Статья «Приёмы технологии критического мышления как средство формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

4
0
Материал опубликован 9 May 2023

Приёмы технологии критического мышления как средство формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Для того чтобы опираться на чтение как на основной вид учебной деятельности, должны быть сформированы специальные читательские умения и навыки, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Их две группы:

умения, основанные на тексте:

находить информацию в тексте и формулировать простые выводы;

извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.

умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:

интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний.

Использование приёмов технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать необходимые читательские умения. Данная технология предполагает использование трех этапов (или стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

На стадии вызов происходит активизация имевшихся ранее знаний, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Система приёмов на этой стадии включает в себя способы организации индивидуальной работы и её сочетание с парной и групповой работой.

Приём “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Его можно применять на стадии вызова для систематизации информации до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Приём “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопроса. 1) Простые вопросы предполагают ответы в форме определённых фактов (Что?", "Когда?", "Где?", "Как?"). 2. Уточняющие вопросы начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Это обратная связь. Такие вопросы можно задавать с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слова "Почему?". Они направлены на установление причинно-следственных связей. 4. Творческие вопросы чаще всего содержат частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". 5. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и другие. 6. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

На стадии вызова учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

На стадии осмысления идёт работа с информацией: поиск ответов на вопросы поставленных в начале урока; учащиеся получают возможность связать информацию с уже имеющимися знаниями. Все приёмы на этой стадии направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили новую информацию, но и смогли систематизировать её.

Приём «Чтение с остановками» строится по плану: читаю - думаю - рассуждаю.

При работе с сюжетными текстами можно использовать приём “Дерево предсказаний”. Он помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Приём «Толстый и тонкий вопросы». Тонкие вопросы помогают понять, в какой степени усвоен материал, зачастую они не требуют развёрнутого ответа. Толстые вопросы – это проблемные вопросы. Данный приём может быть использован и на стадии вызова и на стадии осмыслении.

«Кубик Блума» – достаточно интересный приём, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа. На гранях обычного бумажного куба можно написать: «Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай». Уникальность его в том, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Приём универсален. Его можно использовать на разных стадиях урока.

«Зигзаг» – необычный приём, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Его использование оправдано, когда требуется за урок охватить большое количество новой информации.

На стадии рефлексии происходит обобщение и присвоение информации, вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу, информация творчески перерабатывается. Приёмы на этой стадии могут способствовать развитию рефлексивных умений как в трехфазовой структуре урока, так и в качестве отдельных методических приёмов, направленных на развитие рефлексии.

Приём “Верите ли вы?” или “Данетка” представляет собой игру с чередованием ответов “да” или “нет” на вопросы учителя.

Приём синквейн. В переводе с французского слово синквейн означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Это своего рода резюмирование учебного материала, информацию, которое позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Составлять синквейн можно и на стадии вызова. Можно проводить сравнения синквейнов, составленных в начале и в конце урока. 1) Имя существительное – тема; 2) два прилагательных, раскрывающих тему; 3) три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме; 4) крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы; 5) слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Приём «Общее - уникальное» способствует развитию важного метапредметного умения – способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов и т. д. Данный приём способствует развитию аналитических способностей в процессе и синтеза, и сравнительной оценки. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.



Примеры из практики

Урок русского языка в 8 классе

Тема: «Обособленные определения»

Цель использования приема: прием «инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.

Применение на стадии осмысления.

Работа с информационным текстом. Перед началом ученики знакомятся с рядом значков:

V — «Эта информация мне уже известна»;

+ — «Новые факты для меня»;

— — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;

? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».


Что такое обособленные члены предложения

Обособленные члены предложения выделяются на письме запятыми с двух сторон — обособляются. Как правило, их можно исключить или переставить в другое место предложения, а запятые помогают понять структуру предложения, выделяя графически его часть. V

Обособляться могут любые второстепенные члены. Их основная функция – уточнить мысль, придать тексту большую выразительность. — —

В отличие от вводных слов и других слов, не связанных грамматически с предложением, к обособленным членам можно поставить вопрос. V

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами – это чаще всего запятые. V

Обособленное определение

Определения обособляются достаточно часто. Такая конструкция представляет собой обычно прилагательное или причастие (с зависимыми словами). Однако надо помнить, что определения обособляются не во всех случаях. + —

Обособляются любые определения, выраженные прилагательным или причастием, с зависимым словом или без него, стоящие в любом месте предложения, если они относятся к личному местоимению: Усталая, она не могла поддерживать разговор. + —

Это правило рассматривает только случаи определений, относящихся к личным местоимениям; определения, относящиеся к местоимениям других разрядов (например, отрицательным), не обособляются. — —

Также обособляются распространенные определения, состоящие из прилагательного или причастия с зависимыми словами, но только в том случае, если такое определение стоит после определяемого слова: Коля, сидевший у окна, вдруг быстро встал. ? —

После маркировки на стадии рефлексии учащиеся переносят записи в специальную таблицу:

V

+ —

— —

? —

Тезисные записи фактов, терминов, понятий, которые уже знакомы

Всё новое, что стало известно из прочитанного

Противоречия, которые появились после прочтения

Непонятные слова, факты, требующие разъяснения


Цель на стадии рефлексии: понятия группируются, систематизируются и между ними устанавливаются логические связи.


Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Милосердие и жестокость»

Цель использования приема: учебный мозговой штурм решает образовательные задачи с помощью стимулирования творческой активности ребят, развивая креативное и аналитическое мышление.

На стадии вызова работаем над первым этапом учебного мозгового штурма. Это создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин.). На втором коллективно обсуждаются идеи и предложения.

На доске поочерёдно представлены слова «милосердие» и «жестокость». Шестиклассники называют синонимы этих слов для дальнейшего формулирования тезиса.

Милосердие – доброта, забота, жалость, любовь, помощь, прощение, благотворительность, бескорыстие и т.д.

Жестокость – грубость, садизм, равнодушие, ненависть, боль, бесчеловечность и т.д.

На третьем этапе начинаем выбирать наиболее перспективные решения, формулируя определение.

Милосердие — чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение; а также сама такая помощь, прощение, например, благотворительность.

Жестокость — это проявление грубости, боли и бесчеловечности в отношении людей или животных.

Это работа происходит на стадии осмысления.


Урок литературы в 11 классе

Тема: «Воланд и его свита»

Цель использования приема: акростих служит для быстрого и эффективного результата рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации, а также помогает отойти от стереотипных уроков по созданию характеристики героя.

При помощи акростиха можно несколькими словами выразить суть литературного героя. Главной особенность – конструирование собственного знания в рамках своей поисковой деятельности.

На стадии вызова использовалась малая стихотворная форма для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций в отношении самого Воланда, а уже на стадиях осмысления и рефлексии в отношении его свиты.

ВОЛАНД

В — всесильный

О — олицетворяющий возмездие и справедливость

Л — луна, "чертовщина"

А — антипод Иешуа

Н — не абсолютное зло

Д — дьявол


КОРОВЬЕВ

К — клетчатый

О — одурманивающий

Р — рисковый

О — обманывающий

В — внушающий доверие

Ь ———

Е — ехидный

В — внезапный


ГЕЛЛА

Г —грациозная

Е — единственный в своём роде

Л — леденящая кровь

Л — летающая

А — активная в своей услужливости

Учащиеся в качестве краткой характеристики героев составили акростихи.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации