Создание проблемной ситуации на уроках литературы
Создание проблемной ситуации на уроках
PPT / 1.43 Мб
/data/files/g1660147846.ppt (Создание проблемной ситуации на уроках)Пономаренко М.Г.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа № 93 им. Н. П. Жердева г. Донецка»
Создание проблемной ситуации на уроках литературы
Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями разрешению, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Осуществляется проблемное обучение по схеме: «противоречие - выход из него» и направлено на формирование умений самостоятельно решать познавательные задачи, на развитие творческого мышления.
Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель знает, что дети лучше усваивают не то, что получили готовое и заучили, а то, что открыли сами и выразили по-своему.
М. Н. Скаткин предлагал различать три вида проблемного обучения:
1. Проблемное изложение знаний. При таком изложении учитель не только сообщает ученикам те или иные положения, но, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс ее решения. Такое объяснение учителя, являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск.
2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. Учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включиться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.
3. Исследовательский метод обучения. Ученики, осознав поставленную проблему, сами намечают план поиска, строят предположение, обдумывают способ ее проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, доказывают, делают выводы. Такой метод возможен, когда ученики достигли такого уровня умственного развития, что они в состоянии осуществлять самостоятельно все этапы поисковой деятельности – от начала до конца в их логической последовательности.
Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию подлинного продуктивного мышления детей, их творческих способностей. Человек начинает мыслить только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.
На уроках русского языка и литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.
В формировании проблемы помогают такие приемы как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос - начинает работать мышление. Нет удивления - нет диалога. Если не удается удивить ребенка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребенок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик: 1) сам формулирует проблему; 2) сам находит ее решение ; 3 ) проверяет правильность этого решения.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть : – проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; – поиск истины (способа, приема, правила решения); – различные точки зрения на один и тот же вопрос; – противоречия практической деятельности.
Правила создания проблемных ситуаций:
1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
5. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.
Условно, проблемные ситуации на занятии можно разделить на два вида. Это проблемное положение с удивлением и проблемное положение с затруднением. Существуют различные приёмы создания проблемных ситуаций для каждого из этих видов. Для создания проблемных положений на занятии с удивлением используются три приёма. Вместе предъявить две мысли, которые противоречат друг другу. При использовании вопросов или заданий столкнуть разные мысли и высказывания воспитанников. Данный приём, можно подразделить на две ступени. В первой ступени необходимо показать житейское представление у воспитанников при помощи практического задания с целью их ошибки или же вопроса. На второй ступени необходимо сообщить сам научный факт либо наглядно при помощи эксперимента, либо простым сообщением. Для того чтобы возникли проблемные положения с затруднением, также можно использовать три приёма. Преподаватель может дать практическое задание, выполнить которое невозможно. Воспитанник в этом случае более активно включается процесс, особенно преуспевающие ученики. Педагог может заставить учеников выполнять практическое задание, которое имеет решение, но абсолютно не похоже не предыдущее задание. Также преподаватель может дать ученикам невыполнимое задание, но похожее на предыдущее, которое было успешно решено. После этого педагогу необходимо будет доказать, что ученики не смогли его выполнить.
Как поставить проблему на уроке? Для этого используется несколько методов. При помощи вопросов и предложений, которые подтолкнут воспитанника к постановке проблемы. Наиболее целесообразно использовать данную методику для сильных учеников, при помощи этого развиваются творческие умения воспитанника. Существует, так называемый подводящий диалог, его суть заключается в том, что при помощи наводящих вопросов и высказываний ученик должен сам понять мысль. В этом случае ответ воспитанника, способный вас удивить, практически никогда не прозвучит. Педагог постепенно подводит ученика к нужной мысли. В составе такого диалога могут использоваться и прежние знания ученика, а также можно использовать приёмы анализа или сравнения. Данная методика особенно актуальна для воспитанников с плохой успеваемостью. Педагог может озвучить тему занятия, используя какой-либо мотивирующий приём. Например, применив приём «яркого пятна», загадка, забавная история, сказка, легенда и так далее. Можно также предложить воспитанникам решить кроссворд, где ключевое слово и будет основная тема урока. В данной методике имеет большую популярность и другой приём, который носит название «Актуальность». При помощи наводящих вопросов руководителя, воспитанники понимают роль изучаемой темы в своей жизни. При использовании приёма «Актуальность», ученики не получают никакого развития, но тема для них становиться несколько интереснее. При использовании сразу двух вышеперечисленных способов одновременно, педагог добивается как интереса учеников, так и их развития.
Часто после проблемного урока дома предлагаю письменно оформить свое мнении по проблеме. Эта работа имеет для старшеклассников большое значение, т.к. именно такие умения требуются на экзаменах в новой форме.
Например, в 10 классе при изучении драмы А. Островского «Гроза» перед учениками ставлю вопрос: «Представим, что Катерина уехала с Борисом. Как могла сложиться их жизнь?» или предлагаю учащимся предложить свои версии развития сюжета, отличные от авторской. Такие уроки провожу, когда вижу, что у учеников остались вопросы, на которые в ходе урока они ответов не получили, а вопросы эти их волнуют. Ученики высказывают свои версии, подкрепляя свои мнения примерами из литературных произведений (Лесков «Очарованный странник», рассказы Бунина, Куприн «Олеся» и др.) или из жизни.
В 7 классе проводила урок по творчеству Л. Андреева «Нравственные ценности рассказа «Юшка» с применением проблемной технологии. В центре внимания стояла проблема: Как вы понимаете пословицу «Не стоит село без праведника»?, а по творчеству Л. Андреева в его рассказе «Кусака» была поставлена проблема: Взаимоотношение человека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашим меньшим».
Урок-дискуссия. Такие уроки провожу, если проблема имеет для учеников большое морально-этическое значение и вызывает их живой интерес. Например, интересно прошел урок по роману Ф. Достоевского «Суд над Родионом Раскольниковым». Класс был разделен на 3 группы: «защитники» Раскольникова, «обвинители» и «присяжные заседатели». За собой я оставила роль «судьи». Цель сторон: убедить «судью» и «присяжных заседателей» в своей правоте, используя текст романа, исторический и литературоведческий комментарии, исторические и судебные прецеденты. В ходе обсуждения слово поочередно предоставлялось сторонам обвинения и защиты, «присяжные заседатели готовили свои вопросы и делали выводы о силе и слабости позиций сторон, «судья» направляла обсуждение в нужное русло, комментируя и уточняя высказывания, иногда помогая четче выразить мысль.
Урок-исследование. Провожу такие уроки чаще всего, когда нужно проанализировать язык художественного произведения, поговорить о средствах художественной выразительности. Например, сравниваем два «Памятника» - Г. Державина и А. Пушкина.
1 урок. Странный человек («Бела»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии?
2 урок. «Об чем было нам говорить?» («М. М.»). Кто более прав в отношении друг к другу -Печорин или Максим Максимыч?
3 урок. «Какое дело мне до радостей и бедствий человека?» («Тамань»). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?
4 урок. «За что они меня все ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?
5 урок. «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери») Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?
6 урок. «Зачем я жил? Для какой цели я родился? («Фаталист»). К кому относится название последней части романа?
7 урок. «Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?
Технологию проблемного обучения можно назвать универсальной, так как она обеспечивает развитие каждого обучающегося, является ключом к успеху и творчеству, способствует развитию познавательной, коммуникативной, творческой и практической деятельности обучающихся, становлению личности ребенка, готовности выпускника школы использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни, а учителю позволяет сделать интересным каждый урок.
Методика создания проблемной ситуации на занятии является одной из самых оптимальных для развития и обучения воспитанников любого возраста. В последнее время педагоги её используют всё чаще и чаще, поэтому в будущем стоит ожидать детей, способных проявлять инициативу, мыслить нестандартно и отстаивать своё мнение. Не забывайте, что вы можете подвести ученика к знаниям, но стоит ли учиться – решать только ему.