Статья «Логоритмика и кинезиология — эффективные средства коррекционно-развивающей работы с дошкольниками»

0
0
Материал опубликован 10 April 2023

​​​​​​​Статья

«Логоритмика и кинезиология эффективные средства коррекционно-развивающей работы с дошкольниками».

Подготовила учитель-логопед ЧДОУ «Детский сад №93 «ОАО РЖД»

Аннотация: В статье описывается работа в дошкольном учреждении по программе дополнительного образования кружка по логоритмике «Шаг вперед», которая разработана для детей среднего дошкольного возраста. Программа позволяет в комплексе решать несколько задач: развивать речь детей, корригировать моторную сферу, нормализовать неречевые психические функции, формировать оптико-пространственный гнозис, а также социализировать в коллективе детей с ОВЗ.

Ключевые слова: здоровье сберегающие технологии, логоритмика, кинезиология, моторная сфера, психические функции, оптико-пространственный гнозис, ОВЗ (особые возможности здоровья), коррекция, профилактика.

 

Всем известно, что ребенок развивается в движении, а любые ритмические движения активизируют деятельность мозга. С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому на своих логопедических занятиях я использую динамические паузы, пальчиковые игротреннинги, подвижные игры. При проведении игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация общей и мелкой моторики. Все эти виды упражнений входят в структуру логоритмических занятий.

Логоритмика с элементами кинезиоупражнений - это эффективная здоровьесберегающая технология, которая оказывает положительное воздействие на развитие всех функций детского организма. С помощью таких нестандартных приемов происходит профилактика и коррекция речи.

С данной целью с этого учебного года в нашем учреждении реализуется такая дополнительная образовательная деятельность, как кружок по логоритмике «Шаг вперед». Актуальность открытия такого кружка в том, что логоритмикой могут заниматься дети как с нормой в развитии, так и воспитанники с ОВЗ.

тонус.

Прошло не так много времени с открытия кружка, но я могу с точностью сказать, что под влиянием занятий логоритмикой у детей произошли значимые изменения в звукопроизношении, в накоплении активного словарного запаса, улучшилась память, внимание, мышление, чувства ритма, ориентировка в пространстве. Двигательный ритм влияет на формирование и развитие речевых механизмов, помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения, хорошо воспроизводить услышанное. А сочетание с кинезиологическими упражнениями позволяет мне более эффективно корректировать психомоторные нарушения у детей. Кружок «Шаг вперед» посещают как нормотипичные дети, так и дети с ОВЗ. Поэтому при планировании логоритмических занятий я использую индивидуальный подход и принцип концентрического наращивания материала по лексических темам. Основа занятий всегда меняется: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, сюжетные и дидактические игры. Я стараюсь подбирать простые и интересны задания, для выполнения которых не нужна специальная подготовка. Я показываю – дети повторяют за мной. От детей не требуется запоминания и заучивания материала, все происходит самопроизвольно. Поначалу детям требовалась небольшая помощь, но спустя несколько занятий малыши уже самостоятельно и безошибочно повторяли за мной речевой материал и двигательные упражнения. Эффективность работы повышается за счет использования сенсорной панели на которой демонстрируется красочный материал по теме занятия, музыкальные ритмические ряды, артикуляционная и пальчиковая гимнастика со сказочными героями. Я стараюсь не ограничивается демонстрацией картинок и выкрикиванием детьми названий предметов. Во время занятий дети «трут» морковь, «играют в снежки», «превращаются» в самолетики», отстукивают ритм деревянными ложками, шагают по массажным ковриками и выполняют множество других действий.

Такая организация занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса, положительного эмоционального отношения к логоритмическим упражнениям, и помогает мне добиться хорошей результативности.

