Самоанализ педагогической деятельности педагога группы комбинированной (компенсирующей) направленности
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя группы комбинированной направленности за 2015-2016уч.г.
(рекомендуемый образец составления)
Стаж педагогический деятельности составляет 11 лет, в занимаемой должности воспитателя – 3 года.
На современном этапе происходит формирование приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, совершенствование содержания и технологий образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования и к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них образовательного процесса, результатам и результативности их деятельности. На создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование направлено принятие стратегических документов («Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.»; «Национальна доктрина образования в РФ»; «Образовательная инициатива «Наша новая школа»»; «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»; «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»)
Изменения, произошедшие в системе дошкольного образования РФ, определили переход от учебно-дисциплинарной модели обучения к личностно-ориентированной.
В своей педагогической деятельности, ориентируясь на современные подходы и инновационные технологии, обеспечиваю стабильные положительные результаты образовательной и коррекционной работы в условиях разновозрастной группы комбинированной направленности для детей 5-7 лет. Уровень готовности к школе выпускников группы комбинированной направленности в 2015 – 2016 гг. составил 84%. 92% выпускников успешно адаптируются к условиям школы.
Качественный показатель усвоения программы детьми группы составил:
- речевое развитие - 78% (уровень сформированности произносительных навыков детей повысился на 45% и составил 73.5%, уровень сформированности у детей фонематического слуха поднялся на 48%);
- социально-коммуникативное развитие – 76%
- познавательное развитию - 89%
- художествено-эстетическое развитие – 87%
- физическое развитие – 90%
Результаты коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения представлены в таблице.
Группа комбинированной направленности для детей с нарушениями речи (6-ой год жизни) |
Группа комбинированной направленности для детей с нарушениями речи (7-ой год жизни) |
||||
Начало уч.года |
Конец уч.года |
Начало уч.года |
Конец уч.года |
||
Звукопроизношение |
В- 0 % С- 0% Н- 100% |
В- 16,6% С-66,4 % Н- 16,6% |
В- 0% С- 75% Н- 25 % |
В- 100% С- 0 % Н- 0% |
|
Фонематический слух |
В- 0 % С- 0% Н- 100% |
В- 16,6% С-66,4 % Н- 6,6% |
В- 0% С- 75% Н- 25 % |
В- 100% С- 0 % Н- 0% |
|
Слоговая структура слова |
В- 0 % С- 16,6% Н- 83,4% |
В- 16,6% С-66,4 % Н- 16,6% |
В- 0% С- 75% Н- 25 % |
В- 100% С- 0 % Н- 0% |
|
Грамматический строй речи |
В- 0 % С- 0% Н- 100% |
В- 16,6% С-66,4 % Н- 16,6% (2 чел) |
В- 0% С- 75% Н- 25 % |
В- 100% С- 0 % Н- 0% |
|
Словарь |
В- 0 % С- 16,6% Н- 83,4% |
В- 16,6% С-66,4 % Н- 16,6% |
В- 0% С- 75% Н- 25 % |
В- 100% С- 0 % Н- 0% |
|
Состояние связной речи |
В- 0 % С- 0% Н- 100% |
В- 16,6% С-66,4 % Н- 16,6% |
В- 0% С- 75% Н- 25 % |
В- 100% С- 0 % Н- 0% |
|
Итого: |
В- 0 % С- 0% Н- 100% |
В- 16,6% С-66,4 % Н- 16,6% |
В- 0% С- 75% Н- 25 % |
В- 100% С- 0 % Н- 0% |
Положительная динамика обеспечена благодаря внедрению в практику системы мероприятий по организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Разработана и апробирована комплексная система занятий для детей с нарушениями речи в условиях комбинированной группы. Занятия ориентированы на общее речевое развитие, формирование лексико-грамматических средств языка, формирование фонематического восприятия, познавательное развитие через внедрение комплекта наглядно-дидактических пособий по развитию языковых средств. Основой системы работы является комплексно-тематический метод.
Обеспечиваю педагогическое сопровождение подготовки детей к обучению в школе, постоянное развитие как интеллектуальной, так и эмоционально-личностной сферы своих воспитанников, применяя современные программы, технологии и методы обучения (проблемно-поисковый метод, исследовательский, а также метод экспериментирования, метод проектов). Адаптирую современные методы и технологии к применению в условиях группы комбинированной направленности. Так, метод проектов ориентирует к совместной деятельности субъектов образовательного процесса – воспитатель-ребёнок, воспитатель-родители, родители-ребёнок. В процессе работы над проектом развиваются социально-коммуникативные, познавательные и технологические навыки детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности.
Разработана научно-обоснованная концепция включения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работу логопеда,
Разработала систему приемов эффективной педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи на основе применения логопедических игр. Модернизировала, систематизировала и внедрила в образовательный процесс игры логопедической направленности, способствующие развитию фонематического слуха, навыков слогового анализа, коррекции звукопроизношения, а также развитию словаря и мышления детей. Определены психолого-педагогические условия и методика применения системы игр и игровых приемов в качестве эффективного средства педагогической помощи детям с нарушениями речи.
Систематизировала и адаптировала рекомендации и принципы создания коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды к условиям разновозрастной группы комбинированной направленности для детей 5-7 лет. Апробировала построение коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей с ОВЗ на основе требований ФГОС.
Углубленно работаю по проблеме сохранения и укрепления здоровья воспитанников с ОВЗ группы комбинированной направленности. С этой целью адаптировала применение здоровьесберегающих технологий в условиях группы комбинированной направленности, а также систематизировала, интегрировала и применяю традиционные и нетрадиционные виды гимнастики (пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, утренняя и после сна).
С целью изучения и внедрения в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения, современных достижений науки, систематически работаю над уровнем профессиональной компетентности. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень на семинарах, вебинарах, курсах повышения квалификации. В 2016 году окончила курсы повышения квалификации в МИОО по теме «Подготовка детей с ОВЗ к обучению в школе».
Осуществляю постоянный поиск наиболее эффективных методов работы с воспитанниками, исследуя материал по теме самообразования – «Инновационные подходы к формированию моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи». Огромная самообразовательная работа помогает мне обеспечивать сопровождение воспитательно-образовательного процесса на качественном, результативном уровне. Качество работы по физическому развитию детей повысилось на 15% и показатель усвоения программы образовательной области «Физическое развитие» составил 90%
Творчески подхожу к работе, направленной на согласованное взаимодействие всех субьектов образовательного процесса в группе комбинированной направленности (учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог, психолог инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, инструктор по плаванию, родители). Веду работу в тесной взаимосвязи с узкими специалистами, направленную на всестороннее развитие детей на основе «Плана взаимодействия специалистов», ИОП детей. Провожу открытые занятия с целью ознакомления педагогов со спецификой образовательной работы с детьми с ОВЗ. Повысилась педагогическая компетентность и информационная культура субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов, воспитателей) в области образования детей с ОВЗ повысилась на 5%. Доля педагогов, владеющих и применяющих коррекционные технологии развития речи детей в образовательном процессе, увеличилась на 20%,
Разработана и внедрена «Программа партнерского взаимодействия с семьей». Обеспечена преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах коррекции и развития речи детей-логопатов. Систематически веду активную просветительскую работу с родителями воспитанников, выступаю с докладами и сообщениями на групповых родительских собраниях, провожу открытые занятия, оказываю консультативную помощь как молодым родителям, так и родителям имеющим опыт воспитания детей, разъясняю необходимость коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Веду тематические беседы, консультации по вопросам адаптации детей в новом коллективе, готовности детей к школе (если речь идёт о будущих первоклассниках), о развитии мелкой моторики, по вопросам, которые могут возникнуть у родителей о режимных моментах, и по другим текущим вопросам. Организую работу с родителями с использованием нетрадиционных форм в рамках программы социального партнерства с семьей, имеющими отклонения в развитии (детско-родительские встречи). Педагогическая компетентность и информационная культура родителей (законных представителей) в области образования детей с нарушениями повысилась на 50%.
Анализ результатов педагогического процесса в группе комбинированной направленности для детей 5-7 лет за 2015- 2016 учебный год позволяет сделать выводы об эффективности созданной системы коррекционо- развивающих образовательных мероприятий.
Тихомирова Екатерина Витальевна
Борисова Ольга Александровна
Ларькова Татьяна Сергеевна