Методическая разработка «Создание комплекта дидактических материалов для организации, подготовки и проведения конкурсных мероприятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетентности обучающихся»

3
0
Материал опубликован 26 March 2017

Тема проекта

Создание комплекта дидактических материалов для организации, подготовки и проведения конкурсных мероприятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетентности обучающихся

Автор: Корзунина Анна Сергеевна, учитель английского языка МБОУ «Лицей»

Кирово-Чепецк, 2016 г.

Паспорт проекта

Название проекта: Создание комплекта дидактических материалов для организации, подготовки и проведения конкурсных мероприятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетентности обучающихся.

Руководитель проекта: Корзунина Анна Сергеевна, учитель английского языка МБОУ «Лицей»

Тип проекта (по классификации Е.С. Полат «Метод проектов на уроках иностранного языка» //Иностранные языки в школе, 2000. -№№ 2, 3)

по характеру доминирующей в проекте деятельности: творческий, практико-ориентированный

по предметно-содержательной области: межпредметный

по продолжительности: долгосрочный

по количеству участников: групповой

Заказчик проекта: педагоги английского языка МБОУ «Лицей» и образовательных организаций города, обучающиеся, родители обучающихся.

Цель проекта: создать комплект дидактических материалов для организации, подготовки и проведения конкурсных мероприятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетентности обучающихся.

Задачи проекта:

Выяснить теоретические основы конкурсного движения в средней школе.

Создать комплект дидактических материалов для подготовки, организации и проведения творческих конкурсов по английскому языку на уровне образовательной организации и на муниципальном уровне. Апробировать комплект на различных уровнях.

Проанализировать результаты проведенных мероприятий, качество разработанных материалов, внести корректировки, определить перспективы.

Аннотация.

Разработка проекта актуальна, так как предполагает расширение знаний школьников в области англоязычной литературы, формирует навыки публичного выступления, позволяет проявить творческие способности, формирует ИКТ компетентность. Данная разработка соответствует требованиям ФГОС, т.к. ее основе лежат технологии системно-деятельностного подхода: проектная, информационно-коммуникационная, технология интегративного обучения, технология театральной педагогики. Предполагаемый продукт проекта: варианты проведения конкурсных мероприятий, их поэтапная разработка и подготовка, дидактические материалы; анализ результатов, представление мероприятий педагогическому сообществу, родителям обучающихся и общественности. Необходимое оборудование: персональный компьютер, проекционная система, аудиосистема, микрофоны.

Теоретический этап

  1. Понятие конкурсного мероприятия

Конкурсом считается процесс определения самого лучшего претендента на победу (конкурсанта), или лучших претендентов на победу (конкурсантов), в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса. Определение победителей осуществляется путём «качественного исследования» (экспертизы) и/или «количественного исследования» (голосования).

В качественном исследовании, конкурсанты оцениваются назначенным экспертным жюри, судейской коллегией, группой или группами специально уполномоченных лиц, способных профессионально и объективно оценить качественные характеристики конкурсантов, по определённым правилами конкурса критериям. Определение победителей осуществляется путём суммирования оценок, которые были даны конкурсантам от каждого члена жюри, и выявление конкурсанта или конкурсантов, которые получили высочайшие оценки.

В количественном исследовании, конкурсанты выбираются путём общественного голосования, в котором участники голосования выражают свою симпатию к конкурсантам, пользуясь субъективными мотивами, а принять участие в голосовании может любой рядовой человек (в некоторых случаях человек, который соответствует определённым критериям, например, достиг определённого возраста). Определение победителей становится возможным за счёт суммирования голосов, отданных конкурсантам в период проведения исследования, и построения рейтинга всех конкурсантов, где победителем считается тот, кто получил наибольшее количество голосов и занял первое место в рейтинге.

Также существуют комплексные методики оценки, где победителей одновременно определяют одно или несколько экспертных жюри, вместе с количественным опросом общественного мнения. Причём каждая из респондентских групп имеет определённый приоритет, важный для построения рейтинга конкурсантов.

Понятию «конкурс» также соответствуют специальные премии, награды, которые вручаются по результатам конкурсного отбора лауреата среди ряда номинантов на премию. Кроме лауреатов-победителей за особые достижения могут отмечаться дипломанты.

