Статья на тему «Способы повышения учебной мотивации в начальной школе»
Подготовила Зубкова Ирина Владимировна
Педагог-психолог ГБОУ «Школа в Некрасовке»
Способы повышения учебной мотивации в начальной школе.
Большое значение в обучении имеет мотивация. Если ученик, например, отстает, но желает исправить ситуацию, он это сделает и наоборот, если все хорошо, но нет мотивации к обучению, то такой ребенок, в последствии «скатывается вниз».
Какие же способы и приемы повышения учебной мотивации мы можем использовать в начальных классах? Ниже я поделюсь с вами несколькими способами и приемами.
1. «Успех каждого ребенка».
Детям очень важно чувствовать ситуацию успеха, важно давать такую возможность даже самым «слабым» детям и оценивать ребенка относительно его самого, а не относительно класса. Он может сделать шаги вперед для своего развития, даже если в классе он еще отстает, постепенно он догонит, если будет стараться. Но помните, что хвалить нужно не просто так, а действительно за дело. Для этого нужно найти что-нибудь то, что у ребенка получается проще/лучше и дать ему такое задание.
2. «Соревнования»
Это выделение лучшего или лучших учеников. Все дети хотят быть лучшими, чтобы их выделили. Можно устраивать настоящие мини соревнования (например, на уроках физкультуры), можно отмечать активных учеников и другими способами. Придумайте свою систему оценивания, «Доску почета». Например, вы можете раздавать детям жетоны за определенные заслуги (из бумаги вырезанные круглышки). А в конце недели или в конце месяца посчитать у кого каких жетонов больше («Самый умный ученик, самый ответственный и другие). Можно сделать стенд «Доска почета» и там будут меняться фотографии детей. Можно и отмечать самых активных каждый день и ставить им на парту статуэтку или таблицу «Лучший ученик дня». Здесь важно продумать несколько номинаций, чтобы каждый мог проявить себя (кто-то самый умный по математике, кто-то самый послушный и т.д.)
3. «Проектная деятельность».
Эта деятельность очень интересна детям, тк предполагает ими поиск решения или создание собственного продукта (кормушка, придумывание своих идеи) и защита проекта. В начальных классах очень многое можно сделать через проектную деятельность. Например, изучая вопрос зимующих птиц, можно сделать или сконструировать кормушку, или на уроке природоведения, можно вместе с детьми вести «График изменения погоды» или посадить с детьми траву и следить за тем, как она растет.
4. «Мозговой штурм»
Этот вариант предполагает совместный поиск решения. Детям задается проблемный вопрос или проблемная задача и предлагается найти способ ее решения.
5. «Творческие способы»
Эта самая интересная и необычная часть. Вы можете делать самодельные наглядные пособия, можно задавать материал в нестандартном виде, используя реквизит. Например, при изучении свойств воды можно надеть белый халат и провести с детьми простейшие опыты с водой, или при изучении темы «Правила дорожного движения» одеть светоотражающий жилет или сделать дорожные знаки (пешеход, пешеходная зона). Можно предложить детям самим догадаться по реквизитам какую тему они будут изучать.
6. «Четкие и понятные правила» при организации учебной деятельности.
Детям самим потом проще соблюдать эти правила, когда они изначально заданы детям и понятны для них. Дети должны четко понимать за что они могут получить 5, 3 или как они могут улучшить свои результаты. Некоторые дети и сегодня не знают или боятся подходить к учителям и спрашивать дополнительные задания. Объясните детям, что все отметки можно исправить и к вам всегда можно обратиться за помощью, чтобы что-то исправить придется поработать (сделать дополнительные задания).
7. «Меньше гаджетов»
Бесспорным является тот факт, что телефоны негативно влияют на школьную деятельность и мотивацию (дети постоянно отвлекаются и думают о играх, а не о задачах). Для этого нужно сделать так, чтобы у детей на уроках не было телефонов. Можно сделать специальные кармашки, куда дети будут класть свои телефоны перед уроками или специальную коробку. Очень важно, чтобы телефон они сдали, чтобы не было лишних соблазнов достать телефон во время урока.
Какие рекомендации вы можете дать родителям, для повышения школьной мотивации у детей?
1. Положительные беседы о школе.
