Спецкурс по математике в 10 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заседание ШМО Заседание МС Приказ № ______
МБОУ «СОШ №1» МБОУ «СОШ №1» от «___» ___2020г.
Протокол № ___ Протокол № ____ Директор
от «__» _______ 2020г. от «__» ______2020г. МБОУ «СОШ№1»
Руководитель ШМО Зам. Директора по УВР Масловская Т.В.______
Ботвинко Н.П. __________ Гаврилова М.А. __________
(подпись) (подпись) (печать)
Рабочая программа
специального курса
«Избранные вопросы математики в заданиях ЕГЭ»
для учащихся 10 класса
Составитель:
Фарафонова Наталья Васильевна,
учителя математики МБОУ «СОШ №1»,
I квалификационной категории
БРАТСК, 2020
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ)
И
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА
Рабочая программа специального курса «Избранные вопросы математики в заданиях ЕГЭ» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы.
Специальный курс реализуется через часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений и обеспечивает развитие личностных, метапредметных результатов и достижение предметных результатов предметной области «Математика и информатика».
№ п/п | СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА/ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА | ||
ЛИЧНОСТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | ПРЕДМЕТНЫЕ | ||
9 КЛАСС | ||||
1 | Дроби (2 ч) Обыкновенные и десятичные дроби Обыкновенные и десятичные дроби в заданиях ЕГЭ | сформированность потребности в самореализации в творческой деятельности, выражающаяся в креативности мышления, инициативе, находчивости, активности при решении математических задач; - потребность в самообразовании, готовность принимать самостоятельные решения. сформированность представлений об основных этапах истории и о наиболее важных современных тенденциях развития математической науки, о профессиональной деятельности учёных-математиков; - способность к эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; | Регулятивные УУД – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели. Познавательные УУД: – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. . | Выпускник научится: -упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и десятичной дроби, числа Выпускник получит возможность научиться: -Свободно оперировать понятиями: целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, |
2 | Степени (2 ч) Вычисления и свойства степени Вычисления и свойства степени в заданиях ЕГЭ | Выпускник научится: -выполнять вычисления и преобразования выражений, содержащих действительные числа, в том числе корни натуральных степеней; - оценивать и сравнивать с рациональными числами значения целых степеней чисел, корней натуральной степени из чисел. Выпускник получит возможность научиться: -проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, - находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем | ||
3 | Проценты (2 ч) Процент от числа, целое по проценту, сложные проценты Проценты в заданиях ЕГЭ | Выпускник научится: -решать задачи на простые проценты (системы скидок, комиссии) и на вычисление сложных процентов в различных схемах вкладов, кредитов и ипотек В повседневной жизни и при изучении других предметов: - решать несложные практические задачи,возникающие в ситуациях повседневной жизни Выпускник получит возможность научиться: -- решать задачи разных типов, в том числе задачи повышенной трудности; - выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы. | ||
4 | Формулы (1 ч) Подставь в формулу и вырази из формулы | Выпускник научится: - выражать в простейших случаях из равенства одну переменную через другие; - вычислять в простых случаях значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; Выпускник получит возможность научиться: -находить значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования | ||
5 | Тригонометрия, Логарифмы ( 3 ч) Тригонометрические выражения Логарифмические выражения Тригонометрические и логарифмические выражения в заданиях ЕГЭ | Выпускник научится: - выполнять стандартные тождественные преобразования тригонометрических, логарифмических выражений. В повседневной жизни и при изучении других предметов: -выполнять и объяснять сравнение результатов вычислений при решении практических задач Выпускник получит возможность научиться: - свободно выполнять тождественные преобразования тригонометрических, логарифмических выражений. | ||
6 | Задача (1 ч) Задачи на движение, смеси, сплавы и концентрацию | Выпускник научится: - решать разные задачи повышенной трудности; - анализировать условие задачи, выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы; - строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения при решении задачи; Выпускник получит возможность научиться: -анализировать и интерпретировать результаты в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; - переводить при решении задачи информацию из одной формы в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики,диаграммы; В повседневной жизни и при изучении других предметов: - решать практические задачи и задачи из других предметов | ||
7 | Уравнения (3 ч) Линейные, квадратные и иррациональные уравнения Уравнения в заданиях ЕГЭ Показательные и логарифмические уравнения | | | Выпускник научится: - овладеть основными типами показательных, логарифмических, иррациональных, уравнений и стандартными методами их решений и применять их при решении задач. Выпускник получит возможность научиться: -решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения -- уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, результат, оценивать его правдоподобие в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи |
8 | Реальная планиметрия ( 2ч) Площадь и периметр Подобие и углы | Выпускник научится: -использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач практического содержания; - соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы различного размера Выпускник получит возможность научиться: - находить площади поверхностей геометрических тел с применением формул | ||
9 | Единицы измерения (1 ч) Единицы измерения | | Выпускник научится: -соотносить реальные величины, характеристики объектов окружающего мира с их конкретными числовыми значениями Выпускник получит возможность научиться: -оценивать, сравнивать и использовать при решении практических задач числовые значения реальных величин, конкретные числовые характеристики объектов окружающего мира | |
10 | Вероятность (2ч ) Классическое определение вероятности Задачи на вероятность в заданиях ЕГЭ | | Выпускник научится: - оперировать на базовом уровне понятиями: частота и вероятность события, случайный выбор, опыты с равновозможными элементарными событиями; - вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов. Выпускник получит возможность научиться: В повседневной жизни и при изучении других предметов: - вычислять или оценивать вероятности событий в реальной жизни; - выбирать подходящие методы представления и обработки данных | |
11 | Данные (1 ч) Диаграммы, таблицы, графики | | | Выпускник научится: -понимать и использовать для решения задачи информацию, представленную в виде текстовой и символьной записи, схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков. Выпускник получит возможность научиться: - переводить при решении задачи информацию из одной формы в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики,диаграммы; В повседневной жизни и при изучении других предметов: -решать практические задачи и задачи из других предметов. |
12 | Оптимизация (1 ч) Наборы, наилучший вариант | | | Выпускник научится: - решать задачи на расчет стоимости покупок, услуг, поездок и т.п. - решать несложные практические задачи, возникающие в ситуациях повседневной жизни Выпускник получит возможность научиться: - решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки условий, выбора оптимального результата |
13 | Реальная стереометрия (1 ч) Объёмы и площади, грани, рёбра, вершины | | | Выпускник научится: -находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников с применением формул; - распознавать основные виды тел вращения (конус, цилиндр, сфера и шар); - находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения с применением формул. Выпускник получит возможность научиться: -находить объемы и площади поверхностей геометрических тел с применением формул |
14 | Графики (2 ч) Промежутки, графики Промежутки, графики в заданиях ЕГЭ | | | Выпускник научится: -распознавать графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций; - соотносить графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций с формулами, которыми они заданы Выпускник получит возможность научиться: В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: -определять по графикам и использовать для решения прикладных задач свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, асимптоты, период и т.п.) |
15 | Планиметрия (2 ч) Прямоугольный и равнобедренный треугольник Трапеция и параллелограмм | | | Выпускник научится: -в повседневной жизни и при изучении других предметов: - соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями Выпускник получит возможность научиться: - формулировать свойства и признаки фигур; - доказывать геометрические утверждения |
16 | Стереометрия (2 ч) Параллелепипед и призма, пирамида Конус, цилиндр и шар | | | Выпускник научится: -распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб); - изображать изучаемые фигуры от руки и с применением простых чертежных инструментов; - делать (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объемных фигур: вид сверху, сбоку, снизу; - извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках; Выпускник получит возможность научиться: - уметь решать задачи на плоскости методами стереометрии; В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний |
17 | Неравенства ( 1ч) Неравенства, очки на оси | | | Выпускник научится: - владеть методами решения неравенств и их систем, уметь выбирать метод решения и обосновывать свой выбор. Выпускник получит возможность научиться: -выполнять отбор решений неравенств в соответствии с дополнительными условиями и ограничениями. |
18 | Логика (2 ч) Логика Логика в заданиях ЕГЭ | | | Выпускник научится: - проводить логические рассуждения в ситуациях повседневной жизни Выпускник получит возможность научиться: -- использовать теоретико - множественный язык и язык логики для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов |
19 | Делимость 91 ч) Делимость в заданиях ЕГЭ | | | Выпускник научится: -оперировать на базовом уровне понятиями: - целое число, делимость чисел, Выпускник получит возможность научиться: -свободно оперировать понятиями: целое число, делимость чисел |
20 | Задачи повышенной сложности (2 ч) Задачи, повышенной сложности в заданиях ЕГЭ Решение тестовых заданий ЕГЭ | | | Выпускник научится: - решать разные задачи повышенной трудности; - анализировать условие задачи, выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы; - строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения при решении задачи. Выпускник получит возможность научиться: - решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки условий, выбора оптимального результата; - анализировать и интерпретировать результаты в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный материал специального курса «Избранные вопросы математики в заданиях ЕГЭ» распределен в соответствии с учебным планом ООО и календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №1» для 10 класса.
Тематическое планирование соответствует содержанию специального курса. Учебный материал курса изучается в 10 классе и рассчитан на 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю), в том числе на теоретическую часть - 16 часов, на практическую часть отводится - 18 часов.
Тематическое распределение учебных часов (включая теоретическую и практическую части):
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Из них | |||||
Теоретическая часть | Практическая часть | |||||||
10 КЛАСС | ||||||||
1 | Дроби | 2 часа | ||||||
1.1 | Обыкновенные и десятичные дроби | 1 | 1 | | ||||
2.2 | Обыкновенные и десятичные дроби в заданиях ЕГЭ | 1 | | 1 | ||||
2 | Степени | 2 ч | ||||||
3.1 | Вычисления и свойства степени | 1 | 1 | | ||||
4.2 | Вычисления и свойства степени в заданиях ЕГЭ | 1 | | 1 | ||||
3 | Проценты | 2 ч | ||||||
5.1 | Процент от числа, целое по проценту,сложные проценты | 1 | 1 | | ||||
6.2 | Проценты в заданиях ЕГЭ | 1 | | 1 | ||||
4 | Формулы 1 ч | |||||||
7.1 | Подставь в формулу и вырази из формулы | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
5 | Тригонометрия, Логарифмы | 3 ч | ||||||
8.1 | Тригонометрические выражения | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
9.2 | Логарифмические выражения | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
10.3 | Тригонометрические и логарифмические выражения в заданиях ЕГЭ | 1 | | 1 | ||||
6 | Задача | 1 ч | ||||||
11.1 | Задачи на движение, смеси, сплавы и концентрацию | 1 | 0.5 | 0,5 | ||||
7 | Уравнения | 3 часа | ||||||
12.1 | Линейные, квадратные и иррациональные уравнения | 1 | 1 | | ||||
13.2 | Уравнения в заданиях ЕГЭ | 1 | | 1 | ||||
14.3 | Показательные и логарифмические уравнения | 1 | | 1 | ||||
8 | Реальная планиметрия | 2 часа | ||||||
15.1 | Площадь и периметр | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
16.2 | Подобие и углы | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
9 | Единицы измерения | 1 часа | ||||||
17.1 | Единицы измерения | 1 | 1 | | ||||
10 | Вероятность | 2 часа | ||||||
18.1 | Классическое определение вероятности | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
19.2 | Задачи на вероятность в заданиях ЕГЭ | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
11 | Данные 1 час | |||||||
20.1 | Диаграммы, таблицы, графики | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
12 | Оптимизация | 1 час | ||||||
21.1 | Наборы, наилучший вариант | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
13 | Реальная стереометрия | 1 час | ||||||
22.1 | Объёмы и площади, грани, рёбра, вершины | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
14 | Графики | 2 часа | ||||||
23.1 | Промежутки, графики | 1 | 1 | | ||||
24.2 | Промежутки, графики в заданиях ЕГЭ | 1 | | 1 | ||||
15 | Планиметрия | 2 часа | ||||||
25.1 | Прямоугольный и равнобедренный треугольник | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
26.2 | Трапеция и параллелограм | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
16 | Стереометрия | 2 часа | ||||||
27.1 | Параллелепипед и призма, пирамида | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
28.2 | Конус, цилиндр и шар | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
17 | Неравенства | 1 час | ||||||
29.1 | Неравенства, очки на оси | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
18 | Логика | 2 час | ||||||
30.1 | Логика | 1 | 1 | | ||||
31.2 | Логика в заданиях ЕГЭ | 1 | | 1 | ||||
19 | Делимость | 1 час | ||||||
32.1 | Делимость в заданиях ЕГЭ | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
20 | Задачи повышенной сложности | 2 часа | ||||||
33.1 | Задачи, повышенной сложности в заданиях ЕГЭ | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
34.2 | Решение тестовых заданий ЕГЭ | 1 | | 1 | ||||
| ИТОГО: | 34 из них: | 16 | 18 |
№ п/п | Разделы, темы | Дата проведения | |||||
планируемая | фактическая | ||||||
10 класс | | ||||||
1 | Дроби | 2 часа | |||||
1.1 | Обыкновенные и десятичные дроби | 7.09 | | ||||
2.2 | Обыкновенные и десятичные дроби в заданиях ЕГЭ | 14.09 | | ||||
2 | Степени | 2 ч | |||||
3.1 | Вычисления и свойства степени | 21.09 | | ||||
4.2 | Вычисления и свойства степени в заданиях ЕГЭ | 28.09 | | ||||
3 | Проценты | 2 ч | |||||
5.1 | Процент от числа, целое по проценту, сложные проценты | 5.10 | | ||||
6.2 | Проценты в заданиях ЕГЭ | | 12.10 | | |||
4 | Формулы | 1 ч | |||||
7.1 | Подставь в формулу и вырази из формулы | 19.10 | | ||||
5 | Тригонометрия, Логарифмы | 3 ч | |||||
8.1 | Тригонометрические выражения | 26.10 | | ||||
9.2 | Логарифмические выражения | 9.11 | | ||||
10.3 | Тригонометрические и логарифмические выражения в заданиях ЕГЭ | 16.11 | | ||||
6 | Задача | 1 ч | |||||
11.1 | Задачи на движение, смеси, сплавы и концентрацию | 23.11 | | ||||
7 | Уравнения | 3 ч | |||||
12.1 | Линейные, квадратные и иррациональные уравнения | 30.11 | | ||||
13.2 | Уравнения в заданиях ЕГЭ | 7.12 | | ||||
14.3 | Показательные и логарифмические уравнения | 14.12 | | ||||
8 | Реальная планиметрия | 2 ч | |||||
15.1 | Площадь и периметр | 21.12 | | ||||
16.2 | Подобие и углы | 28.12 | | ||||
9 | Единицы измерения | 1 ч | |||||
17.1 | Единицы измерения | 11.01 | | ||||
10 | Вероятность | 2 ч | |||||
18.1 | Классическое определение вероятности | 18.01 | | ||||
19.2 | Задачи на вероятность в заданиях ЕГЭ | 25.01 | | ||||
11 | Данные | 1 ч | |||||
20.1 | Диаграммы, таблицы, графики | 1.02 | | ||||
12 | Диаграммы, таблицы, графики | 1 ч | |||||
21.1 | Наборы, наилучший вариант | 8.01 | | ||||
13 | Реальная стереометрия | 1 ч | |||||
22.1 | Объёмы и площади, грани, рёбра, вершины | 15.01 | | ||||
14 | Графики | 2 ч | |||||
23.1 | Промежутки, графики | 22.02 | | ||||
24.2 | Промежутки, графики в заданиях ЕГЭ | 1.03 | | ||||
15 | Планиметрия | 2 ч | |||||
25.1 | Прямоугольный и равнобедренный треугольник | 9.03 | | ||||
26.2 | Трапеция и параллелограм | 15.03 | | ||||
16 | Стереометрия | 2 ч | |||||
27.1 | Параллелепипед и призма, пирамида | 5.04 | | ||||
28.2 | Конус, цилиндр и шар | 12.04 | | ||||
17 | Неравенства | 1 ч | |||||
29.1 | Неравенства, очки на оси | 19.04 | | ||||
18 | Логика | 1 ч | |||||
30.1 | Логика | 26.04 | | ||||
31.2 | Логика в заданиях ЕГЭ | 4.05 | | ||||
19 | Делимость | 1 ч | |||||
32.1 | Делимость в заданиях ЕГЭ | 11.05 | | ||||
20 | Задачи повышенной сложности | 2 ч | |||||
33.1 | Задачи, повышенной сложности в заданиях ЕГЭ | 17.05 | | ||||
34.2 | Решение тестовых заданий ЕГЭ | 24.05 | | ||||
| ИТОГО: | 16 | 18 |