положительных результатов:
учет возраста учеников – здоровьесберегающий компонент;
возможность вариативного выбора задания создает ситуацию успеха для каждого ученика;
в процессе проверки выполненного задания определяются способности ученика, а также его дальнейший потенциал для перехода на более сложный уровень заданий;
анализируя работы, учитель может отследить динамику личностного развития каждого обучающегося;
применений разноуровневых заданий способствует повышению уровня знаний и мотивации к их освоению.
Каждому педагогу важно помнить, что любой метапредметный результат становится устойчивым только при условии системного применения той или иной технологии, методики. Под системой в данном случае понимается преемственность применения технологии из года в год при изучении предмета, а также работа в команде с другими педагогами школы, которые используют данную технологию дифференцированного подхода в обучении. Но, если даже мы будем использовать отдельные технологические приемы – это уже заметно отразится на повышении качественного уровня образования.
При изучении многих школьных предметов (география, история, литература, биология, ИЗО, МХК и т.д.), учитель активно опирается на использование наглядности. Проводить работу с иллюстрацией на разных уроках важно потому, что обучающиеся встречаются с заданиями-иллюстрациями на предметных ВПР, предметных собеседованиях (русский язык 9 класс), экзаменах (ОГЭ и ЕГЭ) по многим предметам, олимпиадах.
Урок истории нельзя провести на высшем уровне, не используя карты, иллюстрации, портретные изображения, картины, схемы и т.д. Наглядность, благодаря визуальному восприятию предметов, личностей и процессов способствует формированию объективного представления окружающей действительности. Материал воспринимается обучающимися понятно, при этом активизируются мышление, внимание, зрительная память. Воспринимаемые элементы урока анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами урока. Внимание школьника переключается с одного вида деятельности на другой, урок становится более ярким, интересным, повышается степень мотивации к предмету в целом.
Используемые иллюстрации на уроках истории соответствуют следующим требованиям:
Соответствие изучаемому объекту, личности или событийному явлению;
Осознание преподавателем момента использования иллюстрации на уроке;
Эстетическое оформление иллюстрации;
Адекватность использования иллюстрации согласно цели и задачам урока;
Четкое выделение главного при показе и работе с иллюстрацией.
Иллюстрация на уроке используется с различными целями. Одни изображения дополняют повествование учителя или ученика (например, фотографии пирамид в Египте); иллюстрация может быть привлечена как источник открытия нового знания учащимися (сюжетный рисунок «занятия жителей Древней Греции»); с помощью других иллюстраций формируется представление об историческом факте (изображение орудий труда); можно предложить несколько иллюстраций с изображением тех или иных явлений, элементов, предметов для сравнения (орнамент Древнегреческих ремесленников и мастеров ремесленного дела Китая, особенности строительства древнего и современного города).
Важно, чтобы иллюстрация, которую применяют на уроке истории, соотносилась с текстом учебника. Формы работы с иллюстрацией могут быть различными. Например: обучающиеся должны найти описание иллюстрации в тексте учебника, сказать, что нового есть на изображении, но отсутствует в текстовом описании. Учащиеся должны уметь описывать иллюстрацию, формулировать к ней вопросы при необходимости.
Учебные задания, направленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках Истории в 5-9 классах в условиях применения принципа наглядности с учетом дифференцированного подхода в обучении, разработанные на основе типовых задач.
В конкурсных материалах предлагаются типовые задания для 5-9 классов. Которые соответствуют задаче формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках Истории в 5-9 классах в условиях применения принципа наглядности с учетом дифференцированного подхода в обучении.
Цель использования в педагогической практике предложенных заданий – развитие коммуникации обучающихся в условиях работы с наглядным материалом на уроках истории, с учетом формирования следующих УУД:
Общее восприятие содержания наглядного материала, понимание целостного образа;
выбор информационной составляющей наглядности (составные элементы, общее и отличие, соотнесение образов с текстами учебника, дополнительная информация и т.д.);
описание наглядности, умение делать выводы, соотносить с реалиями исторической действительности; умение слушать учителя и своих собеседников-одноклассников;
Рефлексия работы с изображением наглядности и её содержанием, собственными знаниями исторических фактов, сопоставление её с авторской позиций и позицией критиков;
Умение вести аргументированный диалог в условиях работы с наглядным материалом, объективно воспринимать критику своей позиции в ответе;
Развитие способностей обучающихся умственной, эстетической и нравственной направленности;
Умение оценивать не только содержание наглядного материала (иллюстрации, картины, карты и т.д.), но и мастерство автора в его исполнении, что сказывается на развитии критического мышления обучающегося, а так же развития его самостоятельных эстетических суждений.
В заданиях используются различные виды наглядности: изобразительная наглядность, условно-графическая наглядность, предметная наглядность.
Предложенные в материалах работы задания могут быть использованы педагогами учебных заведений при изучении нового учебного материала, а так же в качестве заданий для проверки уровня освоения обучающимися основной школы метапредметных результатов.
Задания предложены с учетом дифференциации по уровню сложности, времени выполнения, творческого подхода и оценивания.
После каждого задания определены формируемые УУД и таблица деятельности учителя и обучающегося.
Задания составлены и предложены с учетом НРЭО (последнее задание в каждом классе).
После списка литературы в работе представлены Приложения.
Пояснения к сокращениям в заданиях.
БУ – базовый уровень сложности задания.
ПУ – повышенный уровень сложности задания
ВУ – высокий уровень сложности задания
Тв – творческое задание
Ог.Вр. – задание с ограничением по времени выполнения.
5 класс.
Тема: Первобытные охотники и собиратели.
(Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс, М.: Просвещение, 2019 год)
Внимательно рассмотри иллюстрации и ответь на вопросы:
(БУ) Опираясь на П. 1 «Древнейшие люди» учебника, пункт 1, назови не менее 5 признаков Древнейшего человека.
(ПУ) Чем древнейший человек отличался от современного человека? Назови не менее 3-х отличий.
(ВУ) Назови самое главное отличие древнейшего человека от животного. Почему именно это отличие ты назвал.
Ответы:
Признаки Древнейшего человека: напоминал обезьяну, имел грубое лицо, тяжелая нижняя челюсть, выпирающий надбровный валик, руки свисали ниже колен, тело покрыто волосами.
Был прямоходящим существом, умел добывать и сохранять огонь, изготавливал орудия труда и охоты.
Изготавливал орудия труда и охоты, т.к. ни одно животное не создает их. Животные могут, адаптируясь, пользоваться тем, что дала природа.
Формируемые УУД: ставить и определять для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск информации, анализировать, сравнивать и обобщать факты, делать выводы. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Подводит обучающихся к выполнению задания проблемным вопросом. Знакомит обучающихся с содержанием задания с учетом дифференциации. Руководит процессом выполнения задания. Осуществляет помощь обучающимся из группы БУ. Направляет процесс проверки устных ответов учащихся с учетом дифференциации. Выборочно просматривает письменные ответы. Выставляет оценку | Знакомится с содержанием задания, согласно дифференциации. Определяет цели и задачи для дальнейшего выполнения задания. Самостоятельно внимательно рассматривает иллюстрации. Знакомится с информацией учебника. Письменно оформляет ответ в тетради согласно заданию (называет признаки, сравнивает, делает выводы). Отвечает устно (рецензия, дополнения и оценка на ответ может быть со стороны участников группы дифференциации). Рефлексия: трудности при выполнении задания. Получают оценки. |
Тема: Возникновение земледелия и скотоводства.
Внимательно рассмотри иллюстрации и ответь на вопросы. Задание с ОГ.вр.
(БУ – не более 3- минут) Назови основные виды деятельности древнейшего человека.
(ПУ – не более 5 мин.) Заполни пропуски в схеме:
Основные виды деятельности древнейшего человека
Охота
_________
Присваивающее хозяйство
_____________
Земледелие
_______________ хозяйство
(ВУ – не более 5 мин.) Составь схему, используя иллюстрации и элементы, которые предложены ниже. Чтобы показать взаимосвязь между элементами схемы, добавь стрелки. (Данное задание лучше выполнять, используя интерактивную доску)
Скотоводство
Собирательство
Земледелие
Присваивающее хозяйство
Производящее хозяйство
Охота
Основные виды деятельности древнейшего человека
Ответ: 1. Охота, собирательство, земледелие, скотоводство.
2 и 3
Формируемые УУД: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий (ограничение времени, уровень сложности задания) и требований, умение классифицировать и обобщать факты, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Владение устной и письменной речью.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Осуществляет проверку ранее изученного материала. Знакомит учащихся с содержанием задания с учетом дифференциации. Направляет процесс работы с заданием. Следит за временем выполнения задания. Вызывает учащихся дифференцированной группы ВУ к интерактивной доске. | Рассматривают задание. Приступают к выполнению задания с учетом дифференциации (сложность задания, время выполнения задания). Обучающиеся группы БУ записывают развернутый ответ в тетрадь, ПУ дополняют предложенную схему, группа ВУ составляют схему по заданию в тетради. Обмен тетрадями внутри группы дифференциации для проверки. Устные ответы с учетом осуществленной проверки. Учащийся группы ВУ составляет схему на интерактивной доске. Рефлексия: трудности при выполнении задания. Получают оценки. |
Тема: Религия Древнего Египта
Внимательно рассмотри иллюстрацию и выполни задания (Тв.):
1 часть задания.
(ВУ) Опиши иллюстрацию (не менее пяти предложений). Составь три вопроса по иллюстрации для одноклассников.
(ПУ) Ответь на вопросы к иллюстрации:
Что за процесс изображен на иллюстрации?
Кто эти люди?
Что за маска на голове человека? Почему человек в маске?
Что за сосуды стоят на полу?
Какова цель деятельности этих людей.
(БУ) – частичные ответы на вопросы (3 ответа из 5)
Ответ:
На иллюстрации изображен процесс мумификации умершего знатного египтянина. Люди, которые совершают обряд – это жрецы, служители древнеегипетского храма и хранители знаний. Один из жрецов в маске Анубиса – Бога погребальных обрядов в Египте. Именно он встречает душу умершего, чтобы отвести на суд Осириса. На полу стоят сосуды, в которые жрецы убирают внутренние органы умершего человека – канопы. Обряд мумификации проводился для того, чтобы сохранить тело, ведь египтяне верили, что именно в этом случае в него сможет вернуться душа, для перерождения человека.
2 часть задания.
Далее по аналогии учитель предлагает обучающимся работу в группах (парах): Пары делятся по принципу дифференциации БУ и ПУ, БУ и ВУ.
Фараон Древнего Египта
(ВУ) Сильный ученик (группа учеников) оставляет вопросы (не менее 3-х вопросов) по иллюстрации с ответами, которые будут применяться для других (ПУ и БУ) учеников. Проверка осуществляется составителем вопросов.
Примерные вопросы:
Кто изображен на иллюстрации?
