12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Онищенко Юлия Юрьевна18
0

«Спилс-карта - персонализированная модель обучения в игре»



«Спилс-карта - персонализированная модель обучения в игре»



Автор: Онищенко Юлия Юрьевна,

учитель географии и кубановедения

МБОУСОШ №41 им. Михаила Шемякина

МО город Краснодар





География - это предмет, на который в значительной мере ложится одна из основных задача российской школы: формирование у учащихся российской идентичности, как главного условия укрепления российской государственности. Именно эта задача ставится в качестве приоритетной в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. [4]

Однако, как показывают различные исследования, уровень географической компетенции у населения России остаётся крайне низким. Так, согласно очередному исследованию ВЦИОМ, лишь 9% россиян смогли правильно ответить на несколько простых вопросов из Единого государственного экзамена по географии, «двоечниками» стали 46% опрошенных. [6] В одном из интервью президент Русского географического общества С.К. Шойгу сказал: «Мы разными методами и способами проверили уровень географического образования в нашей стране. Географический диктант показал, что географию у нас знают примерно на три с минусом». [5]

решения данной проблемы на федеральном уровне разрабатываются новые стратегические документы по развитию географического образования. Но качественное обучение географическим компетенциям ни ранее, ни в настоящее время невозможно без использования географической карты, так как одним из методов научного познания при изучении данного предмета является территориальный. При решении заданий ЕГЭ на определение субъектов РФ правильно с ними справляются только около 30-40% учащихся.

В связи с этим сохраняется актуальность работы учащимися с географической картой. В учебном процессе используются различные варианты учебно-наглядных пособий с изображениями карт: атласы, настенные карты, карты-плакаты, контурные карты, глобусы. В образовательном процессе широко используются географические карты на бумажном носителе, в электронном варианте, в географических моделях (глобусы, модели). Все они, несут в себе не только необходимый наглядный инструментарий, но являются основой для формирования игрового компонента на уроке.

Игра, как таковая, наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые формы на уроках, являясь моделью активной деятельности участников образовательного процесса, являются ярким примером персонализированной модели образования. Ориентация на цели (а не темы), выбор учебных целей, уровня их достижения самим учеником – системообразующий фактор персонализированного образования. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. В процессе игры ребенок развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет.

В последние годы особое место среди новых учебно-наглядных пособий картографического содержания заняли спилс-карты. Использование спилс-карт в России началось с 2014 года, но наибольшая их популярность связана со стартом федеральной программы «Знаю Россию», который состоялся в марте 2016 года в стенах МГУ.

Федеральная программа "Знаю Россию" направлена на повышение образовательного уровня граждан в области географии, истории, федеративного устройства РФ, административно-территориального устройства ее субъектов. Одной из главных целей Программы является воспитание патриотизма, как фундаментальной основы гражданского общества, культурного и образовательного единства многонациональной России. Мероприятия Программы способствуют укреплению территориальной целостности страны, развитию межрегиональных связей. Для достижения целей Программы используется инновационная разработка - спилс-карта Российской Федерации, спилс-карты субъектов РФ. [7]

«Спилс» - производное от фамилии английского учёного картографа Джона Спилбери, создавшего в конце 18 века первый в мире пазл. Он был сделан из географической карты, поделенной по границам стран.

Разработчиком спилс – карт и правообладателем является руководитель программы «Знаю Россию», директор НП «Единство регионов» Евгений Владимирович Тюриков.

Спилс-карта — это инновационная разработка, представляющая собой набор магнитных игровых элементов, выполненных в форме территориальных единиц государств и регионов. [2] Детали спилс-карт выполнены из прочных древесных материалов в форме российских регионов (или их территориальных единиц) и обладают магнитными свойствами. Детали спилс – карты собираются в карту России на магнитной доске или другой металлической поверхности. [7]

С момента создания спилс – карт в 2014 году и далее в рамках Федеральной программы "Знаю Россию" в России проводятся соревнования по скоростной сборке спилс-карт Российской Федерации и ее субъектов.

Задача участников – собрать спилс-карты за максимально короткое время. Сотни проведенных по всей стране мероприятий показали, что 2/3 участников затрудняются собрать спилс-карту страны без подсказок. Первый официальный рекорд скоростной сборки спилс-карты РФ - 3 мин. 58 с. принадлежит Даниле Подколозину - ученику Мокеевской школы Ярославской области. [7]

Собрать спилс-карту России за 10 минут - задача для настоящих знатоков страны. Справившихся ожидает награда - нагрудный знак "Знаю Россию" за отличное знание федеративного устройства РФ. [7] Наградная система программы схожа с таковой во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО: участникам выдается удостоверение и значок участника, если выполняется временной норатив (не более 10 минут, количество попыток не ограничено).

В МБОУСОШ №41 им. Михаила Шемякина МО город Краснодар знакомство со спилс-картами началось с 2019 года. Познакомившись с программой, возможностями и перспективой, которую она предоставляет, администрация школы в лице директора Алютовой Ирины Анатольевны изыскали возможности и приобрели комплект спилс-карт. Их использование осуществляется в двух направлениях: урочная и внеурочная деятельность.

Использование спилс-карт на уроках географии происходит в различных формах, играх, заданиях.

Игра «Знаем экономический район России». При изучении экономического района, из набора спилс - карт выделяются те субъекты, которые входят в его состав, с которыми ребята работают. Можно усложнять задание, добавляя субъекты, с которыми граничит этот экономический район.

Игра «Найди ошибку». В набор субъектов определенного экономического района добавляется субъекты в него не входящие, нужно определить лишние.

Игра «Раздели на группы». Во время изучение темы «Состав РФ» ребята делят все субъекты на группы: края, области, республики, автономные области, автономные округа.

Турнир по скоростному сбору спилс-карты на время (в конце года).

Использование спилс-карт во внеурочной деятельности происходит в таких формах, как турнир по скоростной сборке (в классе, в параллели, в школе, в городе, в Федеральном округе, в России), которые сопровождаются формированием команд, индивидуальными и групповыми тренировками, совместными тренировками с организаторами регионального турнира, конкурсным отбором, проведением турнира.

Первый турнир по сборке спилс-карт прошел в МБОУСОШ №41 им. Михаила Шемякина МО город Краснодар в ноябре 2019 года. В нем приняли участие 5 команд. Победителем оказалась команда 7 «В» класса, которая представила нашу школу на региональном турнире по скоростному сбору спилс-карт «Знаю Россию!» среди команд Южного федерального округа (ЮФО).

Где стала бесспорным лидером с результатом 2 минуты 16 секунд и прошла в финал соревнований.

Участники турнира соревновались в скоростной сборке спилс-карт в командном зачете и в формате личного первенства. Каждый участник нашей команда Подольский Юрий, Титова Ксения, Серова Екатерина в личном зачете прошел необходимый норматив и получил нагрудный знак «Знаю Россию!» за отличные знания федеративного устройства Российской Федерации.

Регулярное использование данного пособия способствует развитию учеников.

Наша огромная страна имеет достаточно сложное федеративное устройство, данная игровая форма позволяет запомнить названия субъектов и их расположение в более короткие сроки. 

Ребята учатся работать в команде, распределять зоны личной и коллективной ответственности, развивают коммуникативные компетенции.

Развивает координацию глаз и рук. Дети, чтобы собрать карту, используют метод проб и ошибок, и это требует большой концентрации внимания и правильной координации глаз и рук.

Учит решать проблему, добиваться поставленной цели. Основная проблема в сборе спилс-карт это верно соединить субъекты, и тут необходимо приложить старание, усердие, знания для решения проблемы.

Развивает когнитивные навыки. Осуществляемый познавательный процесс позволяет сознанию обрабатывать поступающую информацию, преобразовывать е ее в знания, хранить и использовать накопленный опыт в повседневной жизни.

Развивает мыслительные процессы - сортировка и классификация. Учащиеся 8-9 классов еще до начала сбора спилс-карт формируют свои знания с учетом сортировки по различным географическим признакам.

Развивает словарный запас, способствует запоминанию географической номенклатуры. Ярким преимуществом спилс-карт является формирование и развитие географических словарных навыков. Название некоторых субъектов достаточно не просты для запоминания, особенно когда они еще не приступили в силу возраста к изучению этой темы. Собрав карту самостоятельно, ребенок гораздо лучше усвоит расположение субъектов, а также запомнит административные центры.