Результаты школьных конкурсных мероприятий учитываются при оценке уровня подготовки обучающихся, прохождения образовательной программы и перехода с одной ступени на другую; выявляют и поддерживают творчески одаренных детей; стимулируют творческую активность воспитанников детских образовательных организаций; поддерживают творчески работающих педагогов. К конкурсным мероприятиям необходимо привлекать максимально возможное количество детей, педагогов и родителей.

Уровни организации и проведения конкурсных мероприятий могут быть различными: международный, федеральный, региональный, городской, окружной, районный, учрежденческий, конкурсное мероприятие в рамках одного детского объединения.

Формами конкурсных мероприятий являются: соревнование (турнир), фестиваль, олимпиада, выставка-конкурс, конкурс детских работ (в определенном виде творческой деятельности), конкурс юных исполнителей (солистов, ансамблей, массовых коллективов), тематический конкурс или фестиваль, конкурс мастерства.

  1. Основными этапами организации и проведения конкурсного мероприятия являются:

Подготовительный: создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, определение его организаторов; разработка положения о конкурсном мероприятии; рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия и, если возможно, публикация в СМИ.

Организационный: организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов, репетиций и т.д.); сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии; составление плана проведения конкурсного мероприятия (графики просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т.д.), формирование состава жюри; организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов.

Этап проведения мероприятия: организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и др.); подведение итогов конкурса, определение победителей конкурсного мероприятия; организация и проведение итоговых мероприятий (гала-концертов, показательных выступлений и т.д.), награждение победителей; 

Аналитический: анализ конкурсного мероприятия; определение перспектив.

 

  1. Принципы организации и проведения конкурсных мероприятий

При организации и проведении конкурса необходимо учитывать следующее. На детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий». Для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные билеты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем членам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образования и местной администрации). Место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия. Подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в специально отведенный для этого день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей. В дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название образовательного учреждения, а также фамилию и инициалы педагога.

Структура Положения о конкурсном мероприятии должна содержать определенные части: название конкурса (профиль, тематика), инициаторы проведения конкурса, цели конкурса, задачи конкурса, сроки проведения конкурса, сроки подачи заявок на участие в конкурсе, участники конкурса, программа конкурса, требования конкурса (критерии оценивания конкурсных мероприятий), подведение итогов конкурса и награждение, состав жюри конкурса, организаторы конкурса, контактный телефон.

Приложением к положению о конкурсном мероприятии может быть Форма заявки на участие в конкурсе: название конкурса; номинация конкурса; образовательное учреждение; класс; педагог (фамилия, имя, отчество полностью); контактные телефоны педагога (рабочий, домашний); исполнитель (фамилия и имя ребенка (название коллектива), возраст; конкурсная программа (название работ, исполняемых произведений и т.д.); дополнительные данные (при необходимости).

 

  1. Цели организации и проведения конкурса

Остановимся на конкурсных мероприятиях, касающихся иностранного языка в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ставит формирование коммуникативной компетенции в качестве основного назначения обучения иностранному языку, но помимо коммуникативной компетенции не менее важным считает ее социокультурный компонент. Диалог культур как результат социокультурной направленности обучения иностранным языкам ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучении, приобщая школьников к культуре страны изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру своей собственной страны и развивая них умение представлять ее средствами иностранного языка. Моделирование ситуации диалога культур на уроках иностранного языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа и стили жизни людей в нашей стране и в странах изучаемого языка, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах. Реализация принципа диалога культур в школе способствует формированию у обучаемых таких необходимых для межкультурного общения качеств, как олерантность, социокультурная наблюдательность, готовность к общению и сотрудничеству в иной культурной среде, речевой и социокультурный такт и вежливость.

Формирование и совершенствование у школьников социокультурной компетенции в основной и старшей школе направлено на: развитие способности ориентироваться в сциокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка; формирование навыков и умений искать способы выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за социокультурных помех при общении; поведенческую адаптацию к общению в иноязычной среде, понимание необходимости следовать традиционным канонам вежливости в странах изучаемого языка, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества; овладение способами представления родной культуры в иноязычной среде.

Параллельное изучение языка и культуры неслучайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как средство ознакомления обучаемых к новых для них действительностью. Такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, а так же дает огромные возможности для поддержания мотивации обучения.

