12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лунина Ольга Вячеславовна60
Россия, Чувашская респ., Новочебоксарск

Технологическая карта урока:

Ф.И.О.: Лунина Ольга Вячеславовна

Место работы: МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей имени Героя Советского Союза Кузнецова М.М.»

Должность: учитель информатики

Предмет: информатика

Тема урока: «Способы решения логических задач»

Класс: 8

Тип урока: комбинированный

Дидактическая цель урока: применять навыки построения и анализа таблиц истинности при решении логических задач

Задачи:

образовательные : определять виды логических задач, отработать способы решения логических задач через применение таблиц истинности

развивающие: анализировать различные способы решения логических задач с использованием таблиц истинности;

воспитательные: вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, дифференцированная, кооперативно-групповая.

Базовый учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 класс. ФГОС.



Описание урока:

Планируемые образовательные результаты:


Предметные — проводить формализацию высказываний, анализ и преобразования логических выражений; выбирать метод для решения конкретной задачи.

Познавательные: планируют собственную деятельность; находят достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные: вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к людям.

Формы организации учебной деятельности обучающихся:

- фронтальная (при изучении нового материала);

- в парах(при проверке домашнего задания);

- индивидуальная(при изучении нового материала);

- групповая (при выполнении практической работы).

Формы организации работы учителя:

- организаторская;

- обучающая;
- контролирующая.

Материалы к уроку: Конспект урока, презентация, Приложение 1, Приложение 2,Приложение 2, Оценочный лист,



Оборудование и оснащение:

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Характеристика этапов урока



Основные этапы урока, цели

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.

Мотивация к учебной деятельности


Организационный момент (словесное приветствие)

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку.  знакомит с раздаточным материалом.

-Здравствуйте, товарищи кадеты!

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.


Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.


Интерактивная игра «Поделись позитивом».

С каким настроением вы пришли на урок?

- Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут.

- Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д.

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.

 

2.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания Приложение 3.

Анализ выполнения домашнего задания

(работа с доской , работа в парах)

Организует проверку домашнего задания на доске и в парах

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность решения друг у друга и на доске.

Демонстрируют построение схемы на доске, выполняют взаимопроверку в парах

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

Повторяют построение логических схемы, вспоминают логические операции И, ИЛИ, НЕ

3.

Постановка учебной задачи

Формулирование темы и целей урока

Подводящий диалог

(фронтально)

Готовит детей к формулированию темы и цели урока


-Ребята, где еще используется логика?




- Как вы думаете, какие задачи мы с вами будем решать?

- Как вы считаете все ли задачи решаются одинаковыми способами?





- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке?

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.

- При рассуждении

- При принятии решений

- В математике

-При решении задач


-Логические



- Для разных задач используются различные способы решения.

-Решение логических задач


- Изучить способы решения логических задач


Записывают тему урока в Приложение 1.



4.

Изучение нового материала

Способы решения логических задач(мозговой шурм)

Мотивирует учащихся на получение знаний.

Проводит параллель с ранее изученным материалом, предлагает применить вновь полученные знания для решения поставленной задачи.






-Какие способы решения задач вы уже знаете

- Как вы считаете, какие полученные в этом году знания помогут решать Логические задачи»



Рассуждают, обмениваются мнениями, предлагают свои способы решения логических задач, анализируют предложенные способы.

- Рассуждения

-Табличный

-Логические операции

Делают выводы:

. удобно выполнять, составляя таблицы истинности и применяя логические законы.

Заполняют на раздаточном листе способы решения логических задач

Познавательные УУД:

развитие познавательной активности

Личностные УУД:

формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач.

Регулятивные УУД:

-умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.

деятельности.




Решения задач (фронтально)

Организует, помогает и контролирует решение задач учащимися на интерактивной доске. Помогает подобрать способы решения задачи.

Предлагают способы решения задач. Разбирают задачи по желанию на интерактивной доске. Записывают полученное решение в Приложение 1..

