Статья «Использование цитат на уроках литературного чтения — способ развития личности ребёнка»
Использование цитат на уроках литературного чтения – способ развития личности ребенка
Актуальная задача современного образования в начальной школе – развитие речи. Речь выполняет множество функций: общения, самовыражения, эмоционального отклика, воздействия на других людей. Так же речь – способ познания действительности. Качество его обучения напрямую зависит от того, как он овладеет связной речью. Выразить чувства, мысли – сложная задача для младших школьников. Бедный словарный запас не даёт детям полноценно общаться и со взрослыми и с детьми.
Существует большое количество методов и приёмов по обогащению словарного запаса. Одним из методов расширения кругозора детей, пополнения лексического запаса, а также воспитания в нем нравственных качеств и культуры стал – использование цитат. Цитата – дословная выдержка из какого – либо текста или в точности, приводимые чьи – то слова.
К каждому уроку литературного чтения мы готовим массу высказываний, пословиц и другой материал, который прямо или косвенно относится к теме урока. Помимо этого, в нашем классе в начале каждой темы, после развития речевого аппарата, используются цитаты. Они всегда обсуждаются с детьми и направляют их мысли в нужном направлении. Эмоциональный отклик, раздумья о различных темах – формирует у детей такое качество, как – умение выражать свою точку зрения.
Цитата, словно, пронизывает весь урок, держит основную тему. А в конце изучения произведения, учащиеся могут поразмыслить, написав мини – сочинение, высказать своё мнение.
Проходя учебный материал, мы останавливаемся и разбираем самые важные, на мой взгляд темы – жизненные. Ведь герои произведениях имеют такие же характеры, как и люди, которые нас окружают. Когда учащиеся разбирают мораль прочитанного, они формируют в себе точку зрения на тот или иной случай. А цитаты или мудрости веков – помогают им сформулировать их высказывания.
Помимо развития словарного запаса и нравственных качеств, использование данного метода решает ряд психологических проблем учеников. Такие как: неуверенность, страх перед неудачей, боязнь осуждения и так далее.
«Если ты споткнулся и упал, это не значит, что ты идешь не туда» - великая китайская мудрость. При разборе этих слов, учащиеся поняли самое главное – никогда не надо сдаваться. Мы часто совершаем ошибки, но именно они – наш двигатель. «Примите решение развить в себе привычку – доводить дело до конца» Брайан Трейси. Еще одна цитата о том, что надо всегда дойти до цели, чего бы это нам не стоило.
«Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки» - Жан де Ларюйер. Использование данной цитаты направляет детей на осмысление того, что дети должны научиться прощать, ведь дружба – ценность для них.
«Стараясь о счастье других, мы находим свое счастье» - Сократ. Великие слова греческого философа наталкивают детей на понятие поддержки, помощи остальным, быть добрее к миру.
«У души не будет радуги, если в глазах не будет слёз» - индейская мудрость. Эту цитату учащиеся запомнили больше всего, потому – что она напрямую относится к каждому. Мы не будем радоваться и восхищаться так искренне, если бы не познали ошибок. Каждый неверный шаг – слёзы, а когда мы встаём и доходим до цели – радуга счастья. Так и описали мне свои мысли ученики.
«Если вы решили действовать – закройте двери для сомнений» - Ф. Ницше. Разговор на эту тему подталкивает детей на осознание своей неуверенности. Разбор этой мысли дает им понять, что не стоит сомневаться в своих силах, нужно брать все в свои руки и действовать.
Примеры таких цитат и мудростей – великое множество. Правильно подобрав её к уроку, можно провести его на одной волне с учащимися, которые глубоко вникнуться в проблему изучаемой темы. На домашнее задание можно давать поразмыслить ученикам над некоторыми жизненными вопросами. Часто ученики приходят воодушевленными на урок, с радостью отвечают и делятся своими мыслями.
Метод использования цитат на уроках литературного чтения намного расширяет возможности учителя, дает возможность воздействовать на всех учащихся в классе. Активизировать мыслительные процессы, раскрыть воображение, вывести их из пассивного наблюдения, развить интеллект, привить нравственные ценности, учиться радоваться своим открытиям, а также помочь избавиться от внутренних проблем и страхов – вот те задачи, которые стоят передо мной сейчас. А этот метод мне прекрасно помогает. Ниже приведено исследование эффективности использования цитат на уроках литературного чтения.
Диагностика словарного запаса по средствам наблюдения на уроках. Проводилась в первый месяц обучения.
В классе 28 учеников. Большая часть учащихся с низким уровнем словарного запаса, многие не любят читать. Не выступают с ответами на уроках, не могут высказывать свои мысли и точно передавать информацию. Высокий уровень развития речевых навыков всего у двух учащихся, выше среднего у четырех учеников. Это любознательные ученики, которые не расстаются с книгой. Всегда учатся чему – то новому.
Моей целью было развить у детей желание постигать новое, научиться выражать свою точку зрения и попросту – мыслить.
На протяжении всего этого времени мною были проведены десятки уроков литературного чтения, которые были подкреплены цитатами великих людей, мудростями народов древнего мира, а также пословицами и поговорками всех народностей. Результаты наблюдений приятно удивили меня. Возрос энтузиазм на уроках, многие избавились от внутренних конфликтов. Атмосфера на уроках стала фантазийной. Детям стало проще высказывать свои мнения, писать сочинения, а также они стали оперировать понравившимися цитатами в жизни.
Как показало наблюдение – значительно вырос словарный запас у учащихся по сравнению с началом учебного года. Дети стали с удовольствием читать, находя мораль в каждом прочитанном произведении.
Применение цитат и мудростей – важный метод для развития личности учащихся. Так как это не просто метод – это способ достучаться до души ребенка.
«Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно» - К.Д. Ушинский.