12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рузаева Наталия Дмитриевна21

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г.о.Саранск

Конспект урока

по биологии

6 класс

Высшие споровые растения

подготовила

учитель биологии

Рузаева

Наталия Дмитриевна

Тема: «Высшие споровые растения»

Обучающие: Создать условия для усвоения основных знаний о мхах, папоротниках; раскрыть взаимосвязь между особенностями строения, жизнедеятельности, происхождении мхов и папоротников, их распространением и значением в природе и жизни человека.

Развивающие: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, предлагать свои гипотезы, делать выводы и обобщения. Развивать личностные качества учащихся: самостоятельность, аналитическое мышление, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать ответственное отношение к природе; формировать устойчивый интерес к приобретению знаний.

Оборудование: гербарии папоротников и мхов.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация прежних знаний.

Ребята, биология достаточно сложная наука, как вы уже убедились, но наука интересная и увлекательная. И начать наш урок мне бы сегодня хотелось словами Л.Н.Толстого: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью».

Вопросы к классу:

1.На какие царства ученые делят все живые организмы?(Бактерии, Грибы, Растения, Животные)

2. Все царство растений делится на две основные группы, на какие?(Низшие растения, Высшие растения)

3.Какие растения мы называем Низшими? (Растения, которые не имеют органов и тканей-водоросли)

4.Какие растения мы называем Высшими? (Растения, тело которых разделено на органы-мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные)

3.Изучение нового материала.

Сегодня мы приступаем к изучению новых отделов растений. Но каких? Я не называю вам тему урока специально. Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о каких растениях сегодня пойдет речь на уроке.

Подсказка 1. Отгадайте загадку:

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке, на ножке

Куда не глянь, растет.

Он снизу - беловатый,

Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты.

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны.

Лечил в глуши лесной.

О каком растении идет речь?

Итак, речь действительно пойдет о мхах.

-Но это не единственные растения, с которыми мы сегодня знакомимся.

Отгадайте следующее растение.

-Подсказка 1.С ним связан один из самых почитаемых праздников на Руси – Иван Купала (в ночь на 7 июля).

- Подсказка 2. Древние славяне поклонялись богу Яриле. Ярило, как гласит предание, за почтительное к себе отношение или просто от щедрот своих сделал людям божественный подарок – даровал им огонь. Каждый год посылает он людям огонь, который разгорается и имеет вид огненного цветка. Отсюда и название растения – «огнецвет», «царь-огонь», «цвет-огонь». С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян – дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок.
- Подсказка 3. «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно. Движется и становится все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя» - так писал Н.В. Гоголь фантастическое событие, происходящее в ночь на Ивана Купалу. 

Записываем тему урока: «Высшие споровые растения: мхи, плауны, хвощи и папоротники».

-Ребята, а чтобы вы хотели узнать об этих растениях? Строение, местообитание, размножение, значение в природе и жизни человека, цветет ли папоротник

-Скажите, первые растения, где появились? В воде, это водоросли.

-Правильно, а как вы думаете, могли ли водоросли дать начало наземным растениям? Да.

В тетрадях запишем следующие определения:

- Псилофиты - первые наземные растения

- Бриология - наука, изучающая мхи

- Птеридология - наука, изучающая папоротники.

Отдел Моховидные делится на два класса - класс Листостебельные мхи (кукушкин лен и сфагнум) и класс Печеночники (маршанция)

- Сообщение о маршанции

СРАВНЕНИЕ МХОВ кукушкин лен и сфагнум (таблица на доске)

Какие органы вы видите у растений? (стебель, листья)

Чем отличаются мхи друг от друга? (наличием выростов)

Ризоиды – нитевидные выросты, которые служат для прикрепления растений к субстрату.

Ребята, тогда у меня к вам вопрос:

Как у мхов осуществляется всасывание воды и минеральных веществ?(всей поверхностью тела)

Таким образом, можно сделать вывод: особенность мхов - отсутствие проводящих тканей.

А теперь давайте рассмотрим гербарии мхов, которые лежат у вас на партах.

Работа учащихся с рис. СТРОЕНИЕ МХА

ЗАДАНИЕ 1. Нужно подписать органы растения.

Особенность строения мхов:_______________________________

Просмотр ФИЛЬМА О СТРОЕНИИ МХОВ кукушкин лен, сфагнум.

Вопросы к учащимся по фильму.

- Где обитают мхи? В сырых местах.

Тогда перед нами встает проблемный вопрос

Почему произрастание мхов приводит к формированию болот? (мхи растут плотно друг к другу)

Для того чтобы ответить на этот вопрос посмотрите

опыт со мхом сфагнума фильм

-Что наблюдали? (изменение массы мха)

-Что произошло с массой мха? (увеличилась)

Как можно объяснить увеличение массы мха? (всасывают воду клетки растения)

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СФАГНУМА - объяснение учителя

Вывод: водоносные клетки мха накапливают и задерживают воду, что с годами приводит к образованию болот

Как же происходит размножение мхов? ( половое и бесполое)

ВЫВОД: у мхов происходит чередование полового размножения с бесполым размножением.

Важным условием для размножения является наличие воды. 

Работа учащихся с рис. Жизненный цикл кукушкина льна. Выполняют Задание 2.Подпишите этапы жизненного цикла мха кукушкин лен.

 

Важное условие при размножении:______________________________________

ЗНАЧЕНИЕ МХОВ - объяснение учителя.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА А теперь ребята встаем и у нас небольшая пауза (физкультминутка)

Руки в боки, руки шире.

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись-выше, выше…

Приседаем-ниже, ниже…

Встали-присели..

Встали-присели

А теперь за парты сели.


 


 


 

СТРОЕНИЕ ХВОЩИ И ПЛАУНЫ. Ребята, откройте свои учебники на стр.97 прочитайте о плаунах и хвощах и найдите в тексте особенности строения этих растений. Назовите их.

А теперь давайте рассмотрим гербарии (хвощей и плаунов), которые лежат на ваших столах.

А сейчас мы рассмотрим, какое СТРОЕНИЕ имеет ПАПОРОТНИК. Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, какие органы вы видите у папоротника? (корень, стебель, лист)

В чем усложнение папоротников по сравнению со мхами? (появляется корень)

Хорошо, ребята, а сейчас вы работаете с рисунком и выполняете ЗАДАНИЕ 3. Подпишите органы папоротника.

А вы знаете, как называется лист папоротника? (нет)

Он называется - Вайя (по - гречески «вайя» - пальмовая ветвь).

Растут листья папоротника медленно и своеобразно. Они развиваются в почках под землей 2 года. Только на третий год весной они появляются, а к осени отмирают. Молодые листья улиткообразно закручены. Кроме того, листья папоротников в отличие от всех прочих растений растут не основанием, а верхушкой. Вследствие длительного верхушечного роста вайи достигают крупных размеров. 

А сейчас давайте рассмотрим гербарии папоротника, которые лежат у вас на столе и найдем все органы растения.

Значение папоротника(объяснение учителя)

-Декоративные
-Лекарственные


 

Как вы можете объяснить высказывание: «уголь – это жившие когда-то и окаменевшие споровые растения»  (уголь образовался благодаря споровым растениям)

Вопрос: цветет ли папоротник? Нет, к сожалению не цветет.

Что же такое «жар-цвет»? Неужели это просто легенда наших предков?

Версия 1. Многие папоротники вступают в симбиоз с грибами. Некоторые виды грибов флюорисцируют — светятся в темноте. Скопление такого свечения и называли «жар-цветом» — цветком папоротника

Версия 2.  Но существует один очень редкий папоротник, который может ввести людей в заблуждение. Дело в том, что у всех папоротников споры располагаются в основном на листьях снизу, а у папоротника - ужовника – на вытянутой части вайи. И похожи они на бутончики маленьких цветков. Что возможно и ввело в заблуждение не очень осведомленного человека, и дали толчок к народным фантазиям 


 

4. Закрепление.

Назовите тему урока.(Высшие споровые растения)

Почему высшие? (тело состоит из органов)

Почему споровые? (размножаются при помощи спор)

Какие растения относят к этой группе? (папоротники, мхи)

Как они приспособились к жизни на суше? (имеют органы)

Что является ограничивающим фактором для распространения этих растений? (вода)

Выполняются задания на закрепление, изученного материала.

Задание 4. Найдите соответствие.

