Создание условий для социальной коммуникации дошкольника через ознакомление с профессиями родителей
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 43 комбинированного вида»
Создание условий для социальной коммуникации дошкольника через ознакомление с профессиями родителей.
Детско-родительский проект
«Профессии работников железной дороги».
Воспитатель: Артемьева Юлия Владимировна
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых –одна из важных задач социализации ребенка.
Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых дает возможность реально представить взаимозависимость людей в социуме.
К сожалению, десятилетиями ознакомление с профессиями в дошкольном возрасте было достаточно примитивным и однообразным, круг обозначенных профессий в образовательных программах детского сада узок. Поэтому, выбирая тему проекта, мы старались расширить круг профессий, опираясь, в первую очередь, на профессии родителей детей группы и на интересы детей дошкольного возраста.
Наш проект проводился в рамках годового планирования ДОУ, мы выбрали для себя направление «профессии работников железной дороги» для ознакомления детей с профессиями, связанными с ней, т.к. в группе были родители, работающие в этой сфере. Конечно же, невозможно детям 4-5 лет рассказать обо всех профессиях железнодорожников, поэтому мы ограничили круг профессий доступными для понимания детям данного возраста (машинист, диспетчер, дежурный по станции, ремонтник, проводник). Важно было показать коллективный характер труда, что от работы каждого, его профессиональных умений, зависит общий результат. При слаженной работе пассажиры комфортно и в срок доберутся до цели поездки, а заводы и предприятия в срок получат необходимый груз, что позволит предприятиям безостановочно работать.
Работа на железной дороге связана и с физическим, и с умственным трудом, но особое место занимает соблюдение техники безопасности. Во время экскурсий к железнодорожному переезду (наш детский сад находится в шаговой доступности от железной дороги), бесед с родителями-работниками ЖД, мы с детьми выяснили, для чего и для кого существуют правила по технике безопасности и нужно ли их соблюдать.
В ходе проекта мы обогатили развивающую предметно-пространственную среду группы дидактическими играми: «Кому нужны эти предметы для работы», «Кому что нужно для работы?», «Посмотри и запомни», «Загадки», «Кто что делает?», «Назови три предмета», «Профессии», «Что лишнее?» «Назови профессию» и т.д.
Благодаря родителям- работникам железной дороги, наши уголки пополнились атрибутами, элементами формы работников ЖД (фуражка, жилетка, флажки), которые дети охотно использовали в сюжетно-ролевых играх «Доставим груз» «Отправляемся в путешествие», «Железная дорога».
Рассмотрели книги, детские энциклопедии о профессиях и результатах труда людей, работающих на железной дороге. Познакомили детей с детской художественной литературой о труде взрослых. Родители, работающие на железнодорожном транспорте, провели увлекательные беседы с детьми о своём труде, на тему «Кто работает на железной дороге?» «Эти правила важны, эти правила нужны». Использование электронной презентации позволило более подробно продемонстрировать конкретные трудовые действия работников ЖД транспорта, показать их рабочие места, оборудование, которым пользуются люди данной профессии.
В рамках данного проекта мы посчитали уместным так же составить разговор о профессии, которая трудна для восприятия детьми, но необходима в любой отрасли. Эта профессия – инженер. Инженер — это не просто человек со специальным образованием, это буквально «властелин машин». Дети узнали, что труд инженера разнообразен: одни работают над созданием нового поезда, другие разрабатывают схему проезда поезда через реку или туннель, третьи – конструируют железнодорожный мост.
Игры с конструктором сродни профессиональным действиям инженера (разработка технических средств, постройка зданий, продумывание логистики), поэтому много внимания уделяли постройкам из разных видов конструктора, в т.ч. ЛЕГО, как по образцу, так и по замыслу, отражая в постройках характерные особенности транспортных средств (грузовой, пассажирский поезд), зданий (вокзал), объектов инфраструктуры (железнодорожная ветка).
Какие личностные качества и умения нужны работникам железнодорожного транспорта? Это и физическая выносливость, и внимательность, умение грамотно произвести расчёты и т.д. Поэтому игры на развитие логического мышления, внимания так же широко использовались в ходе реализации проекта («Составь поезд», «Разложи билеты», «Подбери вагончики», «Составь макет ЖД» и т.д.)
Проект вызвал большой интерес как у детей, так и у родителей, так как способствовал не только расширению представлений детей о мире профессий взрослых, обогащению конкретных представлений о работниках железнодорожного транспорта, но и способствовал сплочению детско-родительского общения, направленного на реализацию творческого потенциала взрослых и детей. Практическим результатом проекта было создание макета железной дороги, который охотно используется детьми в игровой деятельности.