12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Светлана18 Самарская обл. |
СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ХОДЕ НОД ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ХОДЕ НОД ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Елизарова С.В., учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад №1» г.о. Самара
Физическое, соматическое и психическое здоровье ребенка любого возраста во многом определяется удовлетворением его биологической потребности в двигательной активности, являющейся основным источником полноценного развития детского организма. В условиях образовательно-воспитательного процесса в детском саду речь должна идти о статико-динамическом режиме, отражающем целесообразную смену покоя и двигательной активности с максимальным удовлетворением последней.
Обеспечение статико-динамического режима в жизнедеятельности детей должно способствовать:
- поддержанию их психоэмоционального тонуса в кратковременный (занятие, день) и долговременный период;
- совершенствованию физического развития во всех его аспектах;
- профилактике мышечного утомления на занятиях статического плана и через это поддержанию работоспособности ребенка.
Дети с задержкой психического развития характеризуются повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью. В связи с этим их произвольное внимание сильно колеблется, что приводит к ошибкам в выполнении заданий.
Занятия по окружающему миру, по формированию элементарных математических представлений, по развитию речи содержат в своей структуре в большинстве случаев пальчиковую гимнастику и физминутку. Пальчиковая гимнастика проводится перед выполнением заданий, связанных с письмом и рисованием. Физминутку педагог организует в середине занятия. Их продолжительность составляет от 2 до 3 минут, или от 7% до 10% от времени занятия. Такой физической активности бывает явно недостаточно, что приводит к быстрой утомляемости и отвлекаемости детей с ЗПР.
Поэтому свои занятия я строю по следующей схеме:
1) Оргмомент: выполнение упражнения на межполушарное взаимодействие, которое позволяет детям сконцентрировать внимание;
Примеры упражнений
Смысл упражнений заключается в ритмичной смене любых движений рук. Важно повторить последовательность несколько раз, не сбившись. Если трудно выполнить упражнение молча, то можно помочь себе включив речь, т.е. упражнение выполнять под счет. Но в итоге упражнять упражнения выполняется молча.
1. Кулак - ладонь. Кулак держат вертикально, ладонь лежит на столе. Меняем положение рук на два счета: Раз - два. Усложнение - через хлопок.
2. Кулак - ребро. Кулак держат на столе горизонтально, ладонь - ребром. Меняем положение рук на счет: Раз - два. Усложнение - через хлопок.
3. Кулак - палец вверх. Кулак держат на столе горизонтально, другой кулак держат вертикально, большой палец нарпавлен вверх. Меняем положение рук на счет: Раз - два. Усложнение - через хлопок.
2) Основная часть занятия: подбираются задания, которые позволяют детям вставать, передвигаться по помещению:
- например, подойти к отдельному столу, взять коробку с карандашами, контейнер с раздаточным материалом, затем пройти и сесть на своем место;
- на каждом занятии предлагаю задания, в котором дети могут встать, выбрать картинку с подходящим предметом/цифрой/буквой и прикрепить ее высоко на доску (при этом ребенок должен дотянуться до определенного на доске места); причем эти задания дети выполняют друг за другом, следят за соблюдением очереди, что не позволяет им отвлекаться;
- при выполнении «письменных» заданий по ФЭМП, подготовке к грамоте, окружающему миру слежу за правильной посадкой детей и степенью наклона головы к столу; между заданиями выполняем физические упражнения, сидя на стульчиках: ритмичное поднимание поочередно/одновременно рук вверх на счет от 1 до 4 (5, 6… 10, по мере изучения цифр; «Толкаем небо»); «Достаем воду», «Наклоны в стороны» и т.д.
- тот ребенок, который задание выполнил, выпрямляется, садится прямо, закладывает руки за голову и прогибает спинку. Таким образом, он «сообщает», что задание выполнено, можно подойти к нему и проверить;
- на занятиях предлагаю детям задания, в которых нужно закрыть глаза, досчитать до пяти, а затем посмотреть и сказать, что изменилось в местоположении картинок на доске, или какой картинки не стало; может выполняться гимнастика для глаз, формирующая движения глаз по различным траекториям;
- после середины занятия проводим короткую подвижную игру, а не физминутку. Подвижная игра подбирается одна на всю тематическую неделю. Она должна иметь простые правила.
Например, в теме недели «Сад. Фрукты» проводили игру «Овощи, фрукты, салат!», в которой по команде педагога «Овощи!» дети садились на корточки (овощи растут на грядках), «Фрукты!» - вставали и поднимали руки, изображая деревья, «Салат!» - бегали в разных направлениях. Команды подаются в разных сочетаниях.
Подвижная игра «Ниточка-иголочка» (тема недели «Одежда»)
Один из играющих - «иголка». За ним цепочкой, взявшись за руки, встают не более 5 игроков, они изображают «нитку». «Иголка» ведет «нитку» вперед, огибая любые препятствия (стулья, кубики, кегли, расставленные на полу). При этом взрослый может перечислять действия с иглой, например: «Мы платье подшиваем, цветок на платье вышиваем, пояс вшиваем, дырку зашиваем, пуговицу пришиваем и т.д.» Когда перечисление заканчивается, то делают «узелок»: «иголка» подныривает под руки перед последним игроком и вся ниточка проходит в получившиеся ворота за ней. У последнего игрока запутываются руки - получился «узелок»! Выбирается «иголка» по желанию детей.
Подвижная игра «Мороз Красный нос» (тема недели «Зимушка-зима»)
На противоположных концах площадки обозначают два «дома», в одном из них собираются играющие. По считалке выбирают водящего - это «Мороз Красный нос». На него надевают красный колпак. Он говорит: «Я - Мороз Красный нос. Кто из вас решиться в путь-дороженьку пуститься?»
Играющие отвечают: «Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают через площадку в другой «дом». «Мороз» догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг «Мороз Красный нос», и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают нового водящего и игра начинается заново.
Подвижная игра «Филин и воробьи» (тема недели «Зимующие птицы»)
Выбирается водящий - «Филин», остальные дети - воробышки. На команду «День!»: «воробьи» бегают, чирикают, прыгают; «Филин» спит. На команду «Ночь!»: «воробьи» должны замереть и не двигаться, «Филин» ходит среди них и смотрит: если кто из детей пошевелился, моргнул, того он хватает и ведет в свое дупло, этот ребенок становится «филином». Игра повторяется несколько раз.
- после подвижной игры, уже сидя на своих местах, дети выполняют дыхательные упражнения;
- и выполняют оставшиеся задания.
3) Завершение занятия: дети приносят со своих мест листы, карандаши и другой раздаточный материал на отдельно стоящий стол.
Таким образом, динамический режим проведения занятия позволяет повысить работоспособность детей с ЗПР, предупредить наступающее у них утомление, и тем самым способствовать лучшему усвоению знаний.
Список литературы
1. Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. -М.: ТЦ Сфера, 2014.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
3. Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.