1.Антеридии

этап жизненного цикла растений, в ходе которого развиваются половые клетки

2.Архегонии

нитевидные выросты, служат для прикрепления к субстрату

3. Гаметофит

видоизмененный побег

4. Спорофит

этап жизненного цикла растений, в ходе которого развиваются споры

5. Ризоиды

6. Корневище

половые клетки

мужские половые органы

   

7. Гаметы

женские половые органы

Задание 5. Верно ли утверждение.

1.Мхи произошли от псилофитов

2.Все мхи имеют главный и боковые корни.

3.Ризоиды – нитевидные выросты.

4.Мох кукушкин лен имеет тело, состоящее из стебля и листьев.

5. Гаметофит – половое поколение растений

6. Вайя – лист папоротника.

7.Зеленым мхам свойственно вегетативное размножение

8.У сфагнума хорошо развиты ризоиды.

9.Листья хвоща на стебле располагаются мутовками

10. Важное условие для размножения мхов - наличие воды.

11. Мох сфагнум образует торфяные болота.

Задание 6. Вставьте пропущенные слова.

Папоротники – высшие растения, потому что они имеют…………………………………

……………………………………. . Лист папоротника называется ……………………

Некоторые мхи имеют нитевидные выросты - ………………………, с помощью которых прикрепляются к субстрату. Мох сфагнум при отмирании образует ……………,

который потом использует человек.

На гаметофите развиваются ……………., а на спорофите……………………..

Задание 7. Составьте схему размножения мхов, используя термины.

взрослое растение, спермии, зигота, споры, протонема (предросток),

молодое растение, коробочка, яйцеклетка

Задание 8. Выберите один правильный ответ.

Вариант 1.

1. Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?
а) Бриология б) Эмбриология в) Систематика.

2.  Как происходит размножение мхов?
а) Семенами б) С помощью спор в) Корневищем.

3. Какие условия окружающей среды необходимы для размножения мхов?
а) Вода б) Высокая температура в) Низкое атмосферное давление.

4. Мхи относят к высшим растениям, у них есть: а) корень, стебель, листья

б) стебель, листья в)стебель, корневище, листья

5. Какие вегетативные органы появляются у папоротников?

а) листья б) корни в) стебель

6. Каменный уголь образовался в результате отмирания: а) мхов

б) древовидных папоротников в) плаунов

7. Гаметофит образует: а) гаметы б) споры в)листья

Вариант 2. Выберите один правильный ответ.

1. Как называется наука о папоротниках?

а) Ботаника б) Птеридология в) Биология

2.  Какие вегетативные органы отсутствуют у мхов?
а) Ризоиды б) Листья  в) Корни г) Стебель.

3. Какой мох служит источником образования торфа?
а) Сфагновый мох б) Кукушкин лен в) Маршанция

4.Вайя это: а) побеги плауна б) лист папоротника в) лист мха

г) побеги хвоща

5. При каком условии прекращается рост сфагнума?
а) При недостатке влаги б) При переизбытке влаги

в) При недостатке солнечного света.

6. Какие условия окружающей среды необходимы для размножения мхов?
а) Вода б) Высокая температура в) Низкое атмосферное давление.

7. Спорофит образует: а) споры б) гаметы в) листья

ВЫВОД по уроку:

Растения приспособились к жизни в новых условиях.

У них появились органы и ткани, хотя еще и несовершенные.

Размножение связано с водой.

Рефлексия.

Закончите предложения

У меня были трудности с изучением…

У меня были трудности в формулировке…

У меня были трудности в выполнении…

 


 


 

Список использованной литературы:

1. Р.Н.Хрыпова Биология Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. 6 класс-М.:»Мнемозина» 2011

2. Р.Н.Хрыпова, И.В.Житко Биология Пособие для учителя 6 класс –М.:»Мнемозина» 2011г.
3.Энциклопедия школьника под редакцией М.Е.Аспиз- М: «Педагогика» 2003г.


 

 
 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Елена Владимировна, 25.03.17 в 11:18 0 Ответить Пожаловаться
В конкурсной работе отсутствует презентация к данному занятию. Это является обязательным условием участия в конкурсе. Как я поняла из конспекта урока, учащиеся работают не с презентацией, а с рисунками (опять же чего: учебника или рабочей тетради?).
Неля Владиславовна, 26.03.17 в 17:23 0 Ответить Пожаловаться
Наталия Дмитриевна, вы участвуете в конкурсе для учителей биологии и экологии на лучшую методическую разработку «Урок-презентация». И где же ваша презентация?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.