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия:

Приветствие;

движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

артикуляционная гимнастика;

кинезиологические упражнения;

самомассаж (лица, рук) или гимнастика для глаз;

пальчиковая игра;

подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучивается. Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии. При составлении конспектов логоритмических занятий я, конечно, использую чужой опыт, но многое придумываю и сама. Например: использование современной или «взрослой» музыки.Дети очень любят слушать современную музыку и танцевать под нее. Использование эстрадных песен украшает занятие, вызывает у детей положительные эмоции. Например, песню в исполнении певца Хабиба «Ягода малинка» я использовала на занятии по теме «Лес, грибы, ягоды». Песня группы «Волшебники двора» «Шла Саша по шоссе» — очень ритмичная мелодия. Под неё мы делали артикуляционную гимнастику. К занятию по теме «Зима» мы разучили кинезио упражнения на слова «Зима пришла, холода принесла». Правильно выбранное музыкальное произведение может помочь справиться ребенку с замкнутостью, неуверенностью, страхом.

 

Предлагаю вам некоторые логоритмические упражнения из опыта работы, которые можно использовать на логопедических занятиях.

В работе с детьми с ОВЗ, приобретаемые на индивидуальных занятиях слова и фразы, пропеваются в сочетании с движениями, проводятся двигательные игры, направленные на стимуляцию активной речи. Двигательное подражание становится более точным и эмоционально дифференцированным. Постоянное повторение одних и тех же речевых форм способствует развитию речевой активности, слоговой структуры, грамматики.

 

Упражнение «ВЕСЕЛЫЕ СЛОГИ»:

Ла-ла-ла… (Три раза хлопают в ладоши).

Мила пол мела. (Имитируют подметание пола).

Лу-лу-лу… (Хлопают три раза в ладоши).

Слава взял пилу. (Имитируют движения пильщика).

Ул-ул-ул… (Хлопают три раза в ладоши).

Михаил уснул. (Кладут руки под щеку).

Ща-ща-ща… (Хлопают три раза в ладоши).

Наварили мы борща. (Имитируют приготовление пищи).

Щи-щи-щи… (Хлопают три раза в ладоши).

Щиплем щавель мы на щи. (Имитируют движения руками, как при нарывании зелени).

 

Упражнение «Новый год»:

Наступает Новый год! (хлопают в ладоши).

Дети водят хоровод (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь вывернуты наружу).

Висят на елке шарики (поочередно соединяют пальцы на двух руках, образуя шар).

Светятся фонарики (руками изображают фонарики).

Вот сверкают льдинки (сжимают и разжимают кулаки по очереди).

Кружатся снежинки (легко и плавно двигают кистями).

В гости дед Мороз идет (пальцы шагают по коленям).

Всем подарки он несет (трут друг об друга ладони).

Чтоб подарки посчитать, Будем пальцам загибать (хлопают по коленям: одна рука – ладонью, другие – кулаком, а затем поменять).

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 (по очереди массажируют каждый палец).

 

Упражнение «Зима»:

Пришла зима (трут ладошки друг о друга).

Принесла мороз (пальцами массажируют плечи, предплечья).

Пришла зима (трут ладошки друг о друга).

Замерзает нос (ладошкой массажируют кончик носа).

Снег (делают плавные движения ладонями).

Сугробы (кулаками стучат по коленям).

Гололед (разнонаправлено двигают ладонями по коленям).

Все на улицу – вперед! (одна рука на колени ладонью вверх, вторая рука согнута в локте, кулак меняют руки).

Теплые штаны наденем (ладонями проводят по ногам).

Шапку, шубу, валенки (ладонями проводят по голове, рукам, топают ногами).

Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони).

И завяжем шарфики (ладони прикладывают друг на друга к основанию шеи).

 

Ветер.

Ветерок листвой шумит:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.

В трубках громко он гудит:

У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой.

Поднимает пыль столбом.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.

Дует он везде, кругом.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.

Может вызвать бурю он .Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и делают вращательные движения.

Не удержится и слон.

Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

К концу учебного года у большинства детей наблюдается положительная динамика: улучшилась моторика рук, координация речи с движением, сформировался продолжительный плавный выдох, усовершенствовались движения органов артикуляции. Малоактивные дети стали более эмоциональными, подвижными, активными. Логопедическая ритмика создает положительный эмоциональный настрой, мотивацию к выполнению упражнений, учит общению со сверстниками.

Список литературы:

Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР – СПб., Детство-Пресс, 2009

Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.

Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2002.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М., 2003.

Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционноразвивающей работы в детском саду. – СПб.: Детство-пресс, 2014.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации