Статья «Новый подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды учителем-логопедом, ориентированной на преодоление речевых нарушений и поддержку детской самостоятельности и инициативности»
Новый подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды учителем-логопедом, ориентированной на преодоление речевых нарушений и поддержку детской самостоятельности и инициативности.
Работая учителем-логопедом в ДОУ в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями, я столкнулась с тем, что кроме речевых проблем по причине критичного отношения к своему дефекту, эти дети имеют проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Не менее важной отличительной особенностью детей с речевыми нарушениями является катастрофическое снижение мотивации к занятиям в результате достаточно продолжительного (два, а то и три года) периода коррекционного курса, когда после двух месяцев пропадает интерес новизны от артикуляционных, дыхательных, просодических и других упражнений и в их глазах появляется вопрос: «Зачем мне всё это надо?»
Всё это заставляет меня находиться в постоянном поиске и апробации новых приёмов коррекционно –развивающей работы, одним из которых является коллекционирование.
Наблюдая за детьми, я не перестаю восхищаться их любознательностью и избирательностью. Их «притягивают» разные вещи. Чего только не хранят они в своих шкафчиках: магниты, фигурки от киндер-сюрпризов, машинки, куклы winx, zoobles, maylitleponi, детали от лего и многое другое. Каждый раз я задаю себе вопрос о рациональном использовании детского увлечения в своей работе в качестве эффективного мощнейшего мотивационного инструмента. Какие использовать магические приёмы? Как разнообразить развивающую предметно-пространственную среду, чтобы она манила и завораживала детей, не только поддерживая, но и подогревая желание и интерес детей к коммуникации, к занятиям на длительное время?
В очередной раз застав своих коллекционеров в раздевалке, я увидела у них в руках разноцветные маленькие фигурки. Радости моей не было предела, когда я узнала, какие имена у этих чудесных существ: Розочка, Кроха, Ручеёк, Купер Цветан, Сатинка и Синелька, Тополёк, Блёстка, Плясунья, Пушистик, Хрящь, Облачко. Целый арсенал не только для автоматизации трудных звуков в русском языке, но и для решения других задач. А самое главное, когда ты ребёнка спрашиваешь, где ему удалось приобрести для своей коллекции очередного тролля, у него загораются глаза и он вступает с тобой в диалог, к которому присоединяются его сверстники потому, что эти маленькие фигурки являются частью его жизни с его интересами, историями, которые он прожил, приобретая их. Именно на это я делаю ставку.
Так в кругу мы обменивались разной информацией о том, что троллей выдают в магазине «Пятёрочка» за покупки свыше пятисот пятидесяти рублей, что там же можно приобрести для них домики. Кто-то из детей сказал, что это футляр. Стали выяснять что такое футляр и где можно об этом узнать? Выяснили, что посмотреть в интернете, спросить у родителей, поискать с родителями в справочнике. Кто-то сказал, что можно спросить у Сири. Обсудили, что вся коллекция состоит из 15 тролль-ластиков, которые можно одеть на карандаш, использовать вместо ластика, и то, что лежат они в маленьком пакетике, при открытии которого, надеешься, что попадётся тот герой, которого у тебя ещё нет. Но чаще попадаются одинаковые тролли. Кто-то сказал, что определяет в магазине их на ощупь. Например, Купер по форме круглый и отличается от других, Кроха –длинная. Я предложила ребятам потренироваться в игре с волшебным мешочком. Кто-то из ребят поделился тем, что не все взрослые в магазине коллекционируют троллей, и, если вежливо попросить их, те с удовольствием отдадут его вам. В игре «Скажи по- разному» с целью развития социально-коммуникативных навыков, а также просодики потренировались. На следующий день обсудили в кругу, у кого какие успехи в этом направлении.
При поддержке родителей мы собрали 2 коллекции троллей, в каждую из которых вошли: 15 разноцветных маленьких фигурок тролль-ластиков, футляр для хранения троллей, два вкладыша (мягкий и бумажный) с отверстиями для троллей,
Вишенкой на торте в процессе коллекционирования стало продолжение акции «Собери троллей» в магазине «Пятёрочка» из 24-х переливчатых картинок-календариков, которые меняют изображения под разным углом.
Одухотворённая детскими инициативами процесса коллекционирования при поддержке администрации сада и помощи родителей я создала авторское магнитное многофункциональное пособие «Троллеград».
В итоге мы с ребятами стали обладателями несметного богатства в виде компактного, универсального, многофункционального наглядно-дидактического пособия «Троллеград». Компактного, так как оно легко помещается в небольшой по размеру коробке-футляре, его легко можно перенести в группу для того, чтобы продолжить игру, взять с собой домой для проведения совместных с родителями игр, многофункционального, так как даёт возможность играючи решать не только фонетические задачи.
Жизнь постоянно преподносит нам новые сюрпризы, одним из которых является зависимость от гаджетов. Современные дети отдают предпочтение занятию гаджетами, не проявляя инициативы в общении со взрослыми.
Наличие гаджетов у нас говорит о том, что мы живём в цифровую эру. Гаджеты внедряются повсеместно. Они заменили коммуникацию почти в каждой второй семье. Задача педагога и родителей создать такую среду, в которой гаджеты не будут вредить здоровью детей, а станут частью воспитания и образования, будут способствовать развитию у детей инициативы и самостоятельности.
Так появилась идея создания детско-родительского проекта «Я дружу со звуком Л». При автоматизации звука Л я не давала детям, как обычно, готовый материал. Я предложила его найти, добыть самостоятельно в интернете, в энциклопедии, в книге. Сначала дети искали этот звук в названиях предметов, находящихся в группе, в помещении МБДОУ, на участке. Затем они вместе с родителями искали его дома, на улице, в других общественных местах, фотографировали на телефон или планшет и выкладывали на страницу в группе социальной сети «ВКонтакте». Так у нас появилась электронная коллекция фотографий картинок, в названии которых есть звук Л. Дети или родители могут открыть страницу в группе и автоматизировать звук Л в домашних условиях.
Вместо года проект длится 1,5 с перерывами из-за ковида. Менялся состав участников проекта от детей с незначительными нарушениями речи, занимающихся в условиях логопункта до детей с тяжёлыми нарушениями речи, получающих логопедическую помощь в условиях речевой группы. Но не зависимо от этого я уверена, что в желании и умении увидеть и поддержать детскую инициативу, а также в отсутствии страха риска миксовать, привносить что-то из разных приёмов, подходов, методик, технологий есть огромный ресурс, энергия для того, чтобы стать успешным специалистом, добивающимся высоких результатов в коррекционно-развивающей работе.
Таким образом, использование приёма коллекционирования с методом социальных историй, с цифровыми технологиями позволяет повысить детскую инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности: в речевой, творческой, познавательной, мотивацию, а родителям из пассивных наблюдателей превратиться в активных участников коррекционно-образовательного процесса, сокращая при этом сроки автоматизации вызываемого звука Л.
Куликова Ирина Геннадьевна