Улучшает память. Развивается зрительная и тактильная память, тренируется моторика.

Развивает навыки социального общения. Спилс-карты могут собираться совместно с одноклассниками, друзьями, братьями/сестрами или родителями и это помогает развивать социальные/коммуникативные навыки у детей.

Развивает уверенность в себе. Поскольку дети собирают карты самостоятельно, то даже, если они при сборе пользовались атласом, их уверенность в себе возрастает, так как они ставили перед собой задачу и у них получилось её решить.

 

Работа со спилс-картами способствует достижению ряда образовательных результатов учащихся, отражённых в ФГОС ООО:

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству.

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности;

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные результаты:

1) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

2) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации. [1]



 Маршрутная карта проведения турнира по скоростному сбору спилс - карт

Цель задания (описана с позиции учителя и с позиции ученика).

Собрать спилс - карту административно-территориального устройства России на время

Трудоёмкость (время, необходимое для выполнения задания).


Нормативом является время 15 минут.

Аннотация для ученика.


Перед вами спилс-карта, представляющая собой набор магнитных игровых элементов, выполненных в форме территориальных административных единиц России и магнитная основа-контур территории РФ. Вам необходимо собрать данную карту в отведенные 15 минут времени.

Наглядные материалы (видео, изображения, графики, таблицы, схемы и пр.)


t1650004901aa.jpg

Описание деятельности учащихся по достижению образовательной цели, поставленной в задании.


Учащиеся, собираю спилс-карту, представляющую собой большой пазл. Каждая отдельная деталь - субъет РФ. Собранная карта, подчеркивающая целостность территории нашей страны является конечной целью задания, итоговой игровой прктикой, направленной на патриотичсекое воспитание и повышение образовательного уровня граждан в географии, истории и культуры страны.

t1650004901ab.jpg


Форма предоставления результата (ответ на вопрос, продукт, схема, текст и пр.).

Готовый продукт, в виде полностью, без технических ошибок, собранной карты федеративного устройства России.

Рубрикатор (чётко прописанная система критериев оценивания) и/или вариант правильного ответа.


Если все субъекты на карте находятся на своих местах и задание выполнено не более 15 минут, то задание считается выполненным успешно. Победитель определяется по времени окончания выполнения задания.

Названия универсальных компетентностей, развитию которых способствуют предлагаемые задания

Универсальные компетентности

Мышление

«Исследую мир» – универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и исследованием окружающей действительности, получением знаний (расширяю географический кругозор);

«Открываю новое» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией самостоятельной и коллективной творческой деятельности (знакомлюсь с новыми территориальными единицами);

«Решаю проблемы (задачи)» – универсальные компетентности, связанные с эффективным разрешением сложных задач, проблемных ситуаций ( создание целостной карты РФ из разрозненных субъектов-частей) .

Взаимодействие с другими

«Действую в команде» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией совместной деятельности с другими людьми (возможность командного участия наряду с личным);

«Понимаю других» – универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятием и пониманием других людей (их эмоций, намерений, поведения) (участие предполагает разделение обязанностей, выделение личных задач наряду с общими, умение договориться, обсудить) .

Взаимодействие с собой

«Понимаю себя» – универсальные компетентности, связанные с адекватным восприятиеми пониманием (рефлексией) самого/самой себя (собственных переживаний, смыслов деятельности, принимаемых решений) (участие в игре предполагает демонстрацию собственных знаний, умений и навыков в контексте общего дела и общей конечной цели);

«Управляю собой» – универсальные компетентности, связанные с организацией и эффективной реализацией собственной деятельности, самостоятельной работы (важно в игре определить свое место и организовать личную деятельность на фоне общей цели).



Список источников

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

http://gift- edu.ru o-proekte

https://infourok.ru/statya-rol-geograficheskoy-karti-v-obuchenii-geografii-2079789.html

https://multiurok.ru/files/razvitiie-ghieoghrafichieskogho-obrazovaniia-v-ros.html

https://multiurok.ru/index.php/files/igrovye-tekhnologii-na-urokakh-geografii-i-biologi.html

https://rb.ru/test/34 /

http://www.spils-karta.ru

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.