Статья «Специфика работы воспитателя в группе компенсирующей направленности»

0
0
Материал опубликован 16 May 2019

В любом дошкольном учреждении одной из главных задач является подготовка детей к школе. Но есть и такие дети, которые при нормальном умственном развитии имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке к обучению чтению и письму. Для таких детей нужно специальное обучение. Это дети ОВЗ, и они должны воспитываться в группе компенсирующей направленности ТНР.

         В группе компенсирующей направленности учебно-педагогическую работу ведут логопед и два воспитателя. Педагоги проходят курсы повышения квалификации по коррекционной работе.

Выполнение требований Программы ДОУ и всесторонняя коррекция ОНР одновременное невозможно в полном объеме по нескольким причинам: значительная часть учебного времени отводится логопедическим занятиям и занятиям воспитателя по заданию логопеда.  Дети с нарушением речи по запасам знаний и сведений, реакции на обучение, по своему психическому развитию отстают от своих сверстников. Поэтому педагоги группы компенсирующей направленности разрабатываю свою рабочую программу на основе «АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 7 лет» с учётом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, автор Н. В. Нищева.

У детей с ОНР в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу и кроме того, словарь их беден. Поэтому рассказы таких детей примитивны, схематичны, лишены эпитетов, красивых слов и сравнений. Бывают часто неточности в согласовании слов, замены или пропуски предлогов. По- другому можно сказать, что у них нарушены все составные части языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название данного дефекта – ОНР.

Если дети в возрасте пяти лет при нормальном уровне речевого развития произносят правильно все звуки, используют разнообразные конструкции сложных предложений, легко воспроизводят многосложные слова. То они свободно могут излагать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми, без труда пересказывать сказки и рассказы.

         А для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: у них нарушено внимание и память, артикуляционная и пальцевая моторики, также недостаточно сформировано словесно-логического мышления.

Любому воспитателю заметны характерологические особенности детей с ОНР. Это проявляется на занятии, в игровой и бытовой деятельности. Одни из детей на занятии быстро утомляются и перестают воспринимать учебный материал. А другие, напротив, могут сидеть тихо, но на вопросы не могут ответить или отвечают невпопад, задания плохо воспринимают, а иногда и не могут повторить без помощи педагога.

В общении между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы, а другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интерес к играм. Педагогам знакомы проявления повышенной агрессивности, негативизма, обидчивости или ранимости некоторых детей.

Педагоги групп компенсирующей направленности (ОНР) сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям. И непросто обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых невозможно полноценное воспитание. В работе педагогов логопедической группы основные направления работы – это коррекционно-воспитательное и образовательное. Поэтому в этой группе очень тесное взаимодействие между логопедом и воспитателем. Воспитатель помогает логопеду в исправлении речи и процессов, тесно связанных с ней, а также осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных программой ДОУ. Необходимо помнить, что из двух направлений коррекционно-воспитательное является более значимым, ведущим.

Чтобы эффективней была коррекционно-развивающая работа требуется соблюдать единый речевой режим в течение всего дня, а значит:

-  непрерывно контролировать речь каждого ребенка

-  неукоснительно соблюдать требования логопеда

-  исправлять речевые ошибки каждого ребенка

-  работать по единой лексико-грамматической теме в течение недели

-  отрабатывать речевые клише в процессе всех режимных моментов

-  систематически работать над произношением и речью в целом по заданию логопеда.

Вся коррекционная работа в группе ОНР осуществляется под руководством и контролем логопеда. Воспитатель является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это его главная специфическая функция. Коррекционные задачи логопеда и воспитателя:

-  закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,

-  развитие артикуляционной и мелкой моторики,

-  развитие внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью,

-  максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов,

-  систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей,

-  совершенствование словесно-логического мышления.

В первой половине дня логопед проводит фронтальные занятия по развитию речи. После занятий в день логопед берет заниматься индивидуально 3 - 4 ребенка. Во второй половине дня по заданию логопеда воспитатель занимается с теми детьми, которых логопед брал на индивидуальные занятия с утра. Вся работа фиксируется в тетради по взаимодействию логопеда и воспитателями.

Педагоги, работающие в группе компенсирующей направленности (ОНР) внимательно следят за речью детей и справляют ошибки и на занятиях, и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы исправления делались корректно и доброжелательно. Нельзя высмеивать, а тем более передразнивать ребенка. Ребенок может замкнуться и это приведет к снижению речевой активности, а также ребенок потеряет интерес к обучению и негативно будет относится к педагогу, оттолкнет его от себя.

         Занятия по развитию речи с учетом лексических тем требует разнообразного, наглядного материала, систематизированного по лексическим темам. С учетом лексических тем также следует подбирать соответствующую литературу. Все это только повышает эффективность работы.

На протяжении всего дня педагоги многократно активизируют, закрепляют новые понятия и слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь.

Одним разделом коррекционной работы в группе ОНР является развитие артикуляционной моторики, которая осуществляется в течение полутора-двух месяцев ежедневно, и развитие моторики пальцев рук. Упражнения проводятся 3 – 5 минут каждый день со всей группой. Можно проводить перед дневным сном, перед обедом или ужином, это значительно улучшает произношение детей. Воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собрать мозаику из мелких деталей, поработать с конструктором, застегнуть и расстегнуть пуговицы по возможности без помощи взрослого, поиграть на музыкальных инструментах с кнопками, собрать рассыпанные бусинки, поработать со шнуровкой и другое. В группе должен оборудован уголок с дидактическими играми га развитие мелкой моторики, где ребенок всегда может выбрать игру или занятие по желанию.

Работа не будет эффективной без интереса родителей. Родитель здесь выступает на передний план именно, то связующее звено среди детей и педагогов. Именно в группе компенсирующей направленности (ОНР) воспитатель в работе с родителями уходит на второй план, работа эта осуществляется в большем объеме, чем логопедом. Логопед видится с родителями, поэтому вместе с обычными целями, воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями, в основном бытовое. Тесное сотрудничество должно налаживаться в начале обучения. Главное убедить родителей в сотрудничестве, ведь большую часть времени ребенок находится в семье. 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации