Стартовая контрольная работа по биологии в 6 классе

11
15
Материал опубликован 3 July 2017

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку "Проверочная работа по биологии (экологии)"

Составила: Чухрий В.В.,

учитель биологии МОУ СОШ №9

г. Буя Костромской области

Стартовая контрольная работа по биологии в 6 классе

Инструкция к заданиям

1.Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 6 класса за курс биологии 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС как стартовой аттестации и осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования УУД в учебной, познавательной, социальной практике.

2.Содержание и структура стартовой контрольной работы за курс 5 класса определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования и содержания учебника, включённого в Федеральный перечень на 2016/2017 учебный год: В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения».

3. Подход. Стартовая контрольная работа по биологии в 6 классе основана на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах в обучении. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; определение основной и второстепенной информации.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.Варианты стартовой контрольной работы состоят из 10 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям. Задания 2,3,5 основаны на изображениях конкретных биологических объектов, статистических таблицах и требуют анализа изображений и статистических данных. Задание 1 требует знания названий биологических дисциплин, изучающих живые объекты. Задание 4,6,7 требует знаний строения растительной клетки и тканей. Задание 8 требует изменения предложенной последовательности эволюционного развития групп растений, построение новой модели последовательности. Задание 9 предполагает заполнение пропусков в тексте биологического содержания с помощью терминов из предложенного перечня по теме: грибы, бактерии. Задание 10 требует применить знание названия объекта и установления соответствующего признака по форме жизни.

5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки:

Таблица 1

Код

Проверяемые элементы содержания

1

Биология – наука о живых организмах

1.1

Биология как наука. Биологические дисциплины.

1.2

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость), их проявление у бактерий, грибов, растений.

2

Клеточное строение организмов

2.1

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма. Методы изучения клетки.

2.2

Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка.

2.3

Ткани растений.

3

Многообразие организмов

3.1

Организм. Одноклеточный организм. Многоклеточный организм. Принципы классификации.

3.2

Царства живой природы: бактерии, грибы, растения.

4

Среды жизни

4.1

 

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания.

4.2

Приспособления организмов к среде обитания.

5

Царство Растения

5.1

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека.

5.2


Группы растений. Ткани и органы растений. Жизненные формы растений.

5.3

Химический состав клеток растений.

6

Многообразие растений

6.1

Классификация растений. Эволюционная последовательность групп растений.

7

Животные

7.1

Многообразие животных. Среды обитания.

6. Типы заданий, сценарии выполнения заданий, баллы и система оценивания

                                                                                                              Таблица 2

задания

На что направлено

Что нужно сделать в задании

Как нужно сделать

Баллы

1 задание

Умение определять понятия, создавать обобщения. Умение выделять из списка понятие.

Определить и выбрать науку из предложенного списка

Подчеркнуть одно понятие в предложенном списке

1

2 задание

Умение определять понятия, создавать обобщения. Умение выделять из списка свойство объекта.

Рассмотреть рисунок. Выбрать свойство объекта из предложенного списка слов

Вписать в ответ правильно выбранную цифру свойства объекта

1

3 задание

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и устанавливать соответствие

Рассмотреть рисунок, список слов и установить соответствие объекта и среды обитания

В ответ в форме таблицы вписать выбранные буквы, соответствующие цифрам

3 (за каждое правильно установленное соответствие – 1 балл)

4 задание

Умение определять понятия, создавать обобщения. Умение закончить текст понятием (термином).

Прочитать задание и текст. Закончить текст, предложение термином.

В ответ самостоятельно вписывают термин.

1

5 задание

Умение анализировать текст, таблицу, устанавливать причинно-следственные связи, находить нужный объект и обосновывать свой выбор.

Анализ текста и таблицы. Выбор продукта и обоснование своего выбора.

Вписать из таблицы в ответ название продукта. Написать обоснование.

2 (1 балл, если не написано обоснование)

6 задание

Умение определять понятия, создавать обобщения. Умение самостоятельно определить признак объекта.

Читать, анализировать текст, делать заключение в форме понятия (термина).

В ответ записывают термин (понятие).

1

7 задание

Умение представить, вспомнить особенности строения.

Вспомнить и написать виды покровной и проводящей ткани

Пишут в ответ названия тканей

2 (за каждое правильное название – 1 балл)

8 задание

Умение устанавливать последовательность объектов в порядке усложнения, создавая модель, схему. Умение анализировать и делать выбор.

Прочитать объекты, расставить их в порядке эволюционного усложнения, следовательно, создать новую модель, схему.

Записывают цифры в порядке эволюционного усложнения объектов, начиная с низшего.

5 (каждая правильно поставленная цифра в последовательности – 1 балл)

9 задание

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Умение выбрать из предложенного текста и вставить пропущенные термины.

Прочитать текст. Выбрать из списка пропущенные слова и вставить цифры.

Записать в ответ последовательность цифр по тексту.

6 (за каждое правильное слово, вставленное в текст – 1 балл)

10 задание

Умение соотносить объект с выбранным признаком

Установить соответствие между объектом и признаком

Ответ в форме таблицы. Записать буквы, соответствующие цифрам

6 (за каждое правильно установленное соответствие – 1 балл)

ИТОГО

     

28

7. Распределение заданий стартовой работы по уровню сложности

В таблице представлена информация о распределении заданий стартовой работы по уровню сложности. Таблица 3

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Номера заданий

Количество баллов

Базовый

5

1,2,4,6,7

1;1;1;1;2

Повышенный

5

3,5,8,9,10

3;2;5;6;6

Итого

10

 

28

8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 28 баллами.

Правильный ответ на задания 1,2,4,6 оценивается по 1 баллу. На задание 3 - в 3 балла. На задания 5,7 по 2 балла. На задание 8 - в 5 баллов. На задания 9,10 - по 6 баллов.

9. Отметки по пятибалльной шкале

Таблица 4

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-9

10-16

17-23

24-28

10. На выполнение стартовой работы по учебному предмету «Биология» дается 45 минут.

11. Рекомендации по подготовке к стартовой работе: повторить материал за курс 5 класса

Контрольно-измерительный материал

Вариант 1

1.Ученик рассмотрел под микроскопом картофельную палочку и увидел её способ передвижения. Какая наука изучает такие организмы? Подчеркните правильный ответ в списке наук:

Микология, ботаника, зоология, бактериология

2.Рассмотрите рисунок. Определите, какое свойство живого организма растения мимоза здесь проявляется? Выберите свойство из предложенного списка слов. Напишите выбранную цифру в ответ.

Список слов:

1.Обмен веществ

2.Рост

3.Развитие

4.Размножение

5.Раздражимость

 

Ответ:______________
 

 

3.Внимательно рассмотрите картинку и определите среды обитания живых организмов. В ответ около каждой цифры животного поставьте букву названия среды его обитания. Слова выберите из предложенного списка.

Список слов:

А. Водная

Б. Живой организм

В. Наземно-воздушная

Г. Почвенная

Ответ:

1

2

3

     

4.Прочитай текст и допиши слово. Слово, которое показывает название пластид, напиши в ответ.

В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – пластиды. У растений пластиды могут быть разных цветов: зелёные, оранжевые, бесцветные. Зелёную окраску листьев определяют пластиды - ……...

Ответ: ________________

5. Прочитайте текст.

В состав зерен входят различные углеводы, прежде всего крахмал, клетчатка и сахара. Они являются основным источником энергии для живых организмов. Какой продукт вы посоветуете употреблять в пищу спортсмену?

Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о содержании углеводов в хлебных продуктах. Какой продукт вы посоветуете использовать спортсмену и почему? В ответ напишите объяснение своего выбора.

Ответ: Название продукта: ________. Объяснение: _________________

6.Ученик под микроскопом рассматривал лист элодеи и заметил, что хлоропласты передвигаются. Ученик сделал вывод, что цитоплазма клетки ……..

В ответ напишите слово о цитоплазме.

Ответ: __________

7.Ствол дерева защищают два вида покровной ткани. Назови их.

Ответ: __________,__________

8.Перед тобой список групп растений. Расставь их в порядке эволюционного усложнения, начиная с низшей группы растений. Запиши ответ в форме последовательности цифр.

Список: 1-риниофиты, 2-папоротники, 3-водоросли, 4-покрытосеменные, 5-голосеменные

Ответ: ________________

9. Прочитай текст, выбери из списка нужные слова и вставь пропущенные цифры. Окончания слов могут изменяться. В ответ запиши цифры в правильной последовательности по тексту.

Текст

Бактерии и грибы участвуют в …………. Некоторые грибы, как и бактерии бывают ….. Примером такого гриба является ….. Из гриба ….. делают антибиотики. Тело гриба - это….. Некоторые шляпочные грибы образуют с корнями растений ….

Список слов:

1.Многоклеточные

2.Одноклеточные

3.Круговорот веществ в природе

4.Пеницилл

5.Мукор

6.Грибница (мицелий)

7.Микориза

8.Лисичка

Ответ: ______________

10. Соотнеси название растений с их формой жизни. Ответ заполни в форме таблицы. Под каждой цифрой растения поставь букву формы жизни

Растения                                                                                  Форма жизни

1.Ромашка лекарственная                                            А – дерево

2.Клён ясенелистный                                                   Б – кустарник

3.Черника                                                                  В – трава

4.Крыжовник                                                              Г – кустарничек

5.Осина

6.Мох сфагнум

Ответ:

1

2

3

4

5

6

           

Вариант 2

1.Ученик рассмотрел под микроскопом мукор и увидел множество ядер в клетке. Какая наука изучает такие организмы? Подчеркните правильный ответ в списке слов:

Микология, ботаника, зоология, бактериология

2.Рассмотрите рисунок. Определите, какое свойство живого организма растения пшеница здесь проявляется? Выберите свойство из предложенного списка слов. Напишите выбранную цифру в ответ.

Список слов:

1.Обмен веществ

2.Рост

3.Развитие

4.Размножение

5.Раздражимость

 

Ответ:______________

 

 

3.Рассмотрите рисунок. Определите среду обитания организмов. В ответ около каждой цифры организма поставьте букву названия среды его обитания. Слова выберите из предложенного списка.

Список слов:

А. Водная

Б. Живой организм

В. Наземно-воздушная

Г. Почвенная

Ответ:

1

2

3

     

4.Прочитай текст и допиши слово. Слово, которое называет пигмент зелёных пластид, напиши в ответ.

В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – пластиды. У растений пластиды могут быть разных цветов: зелёные, оранжевые, бесцветные. Зелёную окраску листьев определяет пигмент ……...

Ответ: ________________

5. Прочитайте текст.

В состав костей человека входит фосфор и кальций. У спортсменов большая нагрузка приходится на костно-мышечную систему. Также ему необходимо и много энергии. Углеводы – это источники энергии. Рассмотрите таблицу и посоветуйте спортсмену употреблять в пищу тот продукт, который будет обеспечивать организм достаточным количеством фосфора, кальция и давать много энергии для движения. В ответ запишите объяснение своего выбора.

Ответ: Продукт: __________. Объяснение: ____________

6.Ученик выполнял лабораторную работу. Он сделал тонкий поперечный срез листа и увидел, что клетки не распались. Они соединены друг с другом. А когда делал срез мякоти спелого арбуза, то клетки распадались друг от друга. Что разрушено между клетками?

Ответ: ___________

7.По стволу дерева по проводящим тканям передвигаются органические и неорганические вещества. Какие два вида проводящей ткани имеются в стволе дерева?

Ответ: _________, ________

8.Прочитай список растений. Расставь их в порядке эволюционного усложнения, начиная с низших. Запиши ответ в виде последовательности цифр.

Список: 1-кукушкин лён, 2-хламидомонада, 3-папоротник орляк, 4-одуванчик лекарственный, 5-сосна обыкновенная.

Ответ: __________________

9.Прочитай текст, выбери из списка нужные слова и вставь пропущенные цифры. Окончания слов могут изменяться. В ответе запиши цифры в правильной последовательности по тексту.

Текст

Бактерии – это …… организмы. В их клетках отсутствует …… По способу питания готовыми органическими веществами их делят на группы: ….., …… Размножаются….. Переносят неблагоприятные условия в форме……

Список слов:

1.Делением на две части

2. Споры

3.Многоклеточные

4.Одноклеточные

5.Семенами

6.Паразиты

7.Сапротрофы

8.Оромленное ядро

9.Хромосома

Ответ: _________________

10. Соотнеси название растений с их продолжительностью жизни. Ответ заполни в форме таблицы. Под каждой цифрой растения поставь букву продолжительности жизни

Растения                                                                     Продолжительность жизни

1.Ромашка лекарственная                                 А – многолетнее

2.Клён ясенелистный                                        Б – двулетнее

3.Морковь                                                       В – однолетнее

4.Репа

5.Тюльпан

6.Смородина

Ответ:

1

2

3

4

5

6

           

Правильные ответы

№ задания

1 вариант

2 вариант

1

Бактериология – 1 балл

Микология- 1 балл

2

5 – 1 балл

3 – 1 балл

3

1

2

3

В

А

Г

за каждое правильно установленное соответствие – 1 балл

1

2

3

В

Г

Г

за каждое правильно установленное соответствие – 1 балл

4

Хлоропласты – 1 балл

Хлорофилл – 1 балл

5

Продукт: сушки простые из пшеничной муки 1 сорта – 1 балл

Объяснение: они содержат 72,9% углеводов, это больше, чем в других продуктах – 1 балл

Продукт: сухари ржаные – 1 балл

Объяснение: они содержат кальция – 44,0%, фосфора – 309,0% - это больше, чем в других продуктах; 70,6% углеводов – достаточно высокое содержание – 1 балл

