12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гильметдинова Гюзель Муфахаровна51
Россия, Башкирская респ., р-н Мечетлинский, с. Алегазово

Министерство образования и науки Российской Федерации

филиал МОБУ Башкирская гимназия с. Большеустьикинское СОШ с. Алегазово МР Мечетлинский район Республика Башкортостан










t1642267287aa.gif





Провела: Гильметдинова Гюзель Муфахаровна –

учитель истории и обществознания

филиала МОБУ Башкирская гимназия

с. Большеустьикинское СОШ с. Алегазово














Технологическая карта урока.


Название предмета: История России


Класс – 6


Тема: «Становление Древнерусского государства»


Цели:

- рассмотреть предпосылки складывания государства у славян;

- охарактеризовать степень участия варягов в создании государства и системы управления.

Задачи:

образовательная - узнать, каким образом формировалось Древнерусское государство, продолжить формирование понятий: дань, варяги, князь, дружина, «путь из варяг греки», государство. Личности: Рюрик, Олег.

развивающая – развитие речи, коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли, познавательного интереса учащихся.

воспитательная — содействовать формированию у учащихся умения совместной работы в группе при рациональном разделении труда, внимательно слушать учителя и друг друга; осознанию истории родного края, как элемента исторического процесса.


Место урока в системе уроков данного раздел: четвертый урок по теме «Русь в IX-в первой половине XIIв. »

Тип урока: урок первичного предъявления знаний.

Основные термины и понятия: дань, варяги, князь, дружина, «путь из варяг греки», государство. Личности: Рюрик, Олег.


Межпредметные связи: литература, география.

Наглядность: презентация

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Девиз урока:

«И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам… Сказали… чудь, меря, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».​​​​​​​

Стадии урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент

Приветствие


I стадия

Вызов:

- актуализация

имеющихся знаний;

- пробуждение

интереса к

получению новой

информации;

самостоятельно

определяют тему

урока.




















II стадия

Осмысление

содержания


- получение новой

информации.




Кто наши предки?

Как называется территория, которую заселили наши предки – восточные славяне?

Как они расселились по Восточно-европейской равнине?

Чем занимались?

Включается проектор со слайдами, где 1-й слайд демонстрирует территорию славянских племен уже объединенную, но без названия.

Проводит аналогию с германскими племенами: после того германские племена овладели территориями бывшей Римской империи, какой был их следующий шаг?

Историю какого государства вы изучили?

А что будут делать восточные славяне после того как освоили Восточно-Европейскую равнину?

Таким образом, какую тему мы будем изучать с вами сегодня?








1.С чего начнем?

Откройте с. 38 и прочтите эпиграф. Из какого он источника?

Соответствует ли этот эпиграф теме урока, которую вы определили сами?


2. А как можно создать государство? На с. 41 есть карта, внимательно посмотрите. Подумайте, почему на ней выделены части более темным цветом. Слайд №2


Возникает вопрос – почему выделяются эти 2 города?


3.Откроем с. 39 п.1, абзац 1 и начнем проверять нашу версию.

Что заставило объединиться?

Какие это были племена?

Кто их защищал? Ведь славяне мирные земледельцы.



Мы снова работаем первоисточником: с. 48 текст 1 «Призвание варягов».

Что произошло в 862 г.?

Какие были последствия?

Что это значит?


Слайд №3

Раз не стало покоя, какие будут предприниматься шаги?


Кто пришел на эти земли?


Слайд № 4-5

А где эти события происходили?


Какой можно сделать вывод?

Но есть точка зрения (по Ломоносову), что он был славянином с южного побережья Балтийского моря.





Восточные славяне.

Восточно-Европейская равнина.

Север, центр, юг. 2 города-центра.

Земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, ремесло, торговля.




Начали создавать государства



    Франкского

   Тоже будут создавать свое      государство.



Ребята формулируют тему урока: « Образование Древнерусского государства»

и формулируют личную цель урока: как это происходило?

Запись темы урока

(1 слайд презентации)



 «Повесть временных лет».

 

Да. Речь о князе, который      будет их правителем.


Работа с материалом учебника с. 41. Приходят к выводу, что это два племенных союза с центрами Новгород и Киев, и им нужно объединиться.

Они центры торгового пути из «варяг в греки».


Причины объединения:

- для борьбы с набегами воинственных соседей;


- варяги. Им за это платили дань.

Записывают в тетрадь.



Варягов изгнали – не хотят платить дань.

«и не стало правды..»

Междоусобные войны между племенами, родами.


«И пошли за море к варягам, к руси…


Рюрик, Синеус, Трувор.- призвание варягов.



В северной части. Озеро Ильмень

Князь Рюрик был иноземцем.


Запись в тетради

























4.А что интересно происходило на юге?

Откроем с. 40 абзац 2 и через комментированное чтение узнаем о том, что нам нужно.

Из какого они племени?

Обратим внимание, что в тексте учебника есть и другая точка зрения – они были хазарами.

Слайд № 6-7

Как вы думаете, какое умозаключение можно сделать на основе полученных сведений?

Как вы думаете, почему? Используйте не только свой вывод, но данные из3 абзаца с.40



Физкульминутка.

5.Продолжаем работу. Как мы видим, единой Руси пока нет. Есть два племенных центра. Наша задача проследить за дальнейшими событиями.

В 879 г. Рюрик умер, умерли и его братья. Кто теперь будет князем? Слайд № 8-9 изучаем родословную. Обратим внимание, в скобках даты правления, а не жизни. Даты правления Игоря гораздо позже. Почему?

Да, до его совершеннолетия князем стал Олег. По родословной видно, что он не родственник. Скорее всего, его выбрала дружина, потому что в то время нее многое зависело.

Вы уже слышали его имя из поэмы А.А.Пушкина «Вещий Олег»:

Как ныне сбирается Вещий Олег Отмстить непокорным хазарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам.

В год 882 выступил Олег в поход на Киев, взяв с собою варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей. А в Киеве том княжили Аскольд и Дир (слайд №10 )-дружинники, пришедшие когда-то с Рюриком в Новгород. Но их путь лежал в Константинополь. Проплывая мимо Киева, они узнали, что город остался без правителя. Горожане, узнав кто они, попросили их остаться. Вызвал их обманным путем Олег и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода». И убили Аскольда и Дира».


Скажите, почему князь Олег так поступил?

Чтение  по очереди:

- первые князья братья Кий, Щек и Хорив построили г. Киев

Поляне.





Славяне сами не могли объединиться. Их объединили иноземцы.

Славяне могли самостоятельно, просто пришлым людям было проще решить их проблемы:они ни с кем не связаны.

Записывают в тетрадь



Слушают рассказ учителя.







должен сын Рюрика Игорь.

Наверное, он был маленьким






















- необходим полный контроль над торговым путем.























III. Рефлексия


-размышление,

рождение нового

знания;





Что получилось в результате захвата Киева?


И возникновение государства Киевская Русь. Когда это произошло? Кто внимательно слушал мой рассказ?

По словам Олега Киев стал матерью городов русских».

Попутно Олег подчинил древлян. северян, радимичей. (слайд №11 карта)

Но как оказалось, это было еще не все, чего хотел князь Олег. Слайд № 12

В 907 и 911 гг. он совершил 2 военных похода на Константинополь. В результате были заключены выгодные для руси торговые договоры.

Олегов щит (Пушкин)

Когда ко граду Константина
С тобой, воинственный варяг,
Пришла славянская дружина
И развила победы стяг,
Тогда во славу Руси ратной,
Строптиву греку в стыд и страх,
Ты пригвоздил свой щит булатный
На цареградских воротах.

Я сказала Константинополь, а в стихотворении и под иллюстрацией на с. 43 дано название Царьград. Не удивляйтесь, так Константинополь называли на Руси.


- Итак, мы завершаем наш урок и можем ли дать утвердительный ответ о том, что на карте мира того времени возникло новое государство?

- что заставило племенные союзы объединиться?



Слайд №13

Кто встал во главе первой династии русских князей?

Какому князю посвятил свою поэму А.С.Пушкин?

Какие события произошли в: 862 г.,882, 907, 911 г.



Объединение двух племенных центров, стоящих на торговом пути «из варяг в греки».

   882г.







   Запись в тетради.


Работа с иллюстрацией на с. 43.




Запись в тетради







   Да.


- для борьбы с набегами воинственных соседей;

- необходимость полного контроля над торговым путем «из варяг в греки».


Князь Рюрик


Князю Олег

Подведение итогов


Домашнее задание



Для всех учащихся:параграф 4 до с.43, з.1 с. 47


Используемая литература:

История России. - 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: (И.Л.Андреев, И.Н.Федоров).- М.: Дрофа, 2016

Методическое пособие для учителей.- М.: Дрофа, 2016

















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.