Большие возможности для расширения знаний учащихся о стране изучаемого языка открывает внеклассная работа по предмету. Именно внеклассная работа по предмету сохраняет свободную и непринужденную атмосферу общения на иностранном (английском) языке.

Практический этап

  1. Конкурс английской поэзии «I wonder» - школьный этап

Внеклассное мероприятие по английскому языку для обучающихся 5-7 классов в форме фестиваля поэзии на тему «I wonder…».

Цели мероприятия: развитие коммуникативной компетентности обучающихся в совокупности всех ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной; совершенствование лингвострановедческих знаний по предмету, знакомство обучающихся с лучшими образцами английской и американской поэзии, повышение творческой активности обучающихся, выявление и поддержка одаренных школьников, повышение мотивации к изучению английского языка.

Задачи мероприятия:

Подготовительный этап: разработать формат проведения фестиваля, критерии оценки выступлений; изучить поэтические произведения, соответствующие тематике фестиваля. проанализировать их с точки зрения лексики, грамматики и фонетики; организовать выбор поэтических произведений для прочтения обучающимися; разработать мультимедийное сопровождение к поэтическим произведениям; приготовить выступления обучающихся с элементами драматизации.

Этап реализации мероприятия: провести фестиваль, организовать работу жюри.

Аналитический этап: провести анализ мероприятия, опубликовать результаты, отобрать выступления для муниципального конкурса.

Технологии: проектная, информационно-коммуникационная, технология интегративного обучения (английский язык - литература), технология театральной педагогики.

Принципы: принцип деятельности, принцип психологической комфортности, принцип творчества.

Оборудование: компьютер, ММ проектор, колонки.

Информационные источники:

Банк стоковых фотографий: http://www.shutterstock.com/ru/

Поэтические произведения: http://www.poemhunter.com/poem/daffodils/

Стихи английских поэтов: http://www.poets.org/viewmedia.php/prmMID/16116

Ход работы. Подготовительный этап

Разработка формата проведения фестиваля, критериев оценки выступлений.

Данное внеклассное мероприятие является общешкольным, проводится для учащихся 5-7 классов. В каждой параллели до 6 участников (по 2 из каждого классного коллектива).

Тема фестиваля: «I WONDER…»

Фестиваль проводится в 2 этапа:1 этап – на уровне классного коллектива, 2 этап – на уровне образовательной организации.

Итоги конкурса подводятся членами жюри по окончанию фестиваля сначала по каждому классу, затем по каждой параллели.Жюри 1 этапа - обучающиеся старшей школы, приглашенные родители. Жюри 2 этапа - педагоги образовательной организации, заместитель директора по учебно-воспитательной части, заместитель директора по воспитательной части.

Требования к выступлению - поэтическое выступление с элементами драматизации (в сопровождении музыки, мультимедийной презентации или без) продолжительностью не более 1 минуты.

Все участники фестиваля получают «Сертификаты участников».

Распределение призовых мест: дипломанты конкурса – ученики, набравшие самое большое количество баллов: Дипломы I, II, III степени.

 

Номинации:

  1. «Ораторское мастерство»

    «Актерское мастерство»

    «Оригинальное воплощение»

Жюри оставляет за собой право создавать дополнительные номинации.

Выбор поэтических произведений и разработка мультимедийного сопровождения к выступлениям

Примеры мультимедийных приложений к выступлению обучающихся:

Этап реализации мероприятия

Проведение фестиваля

Фестиваль проводится в определенное администрацией школы время на уровне классов (групп), затем на уровне образовательной организации.

Организация работы жюри

Работа жюри строится на основе разработанных выше критериев. Лучшие выступления выбираются на основе суммы баллов, поставленных каждым членом жюри.

Анализ мероприятия

Учителем-организатором мероприятия подсчитываются баллы, подписываются сертификаты участников и дипломы лауреатов фестиваля. Проводится награждение.

Творческая группа учителей и учеников составляют отчет о проведении мероприятия и пишут вариант отзыва для публикации на информационном портале образовательной организации.

Сайт лицея: http://liceychepetsk.ru/2012/04/21/итоги-школьного-этапа-конкурса-худож

  1. Конкурс английской поэзии «I wonder» - муниципальный этап

Сценарный план внеклассного мероприятия «Фестиваль английской поэзии I WONDER…»

 

Цели мероприятия:

Развитие коммуникативной компетентности обучающихся в совокупности всех ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной.

