Способы сотрудничества классного руководителя образовательного учреждения и семьи обучающегося с целью повышения общей успеваемости ребенка по дисциплинам
Приложение
к презентации
от Хомета Е.С.
Тема: «Способы сотрудничества классного руководителя образовательного учреждения и семьи обучающегося с целью повышения общей успеваемости ребенка по дисциплинам»
Слайд 1. Тема доклада «Способы сотрудничества классного руководителя образовательного учреждения и семьи обучающегося с целью повышения общей успеваемости ребенка по дисциплинам». Разработчик: Хомета екатерина Сергеевна, преподаватель ГАПОУ СО НТГПК им. Н.А. Демидова.
Слайд 2. В ходе представления доклада будут рассмотрены следующие темы: Задачи классного руководителя в образовательной организации; Информационно – аналитическая система «индикаторы образования»; Роль классного руководителя в успеваемости обучающихся; Роль семьи в успеваемости обучающегося; Способы взаимодействия семьи и классного руководителя обучающегося; Проблемы во взаимодействии классного руководителя и семьи обучающегося; Наиболее эффективные способы взаимодействия классного руководителя и семьи обучающегося.
Слайд 3. Задачи классного руководителя в колледже систематически определяются заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Он ежегодно определяет состав классных руководителей из числа высококвалифицированных педагогических работников. Как правило задачи классных руководителей во всех учебных заведениях стоят одни и те же. На слайде перечислены основные из них.
Слайд 4. Но прежде всего необходимо проанализировать, какова же численность обучающихся, поступающих ежегодно в ССузы всей страны и с каким колличеством ребят необходимо работать. По данным института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ число поступающих в СПО абитуриентов с каждым годов становится все больше, не зависимо от того, какая форма обучения предполагается. В исследовании принимали участие ССУЗы частные и государственные. Конечно больше всего ребят поступает в государственные вузы, но и частным отводится небольшой процент. Результат представлен по всем специальностям вместе (и инженерные, и строительные, и сфера услуг и т.д.)
Вывод: в целях получения образования, в комфортных и психологически здоровых коллективах, абитуриенты поступают в СПО даже его чаще выбирают, на сегодня, чем ВУЗ.
Слайд 5. Далее предлагаю рассмотреть связь основной работы выпускников с полученной специальностью. По данным института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпускники, с стабильным превосходством, по всей РФ выбираю дальнейшую работу в соответствии с полученной специальностью в СПО.
Вывод: психологический климат, созданный в группе положительно отразился на самооценке обучающегося, что помогло принять решение о полноценном и комфортном учебном процессе и как следствие - реализовать себя в выбранной специальности.
И в данный момент необходио задуматься, почему так много ребят уходит из профессии и находит работу не в соответствии с дипломом. У меня есть несколько предположений. И одно из них – это не везде профессиональная и не всегда сплаченная работа классного руководителя и семьи ребенка.
Слайд 6. Для начала необходимо разобраться, какова же вообще роль классного руководителя в успеваемости и успешности обучающегося, т.к. на мой взгляд – основным ориентиром в выборе профессии становится комфортный климат в образовательной среде во время получения специальности. Я выделила три основных направления, в которых должен реализовываться каждый классный руководитель:
- Индивидуальные беседы с обучающимися. Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека: духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры; создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе через беседы, общего времяпрепровождения и наблюдения.
- Создание групп для дополнительных занятий. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. В данном случае классный руководитель должен стать организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности внутри классного коллектива и вне классного коллектива.
- Сотрудничество с преподавателями – предметниками. Классный руководитель, при необходимости, должен помочь обучающемуся в установлении контакта с иным преподавателем. Данная помощь вызывает доверие к классному руководителю и чувство заботы об обучающемся.
Слайд 7. Теперь предлагаю рассмотреть, какова же роль семьи в успеваемости и успешности обучающегося. Тут предлагаю выделить так же 3 основных фактора:
- Социальный капитал семьи. Он обеспечивает социально-психологический климат, способствующий обучению. Например, наличие обоих родителей, число братьев и сестёр в семье, вовлечённость родителей в процесс обучения. Именно в семье ребёнок проходит первичную социализацию, формирует основы мировоззрения, усваивает нравственные нормы.
- Уровень образования родителей. Также на успеваемость влияет уровень образования родителей. Если они окончили вуз, то шанс, что их дети достигнут высоких учебных результатов, больше. Исследования установили, что на успеваемость влияет уровень образования матерей. Матери, у которых есть образование, понимают его важность и доносят её до детей. А вот образование отцов почти не влияет на успехи студентов: они в целом меньше вовлечены в образование детей. Ещё выяснилось, что высокое материальное положение семей негативно влияет на успеваемость студентов. Оказалось, что чем выше доходы родителей, тем ниже результаты учащихся. Учёные объясняют это тем, что детям из обеспеченных семей нужно прилагать меньше усилий, чтобы получить престижную работу или высокую зарплату. А вот для студентов из менее состоятельных семей диплом с хорошими оценками — возможность повысить социальный статус.
- Интерес родителей к итоговым (семестровым) оценкам детей-студентов оказывает сильное положительное влияние на успеваемость. Проще говоря, это стимулирует их хорошо учиться. А вот интерес родителей к изучаемым предметам и контроль выполнения домашних заданий плохо сказывается на успеваемости. Есть две версии, почему так происходит. Первая: чрезмерное внимание к учёбе детей может блокировать их самостоятельность. Вторая: повышенный контроль может быть присущ родителям, чьи дети в целом учатся не очень хорошо и так провоцируют гиперопеку. Таким образом, важно, чтобы родные интересовались учёбой, но не переусердствовали, поскольку для студентов важно развивать самостоятельность и ответственность.
Слайд 8. Практика показывает, что не зависимо от того, какие роли у родителей и классного руководителя, обе стороны должны работать сообща, чтоб обечпечить нормальную психологическую обстановку для обучающегося. На слайде представлены направления, в которые обязательно необходимо вовлекать родителей.
Слайд 9. Но при общении классного руководителя и родителей, если поддаться эмоциям и забыть о главной цели часто возникают недомолвки и недопонимания, которые мешают успешной работе и могут наоборот – навредить ребенку, например:
- Непонимание между педагогом и родителями
- Недостаточный акцент на педагогическом просвещении родителей
- Сложности с пробуждением интереса у родителей к самообразованию
- Конфликты, связанные с низким уровнем педагогической культуры родителей
- Отсутствие навыков конструктивного взаимодействия
- Нарушение родителями иерархии обращений (к администрации вместо кл. рук.)
Воспитание ребенка родителями «в слепую»
- (без знаний возрастных особенностей детей).
Слайд 10. Каким бы ни было общение, всегда есть эффективные и не эффективные способы взаимодействия. К наиболее эффективным относятся: родительское собрание, посещение семьи, индивидуальные тематические консультации. Соблюдая этику и ставя в приоритет данные способы взаимосвязи всегда можно добиться необходимого результата.
Слайд 11. Но как бы там ни было нужно помнить, что Для решения проблем во взаимодействии классного руководителя и семьи обучающегося важно установить партнёрские отношения, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Только через налаживание контактов и регулярное общение с семьей, наблюдения за ребенком и заинтересованности в нем с обоих сторон результат будет достигнут.
Слайд 12. В опдготовке доклада мне помогала указанная на слайде литература и опыт коллег.
Слайд 13. Спасибо за внимание.