Больше о школе говорить в положительном ключе, о том, что может дать школа, чему можно научиться, чтобы у ребенка было положительное отношение к обучению.
2. Делитесь своим опытом и воспоминаниями.
Рассказывайте детям о своих школьных годах, о своих успехах и неудачах и как вы с этим справлялись. Это поможет детям почувствовать вашу поддержку, понять, что ошибки бывают у всех и у вас тоже были и вы с этим успешно справились, а значит справится и он.
3. Расширение кругозора.
Особенно в младшем школьном возрасте важно, чтобы ребенок попробовать разные направления, хобби, понял, что ему больше нравится, а что меньше. Это поможет вам найти связь его увлечений с учебной деятельностью. Вы сможете потом найти, то, что поможет ему в тех делах, которые ему интересны. Например, если ему нравится футбол, то там важно иметь хорошую физическую подготовку (физкультура), важно рассчитывать стратегию (здесь понадобится математика, чтобы рассчитать примерную длину или силу удара или понять куда полетит мяч) и т.д. Здесь же есть еще одна интересная особенность, даже если ваш ребенок увлечен одним предметом, например биологией, то постепенно улучшаются его результаты и по другим предметам, главное развивать его интересы.
4. Создавайте общие интересы и будьте основным примером для ребенка.
Вы – это самый близкий и самый яркий пример для вашего ребенка. Трудно научить читать, если вы сами не любите читать.. Поэтому показывайте своим примером, что учеба важна и где она может пригодиться. Ищите общие интересы, играйте вместе в шахматы, нарисуйте совместную картину, решите головоломку и др.
5. Хвалить
Важно хвалить детей, но как мы и писали выше, хвалить за дело, а не просто так. Похоже на пункт «Успех каждого ребенка». Этими советами могут пользоваться и родители.
6. «Маленький первооткрыватель»
Позвольте вашему ребенку почувствовать вашу заинтересованность и удивление. Пусть для чего-нибудь он будет вашим первооткрывателем. Удивитесь какому-нибудь интересному факту, который он вам расскажет. Пусть он почувствует, что уже сейчас он может привнести что-то новое и что-то свое.
7. «Метод зеленой ручки»
Делайте акцент на правильно выполненных упражнениях. Т.е. зеленым мы выделяем то, что выполнено верно, акцент делается на успехах ребенка, а не его неудачах.
8. Эффект прерванного действия, его ещё называют эффект Зейгарник.
Этот эффект нужно применять с умом и не часто. Например, можно перед почти найденным ответом устроить перерыв, а потом вернуться к заданию. Чаще всего, дети сами пытаются побыстрее закончить задание «Пока не забыли ответ» или «Пока на волне». И такие задания подольше остаются в нашей памяти, как почти выполненные /незаконченные.
9. Заканчивайте выполнение заданий на подъеме/позитиве
Очень важно, чтобы ребенок закончил на позитивной ноте, т.к. на какой ноте мы заканчиваем, такое отношение и закрепляется в нашей памяти. Т.е. если мы будем заканчивать на истериках или когда ребенок очень устанет, то потом он будет все задания вспоминать с такими чувствами и эмоциями. Поэтому постарайтесь расписать свой график так, чтобы не делать все задания за один раз или делайте перерыв. Можно давать задания детям на время, например, «час за уроками, потом идешь гулять».
10. Правильная система поощрений и наказаний
Важно чтобы дети четко понимали, что им будет за хорошую учебу или за невыполнение заданий. Здесь вы можете придумать свои варианты, главное чтобы вы это могли осуществить в любом случае. Вариант: «Поедешь на море если будешь хорошо учиться», а в итоге все равно ехать на море не зависимо от результатов, категорически не подходит и даже наоборот вреден для вашего ребенка, т.к. рушит доверие к вашим требованиям и понимает ваш авторитет. Четко продумайте, что действительно вы готовы делать/что можете сделать в том или ином случае. Например, некоторые родители поощрают деньгами хорошие отметки. Подумайте, на сколько хватит этой системы. За какие отметки вы будете давать деньги и самое главное как этими деньгами он потом распорядится. Если давать деньги за все отметки, то возникает проблема, что отметок у детей становится с каждым классом все больше. В любом случае систему поощрений нужно будет менять с течением времени, т.к. меняется школьная нагрузка, интересы детей.