Специфика психологизма творчества л.н.толстого в процессе школьного преподавания литературы
УДК 82
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЗМА ТВОРЧЕСТВА Л.Н.ТОЛСТОГО В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Шабельский Дмитрий Валентинович, учитель русского языка и литературы
Аннотация: В статье рассматриваются основные особенности, приёмы и способы изучения специфики психологизма творчества Л.Н. Толстого в процессе школьного преподавания литературы.
Ключевые слова: Лев Толстой, методика преподавания литературы, синквейн, портрет, деталь.
The specifics of the psychology of L.N. Tolstoy's creativity in the process of teaching literature at school
Shabelsky Dmitry Valentinovich
FSAOU VO «North Caucasus Federal University» Stavropol
Annotation: The article discusses the main features, techniques and methods of studying the specifics of the psychology of L.N. Tolstoy's creativity in the process of teaching literature at school.
Keywords: Leo Tolstoy, methods of teaching literature, cinquain, portrait, detail.
В условиях реалий среднего образования и личностно-ориентированного подхода современная школа несёт особую ответственность за приобщение обучающихся к литературе как к особому виду искусства. Ведь именно этот предмет осуществляет духовное и идейно-эстетическое воспитание человека. В этой связи изучение классики XIX века в школьной программе по литературе занимает сравнительно большое место. Так, по справедливому замечанию, Чан Тхань Бинь «изучать произведения данного периода нужно так, чтобы обучающиеся увидели значимые аспекты творческого метода, основных средств, которые были ведущими» [1, с.7]. В процессе выполнения названной задачи важную роль играет изучение специфики психологизма творчества Л.Н. Толстого, как одного из главнейших достижений отечественной литературы и искусства в целом. Изучение же способов актуализации его психологического мастерства позволит расширить не только картину мира обучающихся, но и углубить их знания в области преподаваемой дисциплины.
Итак, Л.Н. Толстой выработал, по утверждению И.В. Страхова, оригинальные психологические приёмы: внутренние монологи, портрет и др. [4, с.18]. Именно этот факт необходимо учитывать при анализе специфики психологизма в произведениях Л.Н. Толстого на уроках литературы.
По нашему мнению, при изучении творчества Л.Н. Толстого, возможно, в рамках элективного курса, следует обратить внимание на следующие особенности изображения внутреннего мира человека:
1. Герои Толстого - это, прежде всего, люди, которые находятся в постоянном поиске моральной, аксиологической и глубокой философской истины. Поэтому, изображая характер своих персонажей, автор передаёт динамику психологических состояний, всесторонне анализирует тонкую и в тоже время всеобъемлющую организацию внутреннего мира человека.
2. Очень важно актуализировать положение о «диалектике души», выдвинутое Н.Г. Чернышевским, которую он обнаружил в произведениях Л.Н. Толстого [7, с.523]. Ведь именно это позволило проследить процесс морального самосовершенствования человека на различных жизненных этапах. Но чтобы доступно интерпретировать сущность этого феномена ученикам, стоит выделить важнейшие особенности «диалектики человеческой души»:
Диалектика как своеобразный двигатель саморассуждений стремится показать истину, найденную личностью в результате непреодолимой внутренней работы над собой;
Возникновение такой формы повествовательно-композиционного изображения как внутренний монолог, создаёт иллюзию неупорядоченного движения мыслей и переживаний. Обращаясь к тексту трилогии, можно обнаружить эти признаки в монологе Николеньки Иртеньева.
Именно поэтому программа по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана предлагает в 10-м классе начать изучение темы «Творчество Л.Н. Толстого» с обзорного знакомства с трилогией как зерна, из которого выросла диалектика «Войны и мира» [3, с.153].
3. Л.Н. Толстой стремился к микроскопическому анализу души и поступков. Для этого он использует, по мнению А.Г. Городецкой, «принцип авторского всеведения, всепроникновения» [2, http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/molodoj-tolstoj-sbornik/grodeckaya-specifika-povestvovatelnoj-formy.htm]. Разъяснение этого положения следует начать с того, что писателю-психологу было важно описать сложный процесс мышления, в результате которого человек сначала чувствует, а затем думает. Например, это ярко выражено в таких образах как Андрей Болконский, Пьер Безухов и др. Также стоит подытожить мысль о том, что писатель рассматривал личность во всех аспектах, не упуская ни одной внутренней или внешней детали, вводя прямо или косвенно авторскую точку зрения на происходящее. К примеру, такую позицию учитель совместно с учениками может обнаружить при анализе рассказа «Севастополь в августе», в котором автор поясняет, что страх смерти, приводящий персонажей в ужас, «это врожденное чувствие человеку» [5, с.157]
4. Портрет, деталь и пейзаж как уже знакомые обучающимся приёмы создания психологизации, на материале творчества писателя претерпевают некоторые изменения. Так происходит процесс постепенного отказа от статичного (описательного) портрета в пользу портрета динамичного (лучистые глаза княжны Марьи в «Войне и мире» или в романе «Анна Каренина»: «Что такое Вронский?» - сказал Левин, и лицо его из того детски восторженного выражения, вдруг перешло в злое и неприятное» [6, с.42]). Одним из эффективных способов создания психологизма образа Анны на уроке, может послужить такое средство обучения как синквейн. В итоге, вместе с учениками, учитель может прийти к следующему:
Огонь (портрет: блестящие глаза)
Завораживающая, противоречивая (внутренние монологи о жизни, любви и смерти)
Окрыляет (пейзаж: снежная буря в романе - это не просто вьюга, а вьюга страсти, возникающая между людьми); Отталкивает (пейзаж: полюсом, противоположным многозначной метели, связанной с пробуждением любви Анны к Вронскому, является образ бури, который отражает её душевное состояние в момент последней ссоры с ним); Погибает (деталь, образ железной дороги, повторяющийся в начале прибытия Анны в Москву и в финале романа)
В образе Анны Карениной нашли свое отражение мировоззренческие и духовные искания общества 70-90 годы XIX века.
Душа
Таким образом, включение этих особенностей психологизма в процессе преподавания творчества Л.Н. Толстого на уроках литературы, на наш взгляд, может значительно повысить знание обучающихся относительно литературного процесса XIX века.
Список источников
Бинь Чан Тхань Изучение творчества Л.Н. Толстого в средней школе: автореф. дис. на соиск. учен. степ канд. филол. наук: 13.00.02 / Чан Тхань Бинь; Рос.гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург,1995. - 7 с.
Городецкая А. Г. Специфика повествовательной формы в «Семейном счастии» Толстого [Электронный ресурс] / Городецкая А. Г. - Режим доступа: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/molodoj-tolstoj-sbornik/grodeckaya-specifika-povestvovatelnoj-formy.htm
Маранцман В.Г. Литература 10 класс, Часть 2. М.: Изд-во «Просвещение», 2009. - 153 с.
Страхов И.В. Психология литературного творчества. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1988. - 384 с. 338
Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 8 томах. // Т. 1. - М: Лексика, 1996. - 157 с.
Толстой Л.Н. Анна Каренина. М.: «Наука», 1980. - 42 с.
Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений в 15 томах. Том I. [Текст] / Н.Г. Чернышевский - М.: Гослитиздат, 1939. - 523 с.