По каким признакам ты определил статус этого человека?
Почему головной убор этого человека красно-белого цвета?
Ответ:
На иллюстрации изображен фараон Древнего Египта.
Он восседает на троне, в руках у него символы власти крюк и плеть,
корона, ожерелье, накладная борода. Вокруг слуги.
Корона красно-белого цвета, т.к. олицетворяет объединение Верхнего и
Нижнего египетского царства в древности.
Формируемые УУД: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Аргументированно формулировать свою точку зрения, анализировать сравнивать, делать умозаключения. Умения определять понятия. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Владение устной и письменной речью.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Предлагает внимательно рассмотреть иллюстрацию. Предлагает обучающимся, письменно выполнить творческое задание. Учитывает дифференциацию. Направляет устную и письменную проверку 1 части выполненного задания. Предлагает перейти ко второй части задания: описание иллюстрации по аналогии. Знакомит учащихся с особенностями выполнения второй части задания. Направляет процесс проверки выполненного задания. | Внимательно рассматривают иллюстрацию. Выполняют 1 часть задания в тетради самостоятельно, согласно дифференциации. Участвуют в устной проверке. Слушают учителя об особенностях выполнения 2 части задания. Выполняют 2 часть задания. Осуществляют взаимопроверку выполненного задания в группе. Рефлексия: трудности при выполнении задания. Получают оценки |
Тема: Государство на берегах Нила
Работа со схемой по теме: «Социальная структура Египетского общества».
Схема предлагается на уроке учителем при изучении нового материала. Появление схемы поэтапное. Проверка осуществляется на следующий урок (изображение схемы взято из презентации учителя Гусевой А.В. по теме урока).
(БУ) Дополнить пропуски в схеме.
(ПУ) Дополнить пропуски в схеме. Устно определить функции представителей сословий Др. Египта.
(ВУ) составить схему самостоятельно, используя предложенные элементы. Описать особенности жизни одного из сословий (не менее 5-ти предложений).
Ответ:
Формируемые УУД: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий ( уровень сложности задания) и требований, умение классифицировать и обобщать факты, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Умение формулировать понятие. Владение устной и письменной речью.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Учитель строит изучение темы урока с опорой на схему. Задает вопросы ученикам по схеме урока. Направляет обучающихся для поиска информации в учебнике и ориентирует обучающихся на ранее пройденный материал. Обращает внимание обучающихся на иллюстративное сопровождение темы. Через систему вопросов направляет обучающихся, сделать по схеме вывод о неравном положении представителей египетских сословий в Древний период. | Поэтапно знакомятся с содержанием схемы по теме урока. Отвечают на вопросы учителя с опорой на информацию самостоятельно полученную из учебника, ранее изученный материал по теме. Обращают внимание на иллюстративное сопровождение темы. Записывают схему с пояснениями в тетрадь. Делают вывод по содержанию схемы о неравном положении представителей египетских сословий в Древний период. Рефлексия: трудности при выполнении задания. Фиксируют в памяти материал схемы урока. |
Тема: Обобщение по теме: «История Древнего мира» за 5 класс.
Задание на соотнесение (В идеале задание предлагается с использованием интерактивной доски)
Рассмотрите содержание таблицы и соотнесите понятие с его определением и иллюстрацией.
БУ сложности задания
Понятие | Определение | Иллюстрация |
1.Папирус | А) самый большой римский амфитеатр и памятник Древнего Рима. Был построен для зрелищных гладиаторских боев. |
|
Колизей | Б) Спортивная школа для мальчиков в Древней Греции. |
|
3. Палестра | В) похожий на бумагу писчий материал, который египтяне изготавливали из тростника. |
|
Ответ: БУ 1В 2А 3Б
ПУ сложности задания
Понятие | Определение | Иллюстрация |
1.Папирус | А) Место, помещение для строительства и ремонта кораблей. |
|
2.Колизей | Б) Спортивная школа для мальчиков в Древней Греции. |
|
3 Верфь | В) похожий на бумагу писчий материал, который египтяне изготавливали из тростника. |
|
4. Палестра | Г) самый большой римский амфитеатр и памятник Древнего Рима. Был построен для зрелищных гладиаторских боев. |
|
Ответ: ПУ 1В 2Г 3А 4Б
ВУ сложности задания.
Соотнесите понятие с его определением и иллюстрацией.
В последней строке соотнеси понятие с определением и иллюстрацией.
Понятие | Определение | Иллюстрация |
1.Папирус | А) Место, помещение для строительства и ремонта кораблей. |
|
2.Колизей | Б) Спортивная школа для мальчиков в Древней Греции. |
|
3 Верфь | В) похожий на бумагу писчий материал, который египтяне изготавливали из тростника. |
|
4. Палестра | Г) самый большой римский амфитеатр и памятник Древнего Рима. Был построен для зрелищных гладиаторских боев. |
|
5. | Наименование бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах. |
|
Ответ: ПУ 1В 2Г 3А 4Б
5.гладиатор
Формируемые УУД: Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности её решения. Владение основами осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умения определять понятия, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. Владение основами самооценки
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Обращает внимание обучающихся на содержание задания с учетом дифференциации. Поясняет особенности записи ответа к заданию. Направляет процесс выполнения задания для учащихся группы БУ. Проверяет и оценивает 2-3 работы на местах. Приглашает учащихся к интерактивной доске, для проверки выполненного задания. Предлагает самопроверку для учащихся. | Внимательно слушают учителя, с целью понять особенности выполнения задания. Задают вопросы по оформлению ответа к заданию. Выполняют задание. Занимаются самооценкой, сопоставляя с идеалом ответа на интерактивной доске. Рефлексия: трудности при выполнении задания. |
Тема: Южный Урал в Древности
Внимательно рассмотри иллюстрации, на которых изображены макеты древних городов.
город Аркаим город Вавилон
город Афины
БУ задания: Используя дополнительные источники, историческое знание, определи какое описание подходит каждому древнему городу.
А) Древнегреческий полис, город-государство в Аттике, игравшее с V века до н. э. наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции. В этом древнем городе сформировалась демократия, получили классические формы философия и искусство театра. Археологическое изучение города началось в 1830-х годах.
Б) Укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа XX/XVIII–XVIII/XVI вв. до н. э., относящееся к «Стране городов». Расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области. Был обнаружен в июне 1987 года отрядом археологической экспедиции, состоявшей из двух археологов (С. Г. Боталова и В. С. Мосина), нескольких студентов археологической направленности и нескольких школьников из соответствующих кружков.
Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником.. Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта.
В) Древний город в Южной Месопотамии. Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества и «первый мегаполис». Время основания неизвестно. Достиг расцвета в правление Хаммурапи. Наивысший подъём в культурной жизни связывается с правлением Навуходоносора. Занимает важное место в Библии (Ветхом Завете). В 539 году до н. э. занят войсками Кира II и стал одной из столиц державы Ахеменидов. Во второй половине IV века до н. э. — столица державы Александра Македонского. Начиная с III века до н. э. постепенно пришёл в упадок.
Ответ:
БУ Аркаим – Б, Вавилон – В, Афины – А
ПУ сложности задания: Рассмотри внимательно иллюстрации и выдели 1 общую и 1 отличительную черту Др. городов, показанных на иллюстрации.
ВУ сложности задания: Рассмотри внимательно иллюстрации и выдели 3 общие и 3 отличительные черты архитектуры Др. городов, показанных на иллюстрации.
Ответ: Общее: города имели оборонительные стены, дома строились близко друг к другу, в городах на центральном месте возводились постройки, имевшие религиозное значение (сакральное значение).
Отличия: размер городов, форма городов, зависит от поклонения тем или иным божествам, архитектурная насыщенность городов.
Формируемые УУД: Умения определять понятия, создавать обобщения. классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные). Делать выводы. Смысловое чтение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей. владение устной и письменной речью.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Объясняет выполнение задания с учетом дифференциации по времени и сложности. Направляет и осуществляет проверку ответов. Оценивает ответы | Знакомятся с содержанием заданий. Рассматривают иллюстрации Выполняют задания: группа БУ читает тексты и соотносит ответ с текстом. ПУ и ВУ формулируют и записывают развернутые ответы. Устные ответы. Рефлексия: трудности при выполнении задания. Получают оценку. |
6 класс
Тема: Крещение Руси
Рассмотрите в течение минуты иллюстрации памятников. (Ог.Вр.)
1 2 3
БУ сложности задания: Назови общий элемент трех памятников. Опиши один памятник на выбор (На выполнение задания не более 10 минут).
ПУ сложности задания: Назови событие, которое объединяет все три памятника. Назови, какому историческому деятелю посвящен памятник под цифрой 1 или 2. Опиши один памятник на выбор (На выполнение задания не более 10 минут).
ВУ сложности задания: Назови событие, которое объединяет все три памятника. Назови имена исторических деятелей, которым посвящены памятники под цифрой 1 и 2. Чем прославили себя эти люди? Как называется памятник под цифрой 3. Опиши один памятник на выбор (На выполнение задания не более 10 минут).
Ответ:
1. Памятник братьям Кириллу и Мефодию в Москве. Открыт 24 мая 1992 года (в День славянской письменности и культуры). Скульптор памятника — Вячеслав Клыков, архитектор — Юрий Григорьев.
2.Памятник Владимиру Святославичу в Москве на Боровицкой площади. Церемония открытия состоялась 4 ноября 2016 года. Архитектор Игорь Воскресенский.
Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году , авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.
Общий элемент: христианский крест.
Событие: крещение Руси (принятие христианства кн. Владимиром)
Описание памятника №3:
Памятник представляет собой гигантский колокол на постаменте; Общая высота памятника 15,7 м
Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:
Группа, венчающая композицию, из двух фигур — ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклонённой женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху.
Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства.
В нижней части монумента расположено 109 фигур исторических деятелей, его славнейших представители.
Формируемые УУД: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий (ограничение времени, уровень сложности задания) и требований, умение классифицировать и обобщать факты, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Владение устной и письменной речью. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Предлагает обучающимся внимательно рассмотреть изображения памятников. Объясняет выполнение задания с учетом дифференциации по времени и сложности. Контролирует время выполнения обучающимися заданий. Собирает тетради для последующей проверки задания. | Внимательно рассматривают изображения. Вникают в содержание задания. Задают вопросы по выполнению задания и оформлению ответов. Выполняют задания по времени. Рефлексия: трудности при выполнении задания. Сдают тетради на проверку учителю. |
Тема: Обобщение по теме: «История России с древнейших времен до XVI века» за 6 класс.
Задание выполняется с использованием интерактивной доски.
БУ сложности задания: разместите изображения князей согласно хронологии правления.
ПУ уровень сложности: На ленте времени распределите изображения князей согласно хронологии правления. К каждому портретному изображению поместите временной период правления князя.
ВУ сложности задания: На ленте времени распределите портреты князей согласно хронологии правления. Запишите временной период правления каждого князя
А Б В Г
Ответ: Рюрик Ярослав Мудрый Владимир Мономах Александр Невский
(862-879гг.) (1019-1054 гг.) (1113-1125 гг.) (1249—1263 гг.)
Формируемые УУД: Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логически завершенные рассуждения, умозаключения. Выстраивать последовательность необходимых операций. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Предлагает обучающимся внимательно рассмотреть портреты князей, ленту времени. Объясняет выполнение задания с учетом дифференциации по сложности. Вызывает учащихся групп БУ, ПУ, ВУ к интерактивной доске для поэтапного выполнения задания. Направляет поэтапный процесс выполнения задания. Оценивает работу учащихся у доски и на местах. | Внимательно рассматривают портреты князей, ленту времени. Вникают в содержание задания. Задают вопросы в процессе выполнения задания и оформления ответов. Выполняют задания у доски и в тетради. Осуществляют самопроверку и вносят коррективы по необходимости в ответы. Рефлексия: трудности при выполнении задания. |
Тема: Урал в древности до XVI века.
Работа с иллюстрацией: «Национальные костюмы (женский и мужской) жителей Южного Урала». Работа с иллюстраций осуществляется при использовании дополнительных источников. (Сети Интернет).
Внимательно рассмотрите национальные костюмы жителей Урала XV- XVI века.
Представители, каких народностей проживали на Южном Урале в период древности и раннего средневековья?
Опираясь на иллюстрации, опиши костюмы этих народов.
Используя дополнительные источники, обозначь названия элементов костюмов народов Южного Урала, периода древности и раннего средневековья.
Ответ:
Мордвинский костюм (женский): 1. Рубаха- панар (многослойная), богато вышивалась по горловине и рукаву у запястья, горловина рубахи застегивалась на застежку сюрлгам, что являлось одновременно нагрудным украшением.. Панго –головной убор. Пулай – набедренное украшение. Передник – обязательный элемент костюма.
Мордвинский костюм (мужской): панар – мужская рубаха (однослойная), рубаху подпоясывали поясами, носили на выпуск. Головной убор валяли из шерсти (шляпа), понскт – штаны (холщевые), суконные кафтаны. Одежду украшали ярко-красной вышивкой крестом..
Татарский костюм (женский и мужской): Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время носили стеганные на вате или меховые бешметы, шубы. В дорогу надевали прямоспинный меховой тулуп с кушаком или чекмень такого же кроя, но суконный.
Формируемые УУД: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Аргументированно формулировать свою точку зрения, анализировать сравнивать, делать умозаключения. Умения определять понятия. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Владение устной и письменной речью. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Умение осуществлять самопроверку.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Предлагает внимательно рассмотреть иллюстрацию. Предлагает обучающимся, письменно выполнить творческое задание. Учитывает дифференциацию с использование Интернета. Направляет устную и письменную проверку выполненного задания. | Внимательно рассматривают иллюстрацию. Выполняют задание в тетради самостоятельно, согласно дифференциации с использованием информации Интернета. Участвуют в устной и письменной проверке. Осуществляют взаимопроверку выполненного задания. Рефлексия: трудности при выполнении задания. Получают оценки. |
7 класс
Тема: Начало формирования абсолютизма в России.
Рассмотрите внимательно картину «Земский Собор» С.В. Иванов.
(БУ) Какое событие изобразил художник на картине? Где оно происходит?
(ПУ) Какую историческую личность изобразил художник в центре картины? Назовите период правление этого царя.
( ВУ) Опишите элементы царской власти, которые показал художник на картине.
(ПУ) Кто изображен вокруг царя на картине? Постарайтесь определить сословный статус этих людей. Какие способы использовал художник (одежда, цвет одежды, расположение фигур на картине), чтобы подчеркнуть статусную принадлежность героев картины?
(ВУ) С какой целью собрались люди? / (БУ) Опираясь на материал параграфа, определи дату и цели данного собрания людей.
(ПУ) Чем заняты отдельные фигуры? Что изображено на заднем плане? Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Как Вы думаете, почему? В каком положении находятся фигуры на картине?
(ПУ) Что нового об исторической эпохе вы узнали из картины? Является ли картина историческим источником? Ответ поясните.
Формируемые УУД: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Аргументированно формулировать свою точку зрения, анализировать сравнивать, делать умозаключения. Умения определять понятия. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств. Владение устной и письменной речью. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Умение осуществлять самопроверку.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
В контексте урока при изучении пункта плана «Земский Собор», учитель предлагает рассмотреть картину Иванова. Задает вопросы, мотивируя учащихся на беседу. Направляет обучающихся на работу с учебником, с целью получения ими нового знания. Контролирует процесс записи в тетради новой информации. | Рассматривают картину Иванова «Земский Собор». Отвечают на вопросы учителя, находят нужный материал в учебнике с целью открытия для себя нового знания. Рассказывают. Ведут необходимые записи в тетради. Рефлексия: трудности при выполнении задания. |
Тема: Правление первых Романовых.
Посмотрите внимательно на картины, которые изображают исторические события.
(БУ) Расположите картины в хронологической последовательности событий, изображенных на них.
(ПУ) Соотнесите историческое событие, изображенное на картине с портретом царя (см. ниже), в период правления которого они произошли.
(ВУ) Запишите период правления царя (см. ниже), при котором произошли события, изображенные на картинах.
Исторические события | Портреты первых царей из династии Романовых |
А) «Медный бунт в Москве» Э. Лисснет | Михаил Федорович Алексей Михайлович Федор Алексеевич
|
Б) «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» А. Кившенко | |
В) «Степан Разин» С. А. Кириллов |
Ответ:
БУ – БАВ
ПУ - Алексей Михайлович
ВУ – 1645-1676гг.
Формируемые УУД: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Аргументированно формулировать свою точку зрения, анализировать сравнивать, делать умозаключения. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств. Владение устной и письменной речью. Умение осуществлять самопроверку.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Предлагает обучающимся внимательно рассмотреть исторические картины и портреты царей. Объясняет выполнение задания с учетом дифференциации по сложности. Предлагает записать ответ на задание и обсудить ответ в устной форме. Направляет поэтапный процесс выполнения задания. Оценивает устную и письменную работу. | Внимательно рассматривают исторические картины и портреты царей. Вникают в содержание задания. Задают вопросы по выполнению задания и оформлению ответов. Выполняют задания в тетради. Предлагают устные ответы. Осуществляют самопроверку и вносят коррективы по необходимости в ответы. Рефлексия: трудности при выполнении задания. |
8 класс
Тема: Россия накануне преобразований Петра 1
Посмотрите внимательно на картину художника Н.Д. Дмитриева-Оренбургского
БУ – Какие события изобразил художник на картине?
ПУ – Кого из исторических личностей ты узнал на картине? Какие чувства они испытывают? Какие суждения о событиях, изображённых на картине, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
На картине изображено историческое событие, которое случилось в Москве.
Организаторами события были войска иноземного строя.
События, изображенные на картине, вошли в историю под названием стрелецкое восстание.
Патриарх, изображенный автором картины – Никон
В результате события, изображенного на картине, произошел дворцовый переворот.
ВУ: Посмотри на картины. Какие из этих событий произошли в тот же век, что и событие, которое изображено на картине выше? Запиши две цифры в ответ.
1.
2.
3. 4.
Ответ:
БУ Восстание стрельцов 1682 год
ПУ Наталья Нарышкина, царевич Иван и царевич Петр 1,
ВУ – 2,4 (2 — картина Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена событиям церковного раскола XVII в. 4 - «Переяславская рада 1654 г.» М. Хмелько).
Формируемые УУД: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Аргументированно формулировать свою точку зрения, анализировать сравнивать, делать умозаключения. Умения определять понятия. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств. Владение устной и письменной речью. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Умение осуществлять самопроверку и самооценку.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
В контексте урока обращает внимание обучающихся на картину. Предлагает выполнить задания письменно в тетради с учетом дифференциации. Задает вопросы, мотивируя учащихся на беседу. Предлагает учащимся оценить свою работу самостоятельно. | Рассматривают картину. Отвечают на вопросы письменно в тетради. Отвечают на вопросы учителя устно, Рассказывают. Аргументированно защищают позиции ответов. Корректируют ответы одноклассников. Оценивают свою работу с картиной. Рефлексия: трудности при выполнении задания. |
Тема: Крестьянская война в России 1773-1775 гг.
Работа с картой.
БУ – Какое историческое событие показано на карте?
ВУ – Укажи век события, указанного на карте?
ПУ – Выберите портреты исторических личностей, в эпоху которых происходили события, обозначенные на карте
Е. Пугачев ПетрI Екатерина II Патриарх Никон
А. Б. В. Г.
Ответ:
БУ – Восстание под предводительством Е. Пугачева
ПУ – восемнадцатый век
ВУ – А,В (Е. Пугачев, императрица Екатерина II)
Формируемые УУД: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Аргументированно формулировать свою точку зрения, анализировать сравнивать, делать умозаключения. Умения определять понятия. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств. Владение устной и письменной речью. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Умение осуществлять самопроверку и самооценку.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Предлагает рассмотреть портреты исторических личностей. Предлагает рассмотреть карту, акцентируя внимание обучающихся на легенде карты, географических названиях, объектах карты. Объясняет задания с учетом дифференциации. Выслушивает ответы и оценивает работу учащихся | Рассматривают портреты исторических личностей. Рассматривают карту, обращают внимание на легенду карты, географические названия, объекты карты. Выполняют задания с учетом дифференциации. Рефлексия: трудности при выполнении задания. Осуществляют проверку. |
Тема: Южный Урал в 18 веке: Образование крепости Магнитной.
ПУ – Соотнеси характеристику исторического события, дату и историческую личность (в помощь даны портреты исторических деятелей, имена и фамилии которых указаны в третьем столбце таблицы). Устно ответь на вопрос, который предложен в конце таблицы.
1. 2. 3.
Характеристика исторического события / исторический факт | Временной период/год | Изображение исторической личности/портрет |
Строительство крепости Магнитной | 1743-1744гг. | И.К. Кириллов И.И. Неплюев В.Н. Татищев |
В период возведения крепости Магнитной Российской императрицей была | 1741-1761гг. | Анна Иоановна Елизавета Петровна Екатерина II Великая |
Крепость Магнитная была основана на реке Яик. Сейчас эта река называется Урал. Кто из российских императоров (-иц) дал ей такое название. | 1775г. | Елизавета Петровна Екатерина II Великая Павел I |
С какими событиями в Российской истории связано переименование реки Яик в реку Урал.
|
Формируемые УУД: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Аргументированно формулировать свою точку зрения, анализировать сравнивать, делать умозаключения. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Владение устной и письменной речью. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Умение осуществлять самопроверку. Умение корректировать неправильность своей позиции.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Информирование о новых знаниях, объяснение. Организация обобщения и закрепления. Объясняет особенности выполнения задания с учетом дифференциации. Направляет работу по проверке задания. Выслушивает ответы учеников. | .Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание. Применяет изученный теоретический материал при выполнении задания на практике. Рассматривает портретные изображения. Знакомиться с содержанием таблицы. Выбирает правильные ответы в третье колонке таблицы. Осуществляет самопроверку. Рефлексия: трудности при выполнении задания. |
9 класс
Тема: Обобщение по Истории России 9 класс
ПУ - Разместите портреты Российских императоров XIX века в хронологической последовательности правления.
ВУ – Запишите период правления каждого императора XIX века.
А Б В Г Д
Николай Александр Александр Александр Николай
Павлович Павлович Александрович Николаевич Александрович
Романов Романов Романов Романов Романов
Ответ: Б (1801-1825гг.); А (1825-1855гг.); Г (1855-1881); В(1881-1894гг.); Д(1894-1917гг.).
Формируемые УУД: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Аргументированно формулировать свою точку зрения, анализировать сравнивать, делать умозаключения. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств. Владение устной и письменной речью. Умение осуществлять самопроверку.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Предлагает обучающимся внимательно рассмотреть портреты царей. Объясняет выполнение задания с учетом дифференциации по сложности. Предлагает записать ответ на задание в тетрадь и обсудить ответ в устной форме. Направляет поэтапный процесс выполнения задания. Оценивает устную и письменную работу. | Внимательно рассматривают портреты царей. Вникают в содержание задания. Задают вопросы по выполнению задания и оформлению ответов. Выполняют задания в тетради. Предлагают устные ответы. Осуществляют самопроверку и вносят коррективы по необходимости в ответы. Рефлексия: трудности при выполнении задания. |
Тема: Культура XIX века (архитектура).
ПУ - Соотнесите иллюстрации: портрет императора и архитектурное сооружение, которое было построено в период его правления.
ВУ – назовите архитектора каждого архитектурного сооружения. Подсказкой служат портреты.
портрет императора | архитектурное сооружение | архитектор |
Александр I | А). Исаакиевский Собор | ____________ |
Николай I | Б) Исторический музей | 2. ___________ |
Александр II | В). Казанский Собор | 3._________ |
Ответ.
Александр 1 –В- 2. Андрей Воронихин
Николай I – А- 3. Огюст Монферран
Александр II –Б- 1.Владимир Шервуд
Формируемые УУД:
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Аргументированно формулировать свою точку зрения, анализировать сравнивать, делать умозаключения. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Владение устной и письменной речью. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Умение осуществлять самопроверку. Умение корректировать неправильность своей позиции.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Предлагает внимательно изучить содержание таблицы. Объясняет особенности выполнения задания с учетом дифференциации. Направляет работу по проверке задания. Выслушивает ответы учеников. Предлагает оценить работу по выполнению задания. | Знакомятся с содержанием таблицы, обращая внимание на иллюстрации и портретные изображения. Выполняют задание согласно дифференциации. Вносят необходимую информацию в таблицу. Осуществляет самопроверку соотнося с идеалом ответа. Рефлексия: трудности при выполнении задания. Оценивают свою работу |
Тема: Южный Урал в XIX веке: От крепости к станице Магнитной.
Задание выполняется с использованием интерактивной доски с Ог. вр.
Заполни клетки кроссворда.
БУ (три понятия кроссворда) (не более 3-х мин.)
ПУ (четыре понятия кроссворда) (не более 4-х мин.)
ВУ (пять понятий кроссворда) (не более 5-и мин.)
Предводитель Крестьянской войны начавшейся в районе яицкого городка в 1773 году, и быстро распространившаяся по Уралу.
Название реки, на которой стояла крепость Магнитная в период Крестьянской войны 1773-1775гг.
Фамилия коменданта Магнитной, которого пугачёвцы повесили, после взятия станицы в мае 1774года.
Самостоятельное и самоуправляемое вооружённое населения на территории крепости Магнитной, а потом и станицы Магнитной.
Начальник гарнизона крепости.
1
2
4
3
5
Ответы:
Пугачев, 2. Яик, 3. Тихановский, 4. казаки, 5. комендант.
Формируемые УУД: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности её решения. Строить логические рассуждения, умозаключения. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. Работать индивидуально и в группе. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Обращает внимание на интерактивную доску с основой кроссворда. Напоминает правила работы по заполнению кроссворда. Предлагает учащимся выполнить задания к кроссворду, с учетом требований дифференциации (время и объем). Контролирует время выполнения задания. Вызывает учащихся к доске для заполнения основы кроссворда. Одновременно проверяет количество слов в тетради. Выставляет оценку. | Выражают первичное понимание информации. Выполняют задания к кроссворду с учетом дифференциации. Выходят к доске с тетрадями для поэтапного заполнения основы кроссворда. Получают оценки. Рефлексия: трудности выполнения задания. |
Литература.
Абрамзон М.Г. Краеведение. Магнитогорск.9-11 класс: учебник общеобразовательных учреждений Челябинской области – Челябинск: Абрис. 2013 год.
Будько С. В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин/С. В. Будько //Управление качеством образования.-2012.-№3.С.66-67
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: 2010.
Голубовская Е. В. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий/Е. В. Голубовская//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2002.-№5.-С. 23-29
Короткова М. В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.,
Кротова Т.А. Технология метапредметных связей. - В, 2009.
