Конспект урока математики в 4 классе «Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Предмет: Математика( УМК «Школа 2100», Л.Г. Петерсон, 4класс )
Тема урока: Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Место урока в теме: урок 68 в курсе «Математика» 4 класс, 8 урок в теме «Сложение и вычитание дробей»
Тип урока и его деятельностная цель: урок открытия нового знания ,
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Цель и ожидаемый результат: знакомство с алгоритмом вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
дети знают алгоритм и правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, умеют его использовать при решении примеров, уравнений, задач.
Задачи урока:
1) учить вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, вывести правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
2) развивать умение решать примеры и задачи с дробями, решать уравнения; развивать математическую речь, логику.
3) воспитывать любовь к математике.
Оборудование: карточки с заданиями, карточки с опорными схемами, модель отрезка, листы самооценки.
Содержание урока:
Этапы урока; задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Самоопределение к деятельности, мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа – актуализация ситуации успеха. |
Закройте глаза, представьте себе что-то очень хорошее. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки на лицах. Только с хорошим настроением можно успешно учиться.
|
Девиз: Я думаю! Ты думаешь! Мы думаем! |
Познавательные УУД - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. - делать выводы на основе обобщения умозаключений. - преобразовывать информацию из одной формы в другую; – переходить от условно-схематических моделей к тексту. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Личностные результаты: – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
2. Актуализация знаний. Цель этапа - повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
У меня на доске записан ряд чисел: 2/25, 4/24, 8/23, 5, 16/22… Какое число лишнее в этом ряду? Установите закономерность образования получившегося ряда и продолжите его на три числа.
Как называются получившиеся дроби?
На доске два ряда карточек, с одной стороны, которых напечатаны дроби, а с другой стороны буквы. Ученики I варианта должны записать эти дроби в тетрадях, расположив числа в порядке возрастания, а II варианта - в порядке убывания. Если задание будет выполнено верно, то, перевернув карточки, мы получим слова. I вариант. 1/89, 12/89, 35/89, 44/89, 54/80, 54/73, 54/68, 54/54 Д Е Й С Т В И Я II вариант. 65/65, 65/70, 65/78, 65/131, 60/131, 51/131, 20/131, 1/131 С Д Р О Б Я М И Какие действия с дробями мы выполняли на предыдущем уроке?
Что нужно сделать, чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Повторим это правило. Я буду читать задачу, а вы будете записывать только ее решение: В первый день посадили деревья на 3/7 участка сада, во второй день – на 2/7 участка сада. Какая часть сада засажена деревьями? Каким правилом воспользовались при решении этой задачи?
Найдите на доске опорную схему, соответствующую этому правилу. В декабре израсходовали 20% картофеля, в январе 25/100 картофеля. Сколько картофеля израсходовали? -Какой алгоритм использовали для решения этой задачи?
За два дня засеяли 5/8 поля. В первый день засеяли 3/8 поля. Сколько засеяли во второй день?
Какая опорная схема подойдет для решения этой задачи?
Каких алгоритма и опорной схемы у нас не хватает? |
Лишнее число 5. В этом ряду дроби образованы так, что числитель увеличивается в 2 раза, а знаменатель уменьшается на 1. Следующие три числа: 32/21, 64/20, 128/19. Неправильные, т.к. у них числитель больше знаменателя. Ученики I варианта записывают эти дроби в тетрадях, расположив числа в порядке возрастания, а II варианта - в порядке убывания.
Мы выполняли действие сложения.
Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить числители и оставить тот же знаменатель.
Правило сложения дробей.
Алгоритм сложения дробей.
Пока нет такой схемы, ещё не изучали.
На вычитание дробей. |
|
3. Целеполагание (постановка учебной задачи). Цель этапа – сформировать представление детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся (противоречие между знанием и незнанием), формулирование темы и цели урока. |
Итак, какая будет тема нашего урока? Какую цель поставим перед собой? |
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Построить алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и составить опорную схему |
|
4.Изучение нового материала (открытие «нового знания» - построение проекта выхода из проблемной ситуации). Цель этапа – решение учебной задачи формирования умения вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. |
Сейчас вы будете работать парами. Вам необходимо решить эту задачу. В этом поможет модель отрезка, лежащая у вас на парте. С помощью неё проиллюстрируйте решение этой задачи. Возьмите ваши отрезки и разделите на 8 равных частей. Теперь покажите мне, какую часть поля засеяли за 2 дня, загнув лишние части отрезка. Какую часть вы мне показали? Покажите, какую часть поля засеяли в 1 день. Какая часть отрезка у вас осталась? Что она показывает? Каким действием мы это можем узнать?
Как записать решение задачи?
Как же вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
Как записать этот вывод для любых дробей, т.е. в общем виде?Запишем опорную схему. Давайте правило, которое вы сформулировали, сравним с правилом, которое дано в учебнике. Совпадают ли ваши предположения?
Давайте составим алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. |
Делят отрезок на 8 равных частей. 5/8 3/8 2/8 Она показывает, какая часть поля ещё не засеяна. 5/8-3/8 = 2/8 Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, нужно из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить прежним. a/n – b/n = a-b/n Да. 1. Из числителя уменьшаемого вычитаем числитель вычитаемого. 2. Находим результат. 3. Записываем результат в числитель дроби, а знаменатель оставляем прежним. |
|
5.Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний (включение нового знания в систему знаний). Цель этапа - решение учебной задачи формирования умения вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. |
Комментируемые упражнения у доски. 17/15 – 8/15= 43/88 – 9/88= 231/500 – 65/500= 1 – 12/24 = Решим задачу. Для оформления актового зала к празднику осени взяли 11/12 всех нарисованных осенних листьев. На оформление сцены пошло 3/12, а на украшение партера – 4/12, остальная часть пойдет на украшения входа. Какая часть пойдёт на украшение входа? Составьте свой пример соседу на вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Поменяйтесь с соседом тетрадями. Решите примеры. Вернули. Проверили соседа, используя алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Решение уравнений стр.11 №9. Какое уравнение лишнее? Почему? Выберите одно из трёх оставшихся уравнений и решите его. Проверьте решение по образцу. Оцените работу по алгоритму. |
Выполняют упражнения на доске с комментированием. Один ученик с комментированием решает задачу у доски, остальные - в тетрадях. Составление примера на вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, решение. Лишнее уравнение №2, т.к. содержит только целые числа, а все остальные — с дробями. Решение уравнения. Проверка. Самооценка |
|
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа–зафиксировать новое знание, зафиксировать затруднения, если они есть. |
Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Достигнута ли цель? Какое правило построили на уроке? У кого возникли трудности и с чем они связаны? Заполните листы самооценки и вклейте их в тетрадь. |
Построить алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и составить опорную схему. Да. Правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Заполнение листов самооценки. |
|
Домашнее задание по выбору. |
Д/з стр.11-12 - № 8, на выбор №6(а или б), по желанию-№15. Посмотрите д/з. Есть вопросы по выполнению? Задание №8 закрепляет умение учащихся выполнять действия с дробями. В № 6 задачи различаются по уровню сложности,детям предоставляется возможность оценить уровень своих знаний, соотнеся его с уровнем притязаний. Также есть задание для детей, любящих дополнительные задания, увлечённых математикой - № 15, который можно выполнить по желанию (расшифровка пословицы с помощью выполнения действий с дробями). |