Урок-презентация по биологии в 6 классе на тему «Средневековая деревня и её обитатели»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка урока-презентации
«Средневековая деревня и ее обитатели»
Беловолова Е.Е., учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей № 15» г. Воронежа
Аннотация
Данный урок разработан на основе УМК издательства «Просвещение» (учебник Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков»).
В учебнике § 11 «Средневековая деревня и ее обитатели» включена в главу IV «Феодалы и крестьяне», предшествуя теме «В рыцарском замке», однако, на наш взгляд, целесообразней сначала рассмотреть социальное положение и быт привилегированного сословия феодалов, а затем – жизнь крестьян. Поэтому титульный слайд презентации снабжен навигацией, которая дает возможность педагогу выбрать – актуализировать знания по теме «В рыцарском замке» (перейти по гиперссылке к вопросам) или начать изучение средневековых сословий сразу с темы «Средневековая деревня и ее обитатели».
Тема урока: Средневековая деревня и ее обитатели
Цель урока: достичь образовательных результатов
Личностные результаты: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; отвергать любые способы эксплуатации людей, уважать личное достоинство каждого человека; понимать, что формы жизни людей в группах и сообществах требуют выполнения различных социальных норм.
Метапредметные результаты: уметь выдвигать гипотезы, структурировать тексты; уметь определять понятия, использовать понятия и термины в новых ситуациях, в том числе в практических; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения: уметь классифицировать, интерпретировать схемы.
Предметные результаты: знать и понимать систему социальной дифференциации средневекового западноевропейского общества; уметь давать характеристику основным сословиям, определять их социально-экономический и правовой статус, уметь находить связи между особенностями труда и быта крестьян и природными условиями, общим уровнем развития техники и технологий, особенностями средневекового мировоззрения.
Задачи урока:
На основе работы с текстом учебника, схемами, иллюстративным рядом и документами определить особенности социально-экономического и правового положения крестьянского сословия средневековой Европы;
Определить роль общины в жизни средневековых крестьян;
Раскрыть сущность натурального хозяйства и определить причины его господства в период раннего средневековья;
Создать образ средневековой деревни;
В ходе коллективного обсуждения определить роль крестьян и крестьянского труда в жизни средневекового общества.
Материалы и оборудование: презентация (желательно использование интерактивной доски)
Структура урока
Этап актуализации
В Средние века общество мыслилось как организм, в котором каждый человек занимал отведенное ему место, выполнял отведенные ему функции и должен был поступать соответственным образом.
? Средневековое общество называют еще феодальным. Почему?
? Какова главная обязанность феодала?
? Перечислите основные занятия рыцарей
Задание 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями (при щелчке соответствующие понятия и определения меняют цвет)
Задание 2. Представьте: вы владелец замка, ваше жилище собираются атаковать враги. Как бы вы стали оборонять свой замок? Где расставили бы его защитников?
? Почему замок был сосредоточением жизни целой округи?
? Вспомните признаки социальной группы. Можно ли феодалов назвать социальной группой?
Этап мотивации
? В любом ли обществе существует деление на социальные группы? Есть ли в нем необходимость?
? В какие социальные группы входите вы?
? По какому признаку можно разделить людей на группы?
Этап целеполагания
Посмотрите на название § 11.
? О какой социальной группе пойдет сегодня речь?
? Назовите главный признак, по которому выделяется данное сословие
? Что связывало между собой крестьян и феодалов?
? Предположите, почему автор учебника дал именно такое заглавие материалу о средневековых крестьянах?
Можно ли узнать, какими были эти давно исчезнувшие поселения? В каких отношениях находились друг с другом и с властью их жители? Чем были заполнены их будни и праздники?
Сегодня, мы познакомимся с трудом и бытом средневековых крестьян и определим, какое место в обществе им отводили современники, и какова была на самом деле роль крестьян в жизни средневекового общества.
Информационно-аналитический этап
Господская земля и крестьянские наделы
? Вспомните, каким образом земля становилась собственностью феодала?
? Поразмышляйте, почему вотчина или поместье включали и господскую землю и крестьянские наделы?
Феодал и зависимые крестьяне
Работа с иллюстрацией
? Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, чем заняты люди, изображенные на ней?
Работа с терминами «оброк» и «барщина»
? Какая повинность была тяжелее, на ваш взгляд, оброк или барщина? Почему?
? Что мог феодал предпринять, чтобы заставить крестьян, владевших собственным хозяйством, исправно нести повинности?
? Подумайте, кто в средневековом обществе мог заступиться за крестьян и пресечь произвол землевладельцев? Объясните, почему?
Крестьянская община
Работа со схемой
Труд крестьян
? Укажите название сельскохозяйственных орудий труда и объясните, для чего они применялись. Кто их изготавливал? Какие из орудий труда, по вашему мнению, появились позже других, в чем их особенности?
Есть ли среди орудий труда, которыми пользуются и в настоящее время?
? В чем преимущества трехполья? Рассчитайте, как увеличится урожайность при переходе с двуполья на трехполье.
Работа с миниатюрами
? Какие работы крестьянина изображены на миниатюрах?
? В какие сезоны выполнялись работы?
? Определите, что имел в своем хозяйстве средневековый крестьянин. Исходя из занятий, сделайте вывод о питании крестьянской семьи.
? Выберите продукты питания средневекового крестьянина. Какие из них он употреблял в пищу редко? (при щелчке сначала «исчезнут продукты, которые крестьянин не мог употреблять в пищу в средневековье, при следующем щелчке выделятся продукты, которые он употреблял в пищу редко)
Натуральное хозяйство
Работа с термином «натуральное хозяйство»
? Попробуйте определить, чем было вызвано господство натурального хозяйства?
? Были ли предметы, которые крестьянин вынужден был приобретать?
Как жили крестьяне
? Опишите средневековый крестьянский дом. От чего зависел тип жилища и материал для его строительства?
Варианты работы со слайдом
Внутреннее устройство дома можно рассмотреть с помощью интерактивной схемы. Триггеры позволяют активировать детали интерьера. Нажатие на одну из «кнопок» - появляется изображение и текст, нажатие на само изображение – исчезает.
По гиперссылке также можно перейти к видео (видео, размещенное в интернете, следует обрезать)видео
? Опишите костюм средневекового крестьянина: верхнюю одежду, рубаху, штаны, головной убор, обувь.
? Мог ли средневековый крестьянин носить длинную тунику? Объясните свой ответ?
? Как вы думаете, какого цвета была одежда у крестьян? Почему они редко носили одежды яркого цвета?
? Как вы думаете, из какого материала была сшита крестьянская одежда?
? Кто ее изготавливал?
? Найдите в тексте учебника (стр.91-92) ключевые слова или словосочетания, которые позволили автору учебника передать тяжесть крестьянской жизни в средневековье.
Жизнь крестьянина почти не зависела от событий, происходивших в «большом мире», – крестовых походов, смены правителей на троне, споров ученых богословов.
Гораздо сильнее на нее влияли ежегодные изменения, происходившие в природе, – смена времен года, дожди и заморозки, падеж и приплод скота.
Крестьяне считали, что их зависимое положение установлено Богом, и не выступали против него. Но они требовали уважения к себе и своему труду. В отличие от феодалов, считавших физическую работу уделом «неблагородных», божьим наказанием за их грехи, земледельцы рассматривали труд как достоинство, высшую христианскую добродетель.
В поэме Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт» трудовая жизнь крестьянина резко противопоставляется бесчестной жизни рыцаря-тунеядца, к которой стремится крестьянский сын Гельмбрехт-младший. Отец, увещевая непутевого сына, говорит ему «Благодаря твоим трудам и короли упрочат власть, когда свою получат часть. Богатым не был бы богатый – не помогай ему оратай». Еще более резкое противопоставление труженика-крестьянина тунеядцу-рыцарю звучит в немецкой балладе «Крестьянин и рыцарь». На похвальбу рыцаря своей знатностью крестьянин отвечает: «А я горжусь, что я тружусь и хлеб насущный сею. Когда б не сеял я зерно, не рыл бы огород, подох бы с голоду давно твой знаменитый род»...
? Сделайте общий вывод о положении крестьянства в средневековом обществе и его настоящей роли в нем.
Этап актуализации и обобщения
Работа с интерактивной доской
Подпишите элементы феодального поместья
Прочитайте текст и ответьте на вопрос
Прежде всего они (крестьяне) должны давать ко дню осеннего равноденствия 6 мер пива, 3 меры пшеницы для белого хлеба и вспахивать 3 акра… и засевать их, и давать 3 меры ячменя в качестве подати. И сложить урожай в скирды, и нарубить 4 подводы дров в качестве подати, и на Пасху давать 2 овец с ягнятами.
Какие обязанности можно назвать оброком (подчеркните одной чертой), а какие – барщиной (подчеркните двумя чертами)?
Найдите миниатюру «выпадающую» из общего ряда. Объясните ваш выбор
Заполните пропуски в предложении
____________________________– это способ обработки пашни, при котором поле каждый год делится на 3 части. Одна засевается ____________ культурами и дает урожай в тот же год; другая часть засевается осенью _________ культурами и дает урожай на следующий год, а третья часть __________ - «отдыхает».
Чем занимаются эти люди? Для чего каждый из них производил сельскохозяйственные продукты и изготавливал изделия домашнего ремесла? Как называлось такое хозяйство?
? Что было необходимо, чтобы на смену натуральному хозяйству пришло хозяйство товарное?
Именно об этом и пойдет речь на следующем уроке.
Этап рефлексии
Продолжите предложения
- больше всего мне понравилось на уроке…..
- из того, что я узнал меня возмутило ……………
- я задумался над ……………….
- мне захотелось больше узнать о ……………
Домашнее задание: § 11
По группам – составить меню средневекового крестьянина
1 группа – в летний период
2 группа – в осенний период
3 группа – в зимний период
Использованная литература и Интернет-источники
Веб-квест «Путешественники во времени» https://sites.google.com/site/vebkvestputesestvenniki/poradok-raboty/vybor-roli/1-2
Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков: пособие для учителя / Г.М. Донской . – М.: Просвещение, 1997
Кишенкова О.В. История для любознательных.: Задачник. 6-11 кл. В 2-х кн. Кн.1. / О.В. Кишенкова, М.В. Короткова. – М.: Дрофа, 1996.
Материалы Российского образовательного портала http://historydoc.edu.ru
Материалы Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Материалы сайта учителя истории С. Важенина http://sergeywaz.ucoz.ru/
Материалы блога http://svlk-history.blogspot.ru/2010/09/blog-post_23.html
Средневековая Европа глазами современников и историков: Кн. Для чтения: В 5 ч. Ч. 2 и 3 / Отв. ред. А.Л. Ястребицкая. – М.: Интерпракс, 1995. – 219 с.
Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история. - М.: Аванта+, 2008.
Иллюстрации к презентации
Средневековые миниатюры https://murzim.ru/nauka/istorija/vsemirnaya-istoria/8211-srednevekovyy-krestyanin.html, http://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-v-xvii/85-zhizn-i-byt-krepostnykh-krestyan.html
Схемы поместья http://iknigi.net/avtor-andrey-abramov/94895-vseobschaya-istoriya-istoriya-srednih-vekov6-klass-andrey-abramov/read/page-5.html, http://srednieweka.ucoz.ru/index/feodaly_i_krestjane/0-10
http://srednieweka.ucoz.ru/index/feodaly_i_krestjane/0-10
Схемы http://www.posobiya.ru/SREDN_SKOOL/ISTOR/N201/imagepage5.html
Натуральное хозяйство http://wiki.iteach.ru/index
Средневековый крестьянский дом http://www.ageofbattles.ru/index.php?nav=accessories&set=8532
Замок http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/1068
Раздаточный материал по истории Средних веков http://www.proshkolu.ru/user/myreew/folder/112934/
Видеоматериал
https://www.youtube.com/watch?v=PDIglYFU9vI
Юлия Митрофанова
Беловолова Е.Е.