Урок-презентация по биологии в 6 классе на тему «Средневековая деревня и её обитатели»

5
2
Материал опубликован 6 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Методическая разработка урока-презентации

«Средневековая деревня и ее обитатели»

Беловолова Е.Е., учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей № 15» г. Воронежа

Аннотация

Данный урок разработан на основе УМК издательства «Просвещение» (учебник Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков»).

X
by DNSUnlocker

В учебнике § 11 «Средневековая деревня и ее обитатели» включена в главу IV «Феодалы и крестьяне», предшествуя теме «В рыцарском замке», однако, на наш взгляд, целесообразней сначала рассмотреть социальное положение и быт привилегированного сословия феодалов, а затем – жизнь крестьян. Поэтому титульный слайд презентации снабжен навигацией, которая дает возможность педагогу выбрать – актуализировать знания по теме «В рыцарском замке» (перейти по гиперссылке к вопросам) или начать изучение средневековых сословий сразу с темы «Средневековая деревня и ее обитатели».

Тема урока: Средневековая деревня и ее обитатели

Цель урока: достичь образовательных результатов

Личностные результаты: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; отвергать любые способы эксплуатации людей, уважать личное достоинство каждого человека; понимать, что формы жизни людей в группах и сообществах требуют выполнения различных социальных норм.

X
by DNSUnlocker

Метапредметные результаты: уметь выдвигать гипотезы, структурировать тексты; уметь определять понятия, использовать понятия и термины в новых ситуациях, в том числе в практических; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения: уметь классифицировать, интерпретировать схемы.

Предметные результаты: знать и понимать систему социальной дифференциации средневекового западноевропейского общества; уметь давать характеристику основным сословиям, определять их социально-экономический и правовой статус, уметь находить связи между особенностями труда и быта крестьян и природными условиями, общим уровнем развития техники и технологий, особенностями средневекового мировоззрения.

Задачи урока:

На основе работы с текстом учебника, схемами, иллюстративным рядом и документами определить особенности социально-экономического и правового положения крестьянского сословия средневековой Европы;

Определить роль общины в жизни средневековых крестьян;

Раскрыть сущность натурального хозяйства и определить причины его господства в период раннего средневековья;

Создать образ средневековой деревни;

В ходе коллективного обсуждения определить роль крестьян и крестьянского труда в жизни средневекового общества.

Материалы и оборудование: презентация (желательно использование интерактивной доски)

Структура урока

Этап актуализации

В Средние века общество мыслилось как организм, в котором каждый человек занимал отведенное ему место, выполнял отведенные ему функции и должен был поступать соответственным образом.

? Средневековое общество называют еще феодальным. Почему?

? Какова главная обязанность феодала?

? Перечислите основные занятия рыцарей

Задание 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями (при щелчке соответствующие понятия и определения меняют цвет)

Задание 2. Представьте: вы владелец замка, ваше жилище собираются атаковать враги. Как бы вы стали оборонять свой замок? Где расставили бы его защитников?

? Почему замок был сосредоточением жизни целой округи?

? Вспомните признаки социальной группы. Можно ли феодалов назвать социальной группой?

Этап мотивации

? В любом ли обществе существует деление на социальные группы? Есть ли в нем необходимость?

? В какие социальные группы входите вы?

? По какому признаку можно разделить людей на группы?

Этап целеполагания

Посмотрите на название § 11.

? О какой социальной группе пойдет сегодня речь?

? Назовите главный признак, по которому выделяется данное сословие

? Что связывало между собой крестьян и феодалов?

? Предположите, почему автор учебника дал именно такое заглавие материалу о средневековых крестьянах?

Можно ли узнать, какими были эти давно исчезнувшие поселения? В каких отношениях находились друг с другом и с властью их жители? Чем были заполнены их будни и праздники?

Сегодня, мы познакомимся с трудом и бытом средневековых крестьян и определим, какое место в обществе им отводили современники, и какова была на самом деле роль крестьян в жизни средневекового общества.

Информационно-аналитический этап

Господская земля и крестьянские наделы

? Вспомните, каким образом земля становилась собственностью феодала?

? Поразмышляйте, почему вотчина или поместье включали и господскую землю и крестьянские наделы?

 

Феодал и зависимые крестьяне

Работа с иллюстрацией

? Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, чем заняты люди, изображенные на ней?