6

Живая (или движется) – 1 балл

Межклеточное вещество – 1 балл

7

Кожица – 1 балл

Пробка – 1 балл

Сосуды – 1 балл

Ситовидные трубки – 1 балл

8

31254 (за каждую цифру, правильно поставленную – 1 балл)

21354(за каждую цифру, правильно поставленную – 1 балл)

9

325467 (за каждую цифру, правильно поставленную, – 1 балл)

486712 (за каждую цифру, правильно поставленную, – 1 балл)

10

1

2

3

4

5

6

В

А

Г

Б

А

В

1

2

3

4

5

6

В

А

Б

Б

А

А

Итого

28 баллов

28 баллов

Источники:

картинка мимозы - http://fb.ru/article/242800/razdrajimost---eto-razdrajimost-i-vozbudimost

картинка почвенных обитателей - https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=24d73daac6def37626868dffe1b37b7a-l&n=13

среды обитания - https://www.litres.ru/static/bookimages/12/60/49/12604994.bin.dir/h/i_011.jpg

пшеница - https://kaz-ekzams.ru/uploads/posts/2010-08/1283007003_313e42303d383a30-13.jpg

таблицы - Яндекс. Картинки.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Ирина Михайловна!

4 July 2017

Мне очень понравилась данная разработка. Вы молодец!

7 July 2017

Спасибо, Елена Владимировна.

7 July 2017

Разработка очень интересная. Яркое оформление. Мне кажется, что для среднего ученика уровень высоковат. Особенно 5 задание. Как итоговая контрольная работа будет изумительна, но как стартовая контрольная работа, на мой взгляд, несколько сложновато. Хотя подбор детей в классах бывает разным.

2 August 2017

Спасибо, Юлия Александровна. В любой контрольной есть такие задания, которые могут выполнить не все учащиеся. Слабый ученик может выполнить ряд заданий простых или средних. А сильный ученик выполнит более сложное задание. Такие задания - это пища для ума сильного ученика. Так и должно быть, у всех учащихся разный интеллектуальный потенциал. И нужно дать возможность каждому ученику его проявить. Например, у меня бывший 5а придут в 6а класс как участники ЯКласс. Работаем на этом сайте 2 год. Там задания ещё покруче. И отметки у всех будут разные. Это моё мнение.

2 August 2017

Очень интересный материал. Задания дифференцированные. Направлены на разный уровень подготовки ребят. Проверяют остаточные знания после лета. А это главное, чтобы знать, с чего начать новый учебный год. К тому же, приучают к форме заданий ГИА. Биологию выбирают учащиеся ежегодно. Спасибо!

20 August 2017

Добавила себе в избранное, чтобы воспользоваться в новом учебном году!

20 August 2017

Очень рада, что пригодится. Спасибо!

20 August 2017

Отличный пример как разрабатывать КИМы. Сколько времени уходит у вас на разработку таких заданий?!!! И раздаете детям тоже в цвете? Вы большой МОЛОДЕЦ!!!

20 August 2017

Спасибо за комментарии, Татьяна Александровна и Инна Анатольевна! Раздавать контрольную детям нужно в цвете, особенно детям с ОВЗ по зрению (там ещё шрифт увеличивается). Но в цвете для обычных школьников не всегда получается, дорогостоящее . Иногда договариваемся с родительским комитетом и решаем эту проблему. Постепенно можно накопить разных контрольных, распечатанных на цветном принтере.

20 August 2017

Вера Васильевна, спасибо за возможность посмотреть, как должно быть выполнено методическое обоснование самостоятельной работы по ФГОС! Беру Ваш опыт на вооружение! постараюсь разработать и достойно оформить проверочную работу по истории и обществознанию!

15 January 2018

Спасибо, Вера Васильевна за контрольную работу - использовала ее при подготовке к ВПР. Замечательные задания, четкие картинки, разнообразные интересные дифференцированные задания! С уважением, Н. Н. Жукова

23 February 2018

Уважаемые учителя специально тут зарегистрировался чтобы донести мнение родителей! Во первых это материал не 5 класса-если что стартовая контрольная рассчитана на начало учебного года, когда дети только вышли с каникул и ещё не начали проходить программу 6 класса. Вот и нашим детям довелось писать вашу контрольную работу. Мы родители а шоке, по вашей контрольной уровень знаний у нас меньше 20%. До 5 задания справились многие, но дальше почти никто. Вы детям то давали ваши контрольные или вы их для себя рисуете. Может классы с очень углубленной программой их и напишет. Это контрольная работа не 5 класса и не стартовая 6 класса. Вы из детей лепите двоечников. Реальные программы надо создавать, а не виртуальные, которые без интернета дети не напишут. Думайте уважаемые учителя про планку которую вы устанавливаете, вам же и вашим ученикам через неё прыгать придётся!!!!!!

26 September 2019