Организация «говорящей среды» в группе компенсирующей направленности
1 слайд – Здравствуйте, меня зовут Цыганцова Елена Викторовна. Я воспитатель первой квалификационной категории в МБДОУ «Детский сад № 16». Хочу представить Вам опыт работы по организации речевой, «говорящей», развивающей предметно пространственной среды в группе компенсирующего вида.
Для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федеральным государственным стандартом дошкольного образования предусмотрено создание благоприятных условий. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.
2 слайд – Нормативные требования по организации РППС указаны в
Конституции РФ.
федеральном Законе «Об образовании в РФ»;
постановлении от 15 мая 2013г «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13;
приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Развивающая среда выступает в роли движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие каждого и способствует его самореализации в дальнейшем.
3 слайд – РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Работая в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи, мы создаем коррекционную развивающую среду, которая так же является важным средством воспитания и развития детей с нарушением речи. Она решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с проблемами в развитии. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются
4 слайд – принцип научности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения. По утверждению Нишевой Натальи Валентиновны
5 слайд – «правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности». Предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Поэтому при организации такой среды мы учли санитарно-гигиенические нормы, то есть требование к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям. Однако всё это не является основным условием развития ребёнка. Развивающую среду создают и педагоги своими руками и принимают активное участие родители и воспитанники. То есть все участники образовательного процесса являются соавторами при создании РППС.
При организации предметно-развивающей среды необходимо учитывать:
6 слайд
структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при взаимодействии с окружающей средой;
соответствие коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей;
обеспечение в среде обучающих и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;
организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на «зону его актуального развития», для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации «зоны ближайшего развития»;
7 слайд
меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов, коррекционных ситуаций;
обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.
Ребенку с нарушением речи необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений. Поэтому в группе компенсирующей направленности основную роль в работе с детьми с ОВЗ играет «Центр грамотности» (он же «говорящая среда»).
8 слайд – Выполняя различные манипуляции с набором игр, требующих составить из частей целое, сложить объекты по заданной схеме действия, тренируют мышечный аппарат ребенка,
9 слайд – развивают мелкую моторику,
10 слайд – стимулируют двигательную активность и предметную деятельность ребенка. Такие формы общения с окружающими людьми и сверстниками занимательны и интересны детям.
11 слайд – Содержание определяется в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей с ОНР.
12 слайд – Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
13 слайд – Материал, содержащийся в коррекционном уголке, носит многофункциональный характер, используется в разных целях. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи. Важно в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии создавать условия для самоутверждения. Детям особенно важно преодолевать чувства неуверенности в себе из-за недостатков предметно-практической деятельности, трудностей реакции на предметные действия, неточности знаний, умений и навыков.
14 слайд – В этом им помогают дидактические игры, без которых в «Центре грамотности» никак не обойтись. «Центр грамотности» включает обязательно раздел по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, который классифицируется на следующие зоны:
15 слайд – зону лексического развития (муляжи, игрушки, картинки по лексическим темам, домино и лото, предметные и сюжетные картинки, книжки на подбор синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов);
16 слайд – зону формирования грамматического строя речи (пособия на словоизменение и словообразование, на согласование частей речи,
17 слайд – для составления предложений с простыми и сложными предлогами, для формирования фразы (работа над структурой предложения);
18 слайд – зону развития связной речи (игрушки и персонажи сказок для описания, картинки для фланелеграфа, сюжетные картинки и серии картинок, карточки и дидактические игры для пересказов,
19 слайд – составления рассказов, книги, раскладушки, маски для инсценирования).
В предметно-развивающей среде группы компенсирующей направленности, организованной посредством зонирования пространства, мы создаём все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
20 слайд
Литература: Дуева Т. И., Суворова Е. Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед.-2010, № 8. Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О. Е. Громова. — М., 2008. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010. — С. 128. Полякова М. Н. Создание моделей предметно — развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации). Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2008.