Справка по диагностике «Адаптация обучающихся 5-х классов»
Справка по диагностике «Адаптация 5-классников»
Время проведения: октябрь,2020
Актуальность: При переходе учащихся из начальной школы в среднее звено наблюдается снижение успеваемости у отдельных учащихся из-за низкого уровня адаптации к новым условиям. При переходе в среднее звено учащиеся испытывают проблемы в эмоционально-волевой сфере, изменяется уровень школьной мотивации, самооценки, наблюдается часто снижение уровня комфортности, что в свою очередь влияет на усвоение учебных знаний, приобретение умений и навыков. Педагоги так же могут испытывать трудности в учебно-воспитательном процессе с обучающимися 5-х классов, нуждаются в информации об психологических особенностях новых детей, об уровне комфортности в новых условиях.
Цель: Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся, выявление факторов, причин вызывающих те или иные трудности при адаптации в начале обучения в среднего звене , оказание действенной психологической помощи учащимся «группы риска».
Задачи: 1.Провести диагностирование особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся для предоставления результатов диагностик педагогам, родителям.
2.Составить характеристику для каждого учащегося по исследуемым параметрам.
3.Спланировать психо-коррекционную работу для учащихся 5-х классов для повышения уровня адаптации.
Объект исследования: учащиеся 5-х классов.
Количественный состав: 83 человек.
Используемые тесты: Определение уровней тревожности: школьной, учебной, самооценочной. Анкета «Отношение к предметам, учителям – предметникам». Уровень психологической комфортности (круги). Социометрический тест. Определение уровня самооценки по тесту символического «Я»(авторы Лонго,Вилер, Хенрерсон).Уровень школьной мотивации( методика Лускановой Н.Г.)
Полученные результаты.
Сравнительные показатели адаптационных параметров учащихся пятых классов.
1.Школьная мотивация.
При анализе школьной мотивации в 5«А» классе показывают высокий уровень : 2ч (8%), норма-16ч\67%, положительная мотивация-8ч\33%, низкий уровень отсутствует.
В 5 «Б» классе: у 6ч\(20%) высокая мотивация,норма-10ч\33%, положительная-14ч\61%,низкий уровень учащиеся не показывают.
В 5В классе –высокий уровень у 1ч\4% ,низкого уровня нет.
| уровни | 5А-24ч | 5Б -30ч | 5В-28ч | Общие 83ч |
мотивация | высокий | 2ч-8% | 6ч\20% | 1%\4% | 9ч\11% |
| норма | 16ч\67% | 10ч\33% | 10ч\36% | 36ч\43% |
| Положительное отношение к школе | 8ч\33% | 14ч\61% | 17ч\38% | 39ч/50% |
| низкая | 0% | 0% | 0 | 0 |
2.Уровни комфортности:
| 5а-24ч | 5б-30ч | 5в-28ч | общие |
Высокий | 7ч\29% | 2ч\7% | 5ч\19% | 14ч\32% |
Легкий дискомфорт | 14ч\58% | 15ч\50% | 12ч\43% | 41ч\49% |
средний | 3ч\13% | 13ч\43% | 9ч\32% | 25ч\30% |
низкий | - | - | - | - |
Уровень комфортности выше в 5б классе-88%,в 5б и 5в по 57-61% соответственно. Низкий уровень комфортности отсутствует, что является хорошим показателем для ОУ.
3.Социометрический тест.
статус | 5А-24ч | 5Б-30ч | 5В-28ч | общее |
Звезды | 3 | 5 | 3 | 11 |
Предпочитаемые | 8 | 12 | 13 | 33 |
принятые | 11 | 11 | 10 | 32 |
Изолированные | 2 | 2 | 2 | 6 |
Уровень благополучия | 50%средний | 56%средний | 51средний | 53% средний |
Уровень благополучия межличностных отношений в классах средний, что является хорошим показателем.
4.Самооценка. Низкий уровень самооценки отсутствует, более высокая самооценка присутствует в 5б классе-15ч\50%, низкий уровень отсутствует. По общим показателям в этом году высокий уровень завышенной самооценки -27ч\32%, а в прошлом всего 14ч\21%.
уровни | 5а-24ч | 5б-30ч | 5в-28ч | общие |
Высокий | 3ч-12% | 15ч\50% | 9ч\32% | 27ч\32% |
К повышению | 5ч\21% | 4ч\13% | 9ч\32% | 18ч\22% |
адекватная | 16ч\67% | 11ч\37% | 10ч\34% | 37ч\45% |
К занижению | - | - | - | - |
5.Отношение к предметам и учителям-предметникам.
По диагностике оценивалось детьми качества учителя-предметника по следующим параметрам: (максимальный балл-5)
1. Учитель доступно объясняет материал
2.Учитывает мои индивидуальные способности.
3.Достаточно уделяет мне внимания.
4.Умело готовит к проверочным и самостоятельным работам.
5. Умело поддерживает дисциплину.
Можно использовать цветовую диагностику «Отношение к учителям-предметникам» (Д.Ш.Матрос, Н.Н.Полев и др.).
Учащиеся достаточно высоко оценили педагогов по предлагаемым параметрам, учителя-предметники в среднем набрали по 4.6-4.9 баллов.
Выводы:
1.Без достаточной школьной мотивации и уровня самооценки усвоение знаний учащимися затруднено, здесь следует отметить , что низкий уровень школьной мотивации у пятиклассников отсутствует.
2.Вопросы психофизиологического комфорта очень важны для работы с обучающимися в УО, особенно в начале обучения в среднем звене, уровень комфортности в большей степени высокий и легкий
3.По социометрическому тесту уровень благополучия средний.
4.Уровень высокой самооценки и к завышению 45ч\54%. Подростки с высокими показателями самооценок заставляют испытывать трудности других людей в общении с ними, т.к. они не готовы идти на компромиссы, уверены в своей исключительности и
непогрешимости .Им свойственно искать причину своих ошибок в окружающих и обстоятельствах, поэтому чаще у них возникают конфликты, не умеют извлекать из жизни уроки, отличаются самоуверенностью, и высокими амбициями
что обостряет конфликтные ситуации.
5.По итогам анкеты по отношению к учителям -предметникам пятиклассники достаточно высоко оценили педагогов.
6.Проводя анализ результатов адаптационного периода, в целом он завершен.
Рекомендации:
1.Классным руководителям на родительских собраниях предоставить результаты диагностик.
2.Учителям-предметникам в процессе обучения учитывать полученные результаты диагностик.
3.Родителям взять рекомендации по взаимодействию со своими детьми в начальный период обучения в среднем звене, информация предоставлена в кабинете психолога на сайте школы.
4.Педагогам, родителям обратить внимание на детей с завышенной самооценкой и к завышению, т.к. им необходима помощь в оценке своих реальных возможностей. Но для того, чтобы эту помощь и признали во взрослом авторитет для себя, при взаимодействии проявить максимум такта, уважения, индивидуального и искреннего внимания к его личности
5.Педагогу-психологу продолжать проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми по программе «Я-пятиклассник».
6.Классным руководителям обратить внимание на детей по статусу "изолированные" в классе.
Марьясова Ирина Евгеньевна
Кияйкина Наталья Федоровна