Совершенствование лингвострановедческих знаний по предмету: знакомство обучающихся с лучшими образцами английской и американской поэзии.

Повышение творческой активности обучающихся, выявление и поддержка одаренных школьников.

Повышение мотивации к изучению английского языка.

Задачи мероприятия:

Подготовительный этап.

Этап реализации мероприятия.

Аналитический этап: провести анализ мероприятия.

  1. Разработать формат проведения фестиваля, критерии оценки выступлений.

    Разработать сценарий открытия мероприятия, мультимедийное сопровождение к нему.

    Изучить поэтические произведения, соответствующие тематике фестиваля. проанализировать их с точки зрения лексики, грамматики и фонетики.

    Организовать выбор поэтических произведений для прочтения обучающимися.

    Разработать мультимедийное сопровождение к поэтическим произведениям.

    Приготовить выступления обучающихся с элементами драматизации.

    Провести фестиваль.

    Организовать работу жюри.

Технологии: проектная, информационно-коммуникационная, технология интегративного обучения (английский язык - литература), технология театральной педагогики.

Принципы: принцип деятельности, принцип психологической комфортности, принцип творчества.

Оборудование: компьютер, ММ проектор, колонки.

Информационные источники:

Д.Байрон: www.online-literature.com/byron

Банк стоковых фотографий: http://www.shutterstock.com/ru/

В.Блейк: http://www.poemhunter.com/william-blake/

Поэтические произведения: http://www.poemhunter.com/poem/daffodils/

Р.Киплинг: http://www.kipling.org.uk/poems_if.htm

Тумблина О.В. Лекции по английской литературе V-XX веков, СПб.: Каро, 2003г.

Стихи английских поэтов: http://www.poets.org/viewmedia.php/prmMID/16116

Ход работы

Подготовительный этап

  1. Разработка формата проведения фестиваля, критериев оценки выступлений

Данное внеклассное мероприятие является общешкольным, проводится для учащихся 5-7 классов. В каждой параллели до 6 участников (по 2 из каждого классного коллектива).

Тема фестиваля: «I WONDER…»

Фестиваль проводится в 2 этапа:1 этап – на уровне классного коллектива, 2 этап – на уровне образовательной организации.

Итоги конкурса подводятся членами жюри по окончанию фестиваля сначала по каждому классу, затем по каждой параллели.

Жюри 1 этапа - обучающиеся старшей школы, приглашенные родители.

Жюри 2 этапа - педагоги образовательной организации, заместитель директора по учебно-воспитательной части, заместитель директора по воспитательной части.

Требования к выступлению - поэтическое выступление с элементами драматизации (в сопровождении музыки, мультимедийной презентации или без) продолжительностью не более 1 минуты.

Критерии оценки выступлений (выдаются каждому члену жюри).

Все участники фестиваля получают «Сертификаты участников».

Распределение призовых мест: дипломанты конкурса – ученики, набравшие самое большое количество баллов: Дипломы I, II, III степени.

Номинации:

  1. «Ораторское мастерство»

    «Актерское мастерство»

    «Оригинальное воплощение»

Жюри оставляет за собой право создавать дополнительные номинации.

  1. Разработка сценария открытия мероприятия

Во время открытия используются 2 выступления обучающихся (чтение поэтического произведения с элементами драматизации в сопровождении мультимедийной презентации и отрывка музыкального произведения).

Этап реализации мероприятия

  1. Проведение фестиваля

Фестиваль проводится в определенное администрацией школы время на уровне классов (групп), затем на уровне образовательной организации.

  1. Организация работы жюри

Работа жюри строится на основе разработанных выше критериев. Лучшие выступления выбираются на основе суммы баллов, поставленных каждым членом жюри.

Анализ мероприятия

Учителем-организатором мероприятия подсчитываются баллы, подписываются сертификаты участников и дипломы лауреатов фестиваля. Проводится награждение.

Творческая группа учителей и учеников составляют отчет о проведении мероприятия и пишут вариант отзыва для публикации на информационном портале образовательной организации.

Отчет о проведенном мероприятии на муниципальном уровне

см. авторский блог педагога: http://askorzunina.blogspot.ru/p/blog-page_7.html

см. сайт лицея: http://liceychepetsk.ru/2012/05/08/итоги-городского-конкурса-художеств

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации