Конспект урока русского языка «Союз как часть речи. Разряды союзов» (7 класс)

3
0
Материал опубликован 31 May

Технологическая карта урока

 

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Самойличенко Ольга Борисовна

Место работы

МБОУ СОШ 2 г.о. Большой Камень Приморского края

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

Урок русского языка в 7 классе

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Служебные части речи.

Тема урока

Союз как часть речи. Разряды союзов.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

Урок освоения новых знаний и умений

 

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

- способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; - адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности.

 

Метапредметные:

 

- познавательные: учить строить логическую цепь рассуждений, осмысливать, перерабатывать, систематизировать информацию;

 

- регулятивные: развивать умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности; умение действовать в ситуации интеллектуального затруднения; умение оценивать собственное продвижение;

 

- коммуникативные: уметь конструировать предложения по схемам, составлять устные высказывания по изучаемой теме, правильно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста, аргументировать свою точку зрения, работая в группе;

 

Предметные: знать определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза; уметь узнавать союзы, отличать сочинительные от подчинительных, отличать союзы от омонимичных частей речи, правильно писать союзы.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): служебные части речи, сочинительные союзы, подчинительные.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Постановка учениками смысловых целей, связанных с осознанным восприятием материала учебного предмета,

умение выполнять проверку своих действий, умение работать в парах.

Оборудование: учебник, проектор, листы самооценки.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Начать урок я хотела бы с высказывания французского философа Р. Декарта: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».

 

- О чем хотел сказать нам известный философ?

 

- Зачем мы пришли на урок?

 

 

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

 

Учитель:

- Готовясь к вашему уроку, я нашла небольшое четверостишие. Вот оно:

 

Объединять и связывать стараюсь

 

Я равных и неравных в нужный час.

 

Порою я совсем не повторяюсь,

 

Порою повторяюсь много раз.

 

- Как вы думаете, о какой части речи здесь говорится?

 

Учащиеся дают ответ: «Союз как часть речи. Разряды союзов». (Запись темы на доске и в тетради). (УУД познавательные, личностные, коммуникативные).

 

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

 

- Ребята, продолжаем.

Определите, проанализировав предложения, разряды союзов.

 

1) Молодой месяц провис тонким и нежным рогом над дальней рощей. 2) Ветер стихал, и свежая прохлада начинала распространяться в виноградниках. 3) Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть.

Почему у нас не получается? Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание успешно?

- Итак, мы должны выяснить, на какие разряды делятся союзы, какова их роль в предложении.

- Зачем нам нужно изучать эту часть речи? (УУД регулятивные).

 

 

 

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

 

Учитпель:

-Ребята, приступаем к выполнению нашей задачи. Каким образом мы будем это делать?

Анализ предложений.

Учащиеся совместно с учителем вносят сведения в опорную схему: союзы соединяют однородные члены, части сложного предложения; деление союзов на сочинительные и подчинительные.

Составляется алгоритм: 1) прочти предложение; 2) выясни, что соединяет (однородные члены – сочинительный; части сложного – сочинительный (и,а, но, или, то-то и др.) или подчинительный (что, чтобы, как, потому что и др.). (УУД регулятивное – планирование, выстраивание последовательности необходимых операций).

Работа с учебником. Учащиеся читают информацию, комментируют.(УУД коммуникативное – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации).

Учащиеся оценивают свою работу (УУД регулитивные, направленные на формирование контроля оценочной деятельности).

 

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Слайд № 1.

Прочтите предложения, найдите союзы, укажите разряды, постройте схемы.

Солнце взошло, но еще не показалось из-за горизонта. 2) Дождь прошёл, но с крыш ещё падали капли. 3) Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. 4) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.

Предложения анализируются учащимися вместе (уч-ся работают у доски), применяя полученные знания, опираясь на алгоритм. (УУД познавательные – анализ объектов с целью выделения общих признаков, выявления сходства и различия объектов).

 

 

 

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

 

- Ребята, сейчас вам нужно будет проанализировать предложения, указать союзы, предлоги, их разряды.

 

Задание на карточках.

Все языки стремятся к точности, а точность требует сжатости. 2. Речь только тогда достигает своей цели, когда за каждым словом чувствуется душа говорящего. 3. Люди бывают пристрастны, и только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.4. В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.

 

Сочинительные союзы

Подчин. союзы

Предлоги непроизв.

Предл. произв.

соединяют однород. члены

соед-т части сложного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(УУД познавательные – анализ объектов с целью выделения общих признаков, выявления сходства и различия объектов; регулятивные: планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций).

Учащиеся работают в парах, затем проверяют по образцу.

 

 

Оценивают свою работу (УУД регулитивные, направленные на формирование контроля оценочной деятельности).

 

 

 

- А теперь проверим правильность выполнения. Учащиеся проверяют по образцу.

 

- Оценим выполненную работу!

 

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Уитель: прочитайте предложения, назовите автора произведения, из которого взяты строки. Выпишите союзы, предлоги, указав из разряды.

Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. (А.Платонов)

Он верил, что дети его любят. (А.Платонов)

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. (А.Платонов)

Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. (А.Платонов)

Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (К.Паустовский)

Все мы должны любить свое отчество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет. (А.Толстой)

Касьян не шевельнулся, пока я не поднял коростеля. (И.Тургенев)

Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад(пословица).

 

- А теперь проверим правильность выполнения. Учащиеся проверяют по образцу.

 

- Оценим выполненную работу! (УУД регулитивные, направленные на формирование контроля оценочной деятельности).

 

 

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

 

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Все живые организмы чем-то отличаются друг от друга. (2)«По умолчанию» обычно считается, что причины фенотипических различий нужно искать либо в генах, либо в различающихся условиях среды. (3)... это представление о природе изменчивости страдает неполнотой. (4)Кроме генетической и средовой изменчивости есть еще и стохастическая (случайная) изменчивость, порождаемая, в частности, случайными флуктуациями уровня экспрессии генов.

 

Ответ: но(однако).

 

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Оцени употребление союзов в одной из статей районной газеты «Новости».

 

Необходимо возле каждой цифры написать слово слитно, раздельно

 

(1)Что(бы) получить образование, простой деревенский мальчик должен пройти трудный путь. (2)(По)этому пути шли немногие люди. Они, (3)что(бы) ни преграждало путь, шли вперед упорно, зная, что впереди победа.(4) То(же) было и с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, (5)так(же) стремившимся к знаниям. : А- слитно, В- раздельно

 

Ключ: 1- А, 2- В 3- В 4- В 5- А

 

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Учитпель:

Что мы изучили?

- Что общего у предлога и союза? В чём их отличие?

 

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

 

 

Лист самооценки_________________________

Задания Количество баллов за правильное выполнение Мои баллы

Всего набрано: 39

36-39 баллов –«5»

29-35 баллов –«4»

18- 28 баллов - «3»

 

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

- Ребята, что мы сегодня узнали?

 

- Что было интересно, что вызвало затруднения? Оцените себя. Учащиеся дают ответы, записывают дом. задание, оценивают свою работу, отвечают на вопросы:

 

- сегодня я почувствовал, что…

 

- я поставил цель … и достиг ее (не достиг, достиг не полностью)

 

- я выполнял задания…

 

- у меня получилось …

 

- я понял, что теперь могу…

 

- я научился…

 

- я попробую… с помощью учителя в течение урока на всех этапах.

(УУД регулитивные, направленные на формирование контроля оценочной деятельности).

 

 

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

 

 

Повторить материал, изученный на уроке. Выполнить упр.

 

 

 

10

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей