Статья

0
0
Материал опубликован 20 September в группе

Антошина Александра Павловна

МБОУ ««КШ» Надежда» г. Южно-Сахалинска»

Должность - учитель начальных классов

e-mail: Nikiforova.s4sha@yandex.ru



Подвижная игра «Прятки» как средство по обучению ориентировке в макропространстве слепых младших школьников во внеурочной деятельности



Пространственная ориентация слепых людей является сложным когнитивным процессом, который зависит от взаимодействия различных психических функций, таких как восприятие, наблюдение, узнавание предметов и явлений, воспроизведение предыдущих представлений, мышление и многие другие. Это требует от слабовидящих значительных усилий как на физическом, так и на волевом уровне. Пространственная ориентация подразумевает умение выбирать направление движения и удерживать его, умение составлять представление о расположении предметов на основе воспринимаемых анализаторами признаков, а также способность достигать цели движения, постоянно оценивая взаимное расположение окружающих предметов и свое местоположение относительно них.

Цель – сформировать навыки и умения пространственного ориентирования, развить мобильность ребенка с нарушенным зрением. 

Основные задачи:

Формирование знаний об ориентировке в окружающем пространстве «от себя», от другого человека;

Формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умения анализировать информацию, полученную с помощью сохранных анализаторов, объединять их в единый образ и применять в практической ориентировке;

Обучение ориентировки в макропространстве (замкнутом – школа, класс;) с точкой отсчета «от себя»;

Обучение ориентировки в макропространстве (замкнутом) с точкой отсчета «от предметов» («между предметами»);

Обучение моделированию предметно-пространственных построений, помещений школы;

Формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

Для достижения цели была подобрана подвижная игра «Прятки» (Приложение 1.). Стоит отметить, что правила игры не ограничиваются только лишь нахождением ребят, допускается поиск спрятанного предмета.

С помощью игры у учащихся формируются следующие навыки:

Ориентировка на слух (умение слушать и определять место, где был слышит звук);

Ориентировка на запах (умение запоминать, как пахнет человек или предмет и определить его местонахождение);

Создание в голове схемы класса (расположение столом, стульев, шкафов, раковины, урны и др.);

Умение соотносить размер места со своим телом (поместится ли в выбранном месте человек, можно ли пройти между чего-либо);

Анализируют информацию, полученную при нахождении ребят (запоминание различных мест и придумывание новых).

Таким образом, навыки ориентировки в пространстве у слепых детей младшего школьного возраста будет более успешным при использовании подвижной игры.



Приложение 1.

«Прятки»

Подготовка: выбирают водящего, который становится в одном из углов площадки.

Игра: все игроки тихо прячутся. Когда все спрятались, по сигналу учителя, все хлопают в ладоши, а водящий, ориентируясь по хлопкам, начинает искать спрятавшихся. Задача водящего за 2-3 минуты найти как можно больше игроков. Затем снова все прячутся. Игра проходит в тишине. Все игроки по сигналу руководителя должны хлопнуть в ладоши, не хлопнувшие считаются пойманными. Переходить с места на место игроки не имеют права. Водящий, найдя игрока, должен назвать его имя. Иногда, если водящий плохо ориентируется, учитель дает сигнал и игроки еще 3 раза хлопают в ладоши.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.