Статья «Приёмы технологии критического мышления как средство формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Приёмы технологии критического мышления как средство формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Для того чтобы опираться на чтение как на основной вид учебной деятельности, должны быть сформированы специальные читательские умения и навыки, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Их две группы:
умения, основанные на тексте:
находить информацию в тексте и формулировать простые выводы;
извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.
умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний.
Использование приёмов технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать необходимые читательские умения. Данная технология предполагает использование трех этапов (или стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
На стадии вызов происходит активизация имевшихся ранее знаний, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Система приёмов на этой стадии включает в себя способы организации индивидуальной работы и её сочетание с парной и групповой работой.
Приём “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Его можно применять на стадии вызова для систематизации информации до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Приём “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса. 1) Простые вопросы предполагают ответы в форме определённых фактов (Что?", "Когда?", "Где?", "Как?"). 2. Уточняющие вопросы начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Это обратная связь. Такие вопросы можно задавать с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слова "Почему?". Они направлены на установление причинно-следственных связей. 4. Творческие вопросы чаще всего содержат частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". 5. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и другие. 6. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
На стадии вызова учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.
На стадии осмысления идёт работа с информацией: поиск ответов на вопросы поставленных в начале урока; учащиеся получают возможность связать информацию с уже имеющимися знаниями. Все приёмы на этой стадии направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили новую информацию, но и смогли систематизировать её.
Приём «Чтение с остановками» строится по плану: читаю - думаю - рассуждаю.
При работе с сюжетными текстами можно использовать приём “Дерево предсказаний”. Он помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.
Приём «Толстый и тонкий вопросы». Тонкие вопросы помогают понять, в какой степени усвоен материал, зачастую они не требуют развёрнутого ответа. Толстые вопросы – это проблемные вопросы. Данный приём может быть использован и на стадии вызова и на стадии осмыслении.
«Кубик Блума» – достаточно интересный приём, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа. На гранях обычного бумажного куба можно написать: «Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай». Уникальность его в том, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Приём универсален. Его можно использовать на разных стадиях урока.
«Зигзаг» – необычный приём, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Его использование оправдано, когда требуется за урок охватить большое количество новой информации.
На стадии рефлексии происходит обобщение и присвоение информации, вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу, информация творчески перерабатывается. Приёмы на этой стадии могут способствовать развитию рефлексивных умений как в трехфазовой структуре урока, так и в качестве отдельных методических приёмов, направленных на развитие рефлексии.
Приём “Верите ли вы?” или “Данетка” представляет собой игру с чередованием ответов “да” или “нет” на вопросы учителя.
Приём синквейн. В переводе с французского слово синквейн означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Это своего рода резюмирование учебного материала, информацию, которое позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Составлять синквейн можно и на стадии вызова. Можно проводить сравнения синквейнов, составленных в начале и в конце урока. 1) Имя существительное – тема; 2) два прилагательных, раскрывающих тему; 3) три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме; 4) крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы; 5) слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Приём «Общее - уникальное» способствует развитию важного метапредметного умения – способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов и т. д. Данный приём способствует развитию аналитических способностей в процессе и синтеза, и сравнительной оценки. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
Примеры из практики
Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Обособленные определения»
Цель использования приема: прием «инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.
Применение на стадии осмысления.
Работа с информационным текстом. Перед началом ученики знакомятся с рядом значков:
V — «Эта информация мне уже известна»;
+ — «Новые факты для меня»;
— — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».
Что такое обособленные члены предложения
Обособленные члены предложения выделяются на письме запятыми с двух сторон — обособляются. Как правило, их можно исключить или переставить в другое место предложения, а запятые помогают понять структуру предложения, выделяя графически его часть. V
Обособляться могут любые второстепенные члены. Их основная функция – уточнить мысль, придать тексту большую выразительность. — —
В отличие от вводных слов и других слов, не связанных грамматически с предложением, к обособленным членам можно поставить вопрос. V
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами – это чаще всего запятые. V
Обособленное определение
Определения обособляются достаточно часто. Такая конструкция представляет собой обычно прилагательное или причастие (с зависимыми словами). Однако надо помнить, что определения обособляются не во всех случаях. + —
Обособляются любые определения, выраженные прилагательным или причастием, с зависимым словом или без него, стоящие в любом месте предложения, если они относятся к личному местоимению: Усталая, она не могла поддерживать разговор. + —
Это правило рассматривает только случаи определений, относящихся к личным местоимениям; определения, относящиеся к местоимениям других разрядов (например, отрицательным), не обособляются. — —
Также обособляются распространенные определения, состоящие из прилагательного или причастия с зависимыми словами, но только в том случае, если такое определение стоит после определяемого слова: Коля, сидевший у окна, вдруг быстро встал. ? —
После маркировки на стадии рефлексии учащиеся переносят записи в специальную таблицу:
V | + — | — — | ? — |
Тезисные записи фактов, терминов, понятий, которые уже знакомы | Всё новое, что стало известно из прочитанного | Противоречия, которые появились после прочтения | Непонятные слова, факты, требующие разъяснения |
Цель на стадии рефлексии: понятия группируются, систематизируются и между ними устанавливаются логические связи.
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Милосердие и жестокость»
Цель использования приема: учебный мозговой штурм решает образовательные задачи с помощью стимулирования творческой активности ребят, развивая креативное и аналитическое мышление.
На стадии вызова работаем над первым этапом учебного мозгового штурма. Это создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин.). На втором коллективно обсуждаются идеи и предложения.
На доске поочерёдно представлены слова «милосердие» и «жестокость». Шестиклассники называют синонимы этих слов для дальнейшего формулирования тезиса.
Милосердие – доброта, забота, жалость, любовь, помощь, прощение, благотворительность, бескорыстие и т.д.
Жестокость – грубость, садизм, равнодушие, ненависть, боль, бесчеловечность и т.д.
На третьем этапе начинаем выбирать наиболее перспективные решения, формулируя определение.
Милосердие — чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение; а также сама такая помощь, прощение, например, благотворительность.
Жестокость — это проявление грубости, боли и бесчеловечности в отношении людей или животных.
Это работа происходит на стадии осмысления.
Урок литературы в 11 классе
Тема: «Воланд и его свита»
Цель использования приема: акростих служит для быстрого и эффективного результата рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации, а также помогает отойти от стереотипных уроков по созданию характеристики героя.
При помощи акростиха можно несколькими словами выразить суть литературного героя. Главной особенность – конструирование собственного знания в рамках своей поисковой деятельности.
На стадии вызова использовалась малая стихотворная форма для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций в отношении самого Воланда, а уже на стадиях осмысления и рефлексии в отношении его свиты.
ВОЛАНД
В — всесильный
О — олицетворяющий возмездие и справедливость
Л — луна, "чертовщина"
А — антипод Иешуа
Н — не абсолютное зло
Д — дьявол
КОРОВЬЕВ
К — клетчатый
О — одурманивающий
Р — рисковый
О — обманывающий
В — внушающий доверие
Ь ———
Е — ехидный
В — внезапный
ГЕЛЛА
Г —грациозная
Е — единственный в своём роде
Л — леденящая кровь
Л — летающая
А — активная в своей услужливости
Учащиеся в качестве краткой характеристики героев составили акростихи.