Чипышева Л.Н. , И. Д. Борченко, Ю. Г. Маковецкая и др. Формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий [Электронный ресурс] : сборник типовых задач / Л. Н. Чипышева, И. Д. Борченко, Ю. Г. Маковецкая и др. – Челябинск : ЧИППКРО, 2016. – 96 с.
Интернет источники
Виды наглядных средств обучения [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://studme.org/38890/psihologiya/vidy_naglyadnyh_sredstv_obucheniya
Наглядное обучение истории. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://magref.ru/naglyadnoe-obuchenie-istorii
Работа с иллюстрациями на уроках истории. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://studopedia.ru/18_6421_rabota-s-illyustratsiyami-na-urokah-istorii.html
Приложение 1.
Таблица формирования метапредметных результатов УУД в обучении предмета «История»
| Формулировки метапредметных результатов по ФГОС | Реализация |
Регулятивные | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и определять для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать достижение целей, так же альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности её решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников. Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценки, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК. |
познавательные | Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника, иллюстрациям учебника и через обобщенный алгоритм работы с продуктивными заданиями. |
Коммуникативные | Смысловое чтение. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации). Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям. Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции. |
личностные | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | Через задания, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых исторических явлений. Через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п. Через насыщенность материала учебников историческими сюжетами, связывающими глобальные общественные процессы и микроисторию отдельных семей, их судьбы и поступки на фоне крупных событий или явлений. |
Приложение 2
Таблица приемов формирования УУД на уроках истории с помощью наглядности.
УУД | Приемы, методы формирования УУД | Примерные задания |
Регулятивные | Прием целеполагания. Прием работы с наглядностью: создание алгоритмов собственных действий и выход на задачи урока. Формулирование вопросов, по теме урока используя картину, карту и т.п. Постановка вопроса к содержанию наглядностей. | Демонстрация учителем в начале урока тематического иллюстративного ряда для определения темы урока (например: комнаты музея, где хранятся артефакты Древнего Египта к теме «Культура Древнего Египта»). |
Познавательные | Рассказ или сочинение по картине. Рассказ по картине с использованием текста учебника. Соотнесение понятия, определения понятия и иллюстрации к понятию. Ответы на вопросы к иллюстрации. Сравнение двух (нескольких) учебных картин, иллюстраций. Беседа по картине. Оживление карты. Дополнение схемы. Анализ иллюстрации по наводящим вопросам. Подходящие и «неподходящие» по теме иллюстрации. | На доске предложено несколько иллюстраций, выбираем только те, которые подходят по теме урока, с ними работаем в процессе изучения темы. В задания на соответствия добавляем помимо понятия и его определения еще иллюстрацию (например: верфь – место строительства и починки кораблей - иллюстрация; правитель – период правления – портретное изображение) |
Коммуникативные | Диалоговое взаимодействие. Игры с использованием наглядных средств. Исторические викторины с использованием наглядных средств. | Составление или дополнение учеником схемы по теме: «Социальная структура общества Др. Китая», другой исправляем возможные ошибки, вносит дополнения. Просмотр анимационного фильма «История Государства Российского» сер. № 15 «Крещение Руси», обсуждение в парах причин принятия христианства кн. Владимиром. |
Личностные | Прием нравственно-этического оценивания поступков исторических личностей или исторических событий, используя исторические картины или фильмы | Исправь ошибку в схеме, на исторической карте. Составление вопросов к исторической картине. Оценка события по исторической картине, например: «Военный совет в Филях» А. Кившенко»
Оцените значение данного совета для исхода Отечественной войны 1812года. Интересно в оценке поступков исторических личностей можно выстроить работу с картиной В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». |
Приложение 3
Оценочные линии работы учащихся с иллюстративным материалом с учетом дифференциации.
Уровень дифференциации | Общий подход | Понимание |
Высокий (5 баллов) | Отвечает на вопросы к иллюстрации, схеме, картине и т.д. Ответ объемный, адекватный, убедительный. Аргументация к ответу по работе с наглядным средством логичная и последовательная. Отсутствуют речевые или письменные ошибки при оформлении (представлении) ответа. | Понимание вопроса к наглядности точное и полное. Подкрепляет описание наглядного средства дополнительными выводами и необходимыми доказательствами (при необходимости) исходя их формулировок задания. Использует не менее 2-х идей/примеров/позиций/аргументов в поддержку ответа на задания к иллюстрации. |
Повышенный 4 (балла) | Вместо прямого ответа на вопросы к наглядному материалу присутствует косвенный ответ. Ответ к заданию адекватный. Описание наглядности убедительное, логическое, последовательное. Допускаются незначительные (не более 2-х ошибок)речевые или письменные ошибки при оформлении (представлении) ответа. | Демонстрирует точное, но слабо подкрепленную выводами и аргументами работу с наглядностью. Допускает некоторые ошибки в назывании фактов, характеристике изображенных событий, неточностей в описании картины и т.п. Использует одну идею/пример/позицию/аргумент в поддержку ответа на задания к иллюстрации. Менее подробно оформляет ответ. |
Базовый 3 (балла) | Четкий ответ на главный вопрос к иллюстрации отсутствует. Обнаруживает непонимание, неправильно представляет предложенный материал наглядности. Ответ неграмотный, логическое завершение отсутствует. Допускает при оформлении /представлении ответа на задание к иллюстрации более 2-х ошибок. | Не демонстрирует четкого понимания вопроса к иллюстрации. Не представляет доказательств, аргументов в работе с наглядным материалом. |
Не отвечает | - | - |