Работа с терминами «оброк» и «барщина»

? Какая повинность была тяжелее, на ваш взгляд, оброк или барщина? Почему?

? Что мог феодал предпринять, чтобы заставить крестьян, владевших собственным хозяйством, исправно нести повинности?


Подумайте, кто в средневековом обществе мог заступиться за крестьян и пресечь произвол землевладельцев? Объясните, почему?

Крестьянская община

Работа со схемой

Труд крестьян

? Укажите название сельскохозяйственных орудий труда и объясните, для чего они применялись. Кто их изготавливал? Какие из орудий труда, по вашему мнению, появились позже других, в чем их особенности?

Есть ли среди орудий труда, которыми пользуются и в настоящее время?

? В чем преимущества трехполья? Рассчитайте, как увеличится урожайность при переходе с двуполья на трехполье.

Работа с миниатюрами

? Какие работы крестьянина изображены на миниатюрах?

? В какие сезоны выполнялись работы?

? Определите, что имел в своем хозяйстве средневековый крестьянин. Исходя из занятий, сделайте вывод о питании крестьянской семьи.

? Выберите продукты питания средневекового крестьянина. Какие из них он употреблял в пищу редко? (при щелчке сначала «исчезнут продукты, которые крестьянин не мог употреблять в пищу в средневековье, при следующем щелчке выделятся продукты, которые он употреблял в пищу редко)

Натуральное хозяйство

Работа с термином «натуральное хозяйство»

? Попробуйте определить, чем было вызвано господство натурального хозяйства?

? Были ли предметы, которые крестьянин вынужден был приобретать?

Как жили крестьяне

? Опишите средневековый крестьянский дом. От чего зависел тип жилища и материал для его строительства?

Варианты работы со слайдом

Внутреннее устройство дома можно рассмотреть с помощью интерактивной схемы. Триггеры позволяют активировать детали интерьера. Нажатие на одну из «кнопок» - появляется изображение и текст, нажатие на само изображение – исчезает.

По гиперссылке также можно перейти к видео (видео, размещенное в интернете, следует обрезать)видео


? Опишите костюм средневекового крестьянина: верхнюю одежду, рубаху, штаны, головной убор, обувь.

? Мог ли средневековый крестьянин носить длинную тунику? Объясните свой ответ?

? Как вы думаете, какого цвета была одежда у крестьян? Почему они редко носили одежды яркого цвета?

? Как вы думаете, из какого материала была сшита крестьянская одежда?

? Кто ее изготавливал?

? Найдите в тексте учебника (стр.91-92) ключевые слова или словосочетания, которые позволили автору учебника передать тяжесть крестьянской жизни в средневековье.

 

Жизнь крестьянина почти не зависела от событий, происходивших в «большом мире», – крестовых походов, смены правителей на троне, споров ученых богословов.

Гораздо сильнее на нее влияли ежегодные изменения, происходившие в природе, – смена времен года, дожди и заморозки, падеж и приплод скота.

Крестьяне считали, что их зависимое положение установлено Богом, и не выступали против него. Но они требовали уважения к себе и своему труду. В отличие от феодалов, считавших физическую работу уделом «неблагородных», божьим наказанием за их грехи, земледельцы рассматривали труд как достоинство, высшую христианскую добродетель.

В поэме Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт» трудовая жизнь крестьянина резко противопоставляется бесчестной жизни рыцаря-тунеядца, к которой стремится крестьянский сын Гельмбрехт-младший. Отец, увещевая непутевого сына, говорит ему «Благодаря твоим трудам и короли упрочат власть, когда свою получат часть. Богатым не был бы богатый – не помогай ему оратай». Еще более резкое противопоставление труженика-крестьянина тунеядцу-рыцарю звучит в немецкой балладе «Крестьянин и рыцарь». На похвальбу рыцаря своей знатностью крестьянин отвечает: «А я горжусь, что я тружусь и хлеб насущный сею. Когда б не сеял я зерно, не рыл бы огород, подох бы с голоду давно твой знаменитый род»...

? Сделайте общий вывод о положении крестьянства в средневековом обществе и его настоящей роли в нем.

Этап актуализации и обобщения

Работа с интерактивной доской

Подпишите элементы феодального поместья

Прочитайте текст и ответьте на вопрос

Прежде всего они (крестьяне) должны давать ко дню осеннего равноденствия 6 мер пива, 3 меры пшеницы для белого хлеба и вспахивать 3 акра… и засевать их, и давать 3 меры ячменя в качестве подати. И сложить урожай в скирды, и нарубить 4 подводы дров в качестве подати, и на Пасху давать 2 овец с ягнятами.

Какие обязанности можно назвать оброком (подчеркните одной чертой), а какие – барщиной (подчеркните двумя чертами)?

Найдите миниатюру «выпадающую» из общего ряда. Объясните ваш выбор

Заполните пропуски в предложении

____________________________– это способ обработки пашни, при котором поле каждый год делится на 3 части. Одна засевается ____________ культурами и дает урожай в тот же год; другая часть засевается осенью _________ культурами и дает урожай на следующий год, а третья часть __________ - «отдыхает».

Чем занимаются эти люди? Для чего каждый из них производил сельскохозяйственные продукты и изготавливал изделия домашнего ремесла? Как называлось такое хозяйство?

? Что было необходимо, чтобы на смену натуральному хозяйству пришло хозяйство товарное?

Именно об этом и пойдет речь на следующем уроке.

Этап рефлексии

Продолжите предложения

- больше всего мне понравилось на уроке…..

- из того, что я узнал меня возмутило ……………

- я задумался над ……………….

- мне захотелось больше узнать о ……………

Домашнее задание: § 11

По группам – составить меню средневекового крестьянина

1 группа – в летний период

2 группа – в осенний период

3 группа – в зимний период

Использованная литература и Интернет-источники

Веб-квест «Путешественники во времени» https://sites.google.com/site/vebkvestputesestvenniki/poradok-raboty/vybor-roli/1-2

Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков: пособие для учителя / Г.М. Донской . – М.: Просвещение, 1997

Кишенкова О.В. История для любознательных.: Задачник. 6-11 кл. В 2-х кн. Кн.1. / О.В. Кишенкова, М.В. Короткова. – М.: Дрофа, 1996.­

Материалы Российского образовательного портала http://historydoc.edu.ru

Материалы Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Материалы сайта учителя истории С. Важенина http://sergeywaz.ucoz.ru/

Материалы блога http://svlk-history.blogspot.ru/2010/09/blog-post_23.html

Средневековая Европа глазами современников и историков: Кн. Для чтения: В 5 ч. Ч. 2 и 3 / Отв. ред. А.Л. Ястребицкая. – М.: Интерпракс, 1995. – 219 с.

Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история. - М.: Аванта+, 2008.

Иллюстрации к презентации

Средневековые миниатюры https://murzim.ru/nauka/istorija/vsemirnaya-istoria/8211-srednevekovyy-krestyanin.html, http://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-v-xvii/85-zhizn-i-byt-krepostnykh-krestyan.html

Схемы поместья http://iknigi.net/avtor-andrey-abramov/94895-vseobschaya-istoriya-istoriya-srednih-vekov6-klass-andrey-abramov/read/page-5.html, http://srednieweka.ucoz.ru/index/feodaly_i_krestjane/0-10

http://srednieweka.ucoz.ru/index/feodaly_i_krestjane/0-10

Схемы http://www.posobiya.ru/SREDN_SKOOL/ISTOR/N201/imagepage5.html

Натуральное хозяйство http://wiki.iteach.ru/index

Средневековый крестьянский дом http://www.ageofbattles.ru/index.php?nav=accessories&set=8532

Замок http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/1068

Раздаточный материал по истории Средних веков http://www.proshkolu.ru/user/myreew/folder/112934/

Видеоматериал

https://www.youtube.com/watch?v=PDIglYFU9vI

Презентация к уроку

Предварительный просмотр презентации

Средневековая деревня и ее обитатели Задания по теме «В рыцарском замке Проверь свои знания

Вся земля принадлежала феодалу и делилась на две части - господскую и крестьянские наделы, остававшиеся собственностью феодала. Господскую землю обрабатывали крестьяне.

Замок феодала Господская земля Пастбище Общинный лес Крестьянские наделы Господский лес Господское пастбище деревня

Оброк – часть урожая, отдаваемая крестьянином господину за пользование участком земли

Барщина — даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работавшего собственным инвентарем в хозяйстве феодала за полученный в пользование участок земли

Повинности средневековых крестьян барщина Оброк Церковная десятина Другие повинности Работать на поле сеньора, в хозяйстве сеньора, на перевозке грузов, строительстве дорог Отдавать 1/10 часть урожая Приносить сеньору часть урожая, овощи, фрукты, сено, ремесленные изделия и т.п. Печь хлеб в печи сеньора, давить виноград на прессе сеньора, являться на суд сеньора Повинности – принудительные обязанности

Виды зависимости средневековых крестьян Судебная Личная Поземельная

община Ремонт мостов и дорог Распределение повинностей Обеспечение порядка в деревне Ремонт и строительство церквей Разрешение конфликтов Распределение надельной земли Помощь вдовам и сиротам

борона соха серп цеп плуг вилы Орудия труда крестьян Назовите орудия. Для каких работ они применялись? Кто их изготавливал? Колесный плуг коса

Пар Яровые Яровые Пар Озимые Пар Яровые В чем преимущества трехполья? Рассчитайте, как увеличится урожайность при переходе с двуполья на трехполье. 1 год 2 год 1 год Яровые Озимые 2 год Пар

Какие работы крестьянина изображены на миниатюрах? В какие сезоны выполнялись работы?

Определите, что имел в своем хозяйстве средневековый крестьянин. Исходя из занятий, сделайте вывод о питании крестьянской семьи.

Выберите продукты питания средневекового крестьянина. Какие из них он употреблял в пищу редко?

Натуральное хозяйство – это хозяйство, при котором продукты и вещи производились не для продажи, а для собственного потребления

Устройство средневековой деревни 1. Замок сеньора 2. Лес сеньора 3. Первое поле 4. Второе поле 5. Третье поле Мельница Церковь и кладбище Колодец Крестьянские дома Сады и огороды

Опишите средневековый крестьянский дом. От чего зависел тип жилища и материал для его строительства? Средневековый крестьянский дом

6 2 3 4 1 5 7 Обстановка дома была очень простой. В большинстве домов не было отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной комнате. Печей с дымоходами долгое время не существовало, дым выходил через окна, которые были маленькими. Поэтому в домах всегда царил сумрак, было чадно и дымно.

Опишите костюм средневекового крестьянина: верхнюю одежду, рубаху, штаны, головной убор, обувь. 2. Мог ли средневековый крестьянин носить длинную тунику? Объясните свой ответ? 3. Как вы думаете, какого цвета была одежда у крестьян? Почему они редко носили одежды яркого цвета? 4. Как вы думаете, из какого материала была сшита крестьянская одежда? Кто ее изготавливал? Одежда средневекового крестьянина

Проверь свои знания Подпишите элементы феодального поместья

Какие обязанности можно назвать оброком (подчеркните одной чертой), а какие — барщиной (подчеркните двумя чертами)? . Прочитайте текст и ответьте на вопрос Прежде всего они (крестьяне) должны давать ко дню осеннего равноденствия 6 мер пива, 3 меры пшеницы для белого хлеба и вспахивать 3 акра… и засевать их, и давать 3 меры ячменя в качестве подати. И сложить урожай в скирды, и нарубить 4 подводы дров в качестве подати, и на Пасху давать 2 овец с ягнятами. Проверь свои знания

Найдите миниатюру «выпадающую» из общего ряда. Объясните ваш выбор Заполните пропуски в предложении ____________________________- это способ обработки пашни, при котором поле каждый год делится на 3 части. Одна засевается ____________ культурами и дает урожай в тот же год; другая часть засевается осенью _________ культурами и дает урожай на следующий год, а третья часть __________ - «отдыхает». Проверь свои знания

Чем занимаются эти люди? Для чего каждый из них производил сельскохозяйственные продукты и изготавливал изделия домашнего ремесла? Как называлось такое хозяйство? Проверь свои знания

Герольд Турнир Забрало Донжон Паж девиз Краткое изречение, объяснявшее смысл герба Главная башня замка Состязания рыцарей в силе и ловкости Глашатай на состязаниях Часть доспеха – металлическая пластина с прорезями для глаз Мальчик 7-15 лет, готовящийся стать рыцарем Установите соответствие между понятием и определением

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Отличная работа. Если вы не против, хотела бы использовать ее на своих уроках.

6 April 2017

Спасибо. Конечно, я не против

21 April 2017