5

Закрепление изученного материала

Логический турнир (самостоятельная работа в группах с проверкой по эталону)

Организует работу в группах, консультирует в случае затруднения.

Рассаживаются в группы по 4 человека. Обсуждают, помогают друг другу, решают задачи на раздаточном материале Приложение 2.

Познавательные УУД:

развитие познавательной активности

Личностные УУД:

формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач.

Регулятивные УУД:

-умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной

6

Рефлексия

Итоги урока. Домашнее задание

Подводит итоги урока, предлагает заполнить лист самооценки.

Можете ли вы назвать тему урока?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Закончите, пожалуйста фразу:

Сегодня я узнал….

Было интересно…..

Было трудно…

Я выполнил задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал , что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось….

Расскажу дома, что…


Заполните пожалуйста лист самооценки урока. Оцените свою работу на уроке.

Выставление оценок.

Запишите домашнее задание:

§ 1.3.5 читать, № 14, 15 письменно


Решение логических задач.

-Да достигли.

Заканчиваю фразу.

- подсчитывают баллы, выставляют оценки, сообщают оценку учителю.

Записывают домашнее задание.


Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач.

Регулятивные УУД:

-умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.












Приложение 1.

Тема урока ____________________________________________________

t1634461031aa.gif

Задача 1

Трое друзей играли во дворе в футбол и разбили мячом окно.

Ваня сказал: «Это я разбил окно, Коля окно не разбивал».

Коля сказал: «Это сделал не я и не Саша»

Саша сказал: «Это сделал не я и не Ваня».

Бабушка сидела на лавочке и все видела. Она сообщила, что только один мальчик оба раза сказал правду, но не назвала того, кто разбил окно. Кто же это сделал? Решите задачу, заполнив и проанализировав таблицу истинности.

t1634461031ab.png

Задача 1.2

Расследуется дело о хищении. В этом преступлении подозреваются Брагин, Кургин и Лиходеев. Каждый из них дал показания.

Брагин: «Я не делал этого. Это сделал Лиходеев».

Лиходеев: «Я не виноват, но и Кургин тут не причем».

Кургин: «Лиходеев не виновен, преступление совершил Брагин».

Следствием точно установлено, что хищение совершили двое, кроме того, подозреваемые путались в показаниях и каждый из них дал только наполовину правдивые показания. Кто же совершил преступление?

Решите задачу заполнив и проанализировав таблицу истинности.

t1634461031ac.png


Задача 2

Андрею, Саше и Егору предъявлено обвинение в соучастии в ограблении банка. Похитители скрылись на поджидавшем их автомобиле. На следствии Андрей показал, что преступники скрылись на синем Мерседесе, Саша сказал, что это был черный Джип, а Егор утверждал, что это был Форд Мустанг и ни в коем случае не синий.

Стало известно, что желая запутать следствие, каждый из них указал правильно либо марку машины, либо только ее цвет. Какого цвета и какой марки была машина? ­­­­­­­­­­­­____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: ___________________



Задача 3

На одной улице стоят в ряд 4 дома, в которых живут 4 человека: Алексей, Егор, Виктор и Михаил. Известно, что каждый из них владеет ровно одной из следующих профессий: Токарь, Столяр, Хирург и Окулист, но неизвестно, кто какой и неизвестно, кто в каком доме живет. Однако, известно, что:

1) Токарь живет через дом от Столяра

2) Хирург живет левее Токаря

3) Окулист живет правее Токаря

4) Хирург живет не рядом со Столяром

5) Михаил не Токарь

6) Алексей живет рядом с Окулистом

7) Егор живет справа от Токаря

8) Виктор живет рядом с Хирургом

Выясните, кто какой профессии, и кто где живет, и дайте ответ в виде заглавных букв имени людей, в порядке слева направо. Например, если бы в домах жили (слева направо) Константин, Николай, Роман и Олег, ответ был бы: КНРО

Ответ:_____________



Приложение 2.

Логический турнир

Задача 1 Разбирается дело Джона, Брауна и Смита. Известно, что один из них нашёл и утаил клад. На следствии каждый из подозреваемых сделал два заявления:

Смит: «Я не делал этого. Браун сделал это».

Джон: «Браун не виновен. Смит сделал это».

Браун: «Я не делал этого. Джон не делал этого».

Суд установил, что один из них дважды солгал, другой дважды сказал правду, третий один раз солгал, один раз сказал правду.

Кто из подозреваемых должен быть оправдан?


С

Д

Б

Слова Смита

Слова Джона

Слова Брауна




































Задача 2 Алёша, Боря и Гриша нашли в земле старинный сосуд. Рассматривая удивительную находку, каждый высказал по два предположения:

1) Алеша: «Это сосуд греческий и изготовлен в V веке».

2) Боря: «Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке».

3) Гриша: «Это сосуд не греческий и изготовлен в IV веке».

Учитель истории сказал ребятам, что каждый из них прав только в одном из двух предположений. Где и в каком веке изготовлен сосуд?


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Задача 3 На одной улице стоят в ряд 4 дома, в каждом из них живет по одному человеку. Их зовут Василий, Семен, Геннадий и Иван. Известно, что все они имеют разные профессии: скрипач, столяр, охотник и врач. Известно, что

(1) Столяр живет правее охотника.

(2) Врач живет левее охотника.

(3) Скрипач живет с краю.

(4) Скрипач живет рядом с врачом.

(5) Семен не скрипач и не живет рядом со скрипачом.

(6) Иван живет рядом с охотником.

(7) Василий живет правее врача.

(8) Василий живет через дом от Ивана.

Определите, кто где живет, и запишите начальные буквы имен жильцов всех домов слева направо. Например, если бы в домах жили (слева направо) Кирилл, Олег, Мефодий и Пафнутий, ответ был бы КОМП.

Задача 4 Беседуют трое: Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос имеет каждый из беседующих?

Условие: Есть 5 домов разного цвета, стоящие в ряд. В каждом доме живет по одному человеку отличной от другого национальности. Каждый жилец пьет только один определенный напиток, читает определенную газету и держит животное. Никто из пяти человек не пьет одинаковые напитки, не читает одинаковые газеты и не держит одинаковых животных.

Известно, что:

Англичанин живет в красном доме.

Швед держит собаку.

Датчанин пьет чай.

Зеленой дом стоит слева от белого.

Жилец зеленого дома пьет кофе.

Человек, который читает Известия, держит птицу.

Жилец среднего дома пьет молоко.

Жилец из желтого дома читает Огонек.

Норвежец живет в первом доме.

Читатель Московских новостей живет около того, кто держит кошку.

Человек, который содержит лошадь, живет около того, кто читает Огонек.

Читатель Советский спорт пьет пиво.

Норвежец живет около голубого дома.

Немец читает Вечерний Дрезден.

Читатель Московских новостей живет по соседству с человеком, который пьет воду.

Вопрос: У кого живет рыба?





Фамилия Имя ______________________________ Фамилия Имя ___________________________

Оцените свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале:

t1634461031ad.jpgt1634461031ae.jpgt1634461031af.jpg


Оцените свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале:

t1634461031ad.jpgt1634461031ae.jpgt1634461031af.jpg

Актуальность изучения данной темы


Актуальность изучения данной темы


Задание 1

Домашнее задание


Задание 1

Домашнее задание


Задание2

Изучение новой темы


Задание2

Изучение новой темы


Задание 3

Логический турнир


Задание 3

Логический турнир


Задание 4

Тренажер «Логик»


Задание 4

Тренажер «Логик»


Ваша личная активность на уроке


Ваша личная активность на уроке


Насколько урок был для Вас интересен


Насколько урок был для Вас интересен


Общее количество баллов за урок


Общее количество баллов за урок






Приложение 3.



Дt1634461031ag.jpg омашнее задание к уроку.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.