Выступление на тему «Создание условий для формирования позитивного правосознания воспитанников и родителей через ориентацию на духовные ценности Донского казачества»

2
2
Материал опубликован 24 June 2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 Презентация для родителей Тема: «Создание условий для формирования позитивного правосознания воспитанников и родителей через ориентацию на духовные ценности Донского казачества» Подготовила: учитель-логопед Н.В. Онищенко

Во все времена семья считалась основой общества. В семье закладываются основные качества личности, воспитывается характер человека. За эталон воспитания можно принять педагогическую культуру казаков, нашедшую отражение в их многовековом опыте и раскрытую в обычаях, традициях, фольклорных произведениях. Казачеству удалось создать самобытную культуру, бережно сохранить и передавать из поколения в поколение традиционные черты воспитания и глубокую веру в силу своего народа. Наш детский сад в 2015 году получил статус «Казачий» и мы ведём активную работу по приобщению детей к истокам и культуре Донского казачества. Мы предлагаем Вашему вниманию презентацию «Казаки от казаков ведутся», которую Вы сможете продемонстрировать своим детям на домашних компьютерах.

Давно это было…. В семье казака Захара и казачки Марии случилось радостное событие - родились близнецы- мальчик и девочка. Особенно обрадовались рождению мальчика, ведь на него полагался земельный надел, но и рождение девочки воспринялось с радостью, ведь она- будущая помощница. После рождения малышей, на третий день, дети получили имя от родителей. Их назвали Степаном и Аксиньей и в казачьем роду принялись за их воспитание. С рождением малышей отец и мать выбрали для них среди своих знакомых крестных. На третий день бабка-повитуха отнесла детей в церковь для совершения молитвы, после которой священник назначил день совершения обряда крещения.

Прямо из церкви все направились в дом отца, где их уже ждал накрытый праздничный стол с пирогами, мясом, рыбой, вином. Присутствующие дарили младенцам подарки, раздавались пожелания, чтобы Степан был настоящим казаком, бесстрашным и храбрым, и почитал бы своих родителей, а Аксютка –хорошей помощницей по хозяйству, и нянькой будущим детям Захара и Марии. После крестин Степану положили в колыбельку шашку, и стали наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься. Степан не расплакался –значит быть ему добрым казаком!

На следующий день ступило время «смывать с дочурки заботы». Обычай этот состоял в том, что родная и крёстная матери, тётки, в первый раз с песнями и добрыми пожеланиями мыли девочку. Отец был единственным мужчиной, который не был допущен на этот праздник. Пока девочку мыли, отец ел «отцовскую кашу». Её приготовили специально. Она была горелая, пересоленная, политая горчицей, т.е. совершенно несъедобная. Захар должен был съесть всё полностью, не поморщившись, чтобы «дочери меньше в жизни горького досталось». Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, стараясь развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость.

Малыши росли, и когда им исполнился год, наступил первый день постригания Степана. На женской половине дома его усадили на кошму (палас), и крёстная мать срезала его первые прядки, которые она отдала матери. Мария положила их за «именную» икону, где прядки хранились всю жизнь. После стрижки женщины передали мальчика взрослым казакам, в первую очередь отцу или деду, одетым в казачью форму. Они понесли малыша к церкви. Там их ждал неосёдланный конь. Степана посадили верхом на коня и гадали, как он поведёт себя. По малейшим признакам старались определить судьбу будущего воина. Если малыш хватался за конскую гриву, то будет жив. Если заплачет, повалится с коня, то быть ему в бою убитым. Степан, хоть и был маленький, но крепко ухватился за конскую гриву! По традиции, коня вместе с «седоком» обвели вокруг церкви. Потом Захар взял сына на руки и вся родня и друзья пешком пошли домой. У ворот родного куреня казаков встретили женщины. Подходя к воротам, крёстный отец сказал: «Казака принимайте!». После этих слов крёстная мать сняла с отца шашку и сказала, обращаясь к крёстному отцу: «Возьми шашку, нашему казаку ещё расти нужно. Береги её до срока!». Крёстный отец бережно взял шашку и должен был хранить её, пока крестнику не исполнилось 17 лет. Праздники для маленькой девочки сопровождались подарками, угощениями, песнями, танцами. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки на первый бантик, гребёнку на «косу», «платок в церковь ходить» и т.д. В раннем возрасте подарки на девочку буквально сыпались потоком.

Лет с трех казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение начиналось после "праздника первых штанов". Штаны, как правило, дарил старший в роду. Это должны были быть обязательно шаровары. Обучение было тяжелым и постоянным. Крёстный отец обучал своего крестника всем видам военного искусства: рукопашному бою, верховой езде, владению холодным оружием, стрельбе. В казачьей среде считалось, что отец при воспитании собственного сына может быть слишком строгим или наоборот, слишком добрым, что не годилось для суровой казачьей службы. Оставалось и время для игр. И крестный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку «не заездили», чтоб играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. С пяти лет Степан начал работать с родителями в поле: погонять волов на пахоте, пасти овец и другой скот.

В это время Аксютка «хвостиком» ходила по дому за матерью, участвовала во всех домашних работах, встречала с выгонов и поила овец, коров, приносила в дом дрова, помогала родителям на виноградниках. Но была и особая работа − нянчить младших. Трёхлетнего брата могла нянчить и пятилетняя девочка, годовалого − трёхлетняя. Её потом называли няней, обращаясь к ней на «вы» в том случае, если она была старше на пять лет и больше. В семь лет мальчика по традиции постригли второй раз. Бритоголовым он впервые пошёл в баню со взрослыми казаками, а затем − на исповедь. После исповеди в доме был накрыт праздничный стол. За обедом казачонок последний раз ел детские сладости. Закончив обед, он собрал свою постель и переходил из детской комнаты в комнату старших братьев. Старшие братья осматривали его одеяло, подушку и выбрасывали, если считали их мягкими. Они заявляли своему младшему брату: «Всё, учись служить. Ты теперь не маленький». В этом возрасте Степана стали учить стрелять. С этой минуты мальчика могли наказывать только взрослые казаки. Примерно с 7-8 лет казачонок начинал посещать станичную школу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Очень интересная тема! Мой старший сынок был одно время заинтересован женскими казаками,хотел стать казаков сам,мы оченьэмного литературы с ним проштудировали,сейчас под забыл)

24 June 2018

Спасибо

26 June 2018

Похожие публикации