Статья «Детский сад и семья – совместное пространство для физического развития детей»
Детский сад и семья – совместное пространство
для физического развития детей.
Дайте ребенку быть непоседой,
Пусть прыгает, бегает он и шалит,
Чтоб каждое движенье стало победой,
И рядом друг его - взрослый стоит.
Он всегда близко, поможет, научит,
Он для крохи – пример и поддержка
всегда.
Пусть вырастет, образованье
получит
И вспомнит, как здорово было тогда!
Воспоминания детства остаются с нами на всю жизнь. Мы помним, как нам хотелось побегать, прыгать, играть с друзьями во дворе. И пусть игры были незамысловатые, а спортивный инвентарь достаточно примитивный (футбольный мяч, палка, баночки из-под маминых кремов). Зато сколько радости мы получали от простых, порой придуманных нами игр!
Дошкольный возраст – первоначальная фундаментальная основа для развития ребенка, дающая толчок для дальнейшего становления личности в будущем. Поэтому физическое воспитание на данном этапе – важнейшее условие создания базы для полноценного здоровья и последующего формирования человека. Уровень состояния здоровья делает человека успешным или, наоборот, ограниченным в своих возможностях. Поэтому физическое и психическое здоровье дает путевку детям в жизнь.
Работу по реализации здоровьесберегающих направлений работы и физического развития дошкольников невозможно решить без взаимодействия с их семьями. Учитывая условия жизни и быта населения нашего маленького северного поселка, климатические и природные особенности, мы поставили цель - объединение наших усилий, детского сада и семей, для создания единого пространства «детский сад - семья», т.е. платформы для успешного решения следующих задач:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- развивать физические возможности и способности дошкольников (быстрота, выносливость, реакция, ловкость, координация движений, меткость, скорость, качество выполнения движений и упражнений, совместная согласованность при коллективной двигательной деятельности и др.);
- повышать сопротивляемость детей к простудным заболеваниям через использование закаливающих технологий и методик, осуществлять профилактику заболеваний верхних дыхательных путей;
- корректировать нарушения развития стопы и скелетно-мышечного корсета у воспитанников;
- укреплять системы жизнедеятельности детей: нервная, сердечнососудистая, опорно-двигательная, дыхательная, пищеварительная;
- воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью и устойчивых привычек и навыков здорового и безопасного образа жизни.
Сотрудничество с семьей расширяет и раскрывает для нас новые горизонты для осуществления работы по физическому воспитанию дошколят. Мы рассматриваем родителей в качестве единомышленников и партнеров по решению задач физического воспитания подрастающего поколения. Важными принципами являются прозрачность и доступность для родителей информации об осуществлении воспитательно – образовательного процесса и, в частности, о физическом развитии детей.
Современные условия жизни (пандемия) диктуют жесткие условия для проведения массовых мероприятий, что значительно осложняет проведение работы с родителями. Однако современные цифровые технологии компенсируют напряжение в осуществлении образовательных задач ДОУ через взаимодействие с семьями. Для решения задач по физическому воспитанию важно привлекать родителей, так как ребенок достаточно много времени проводит в домашних условиях, перенимает привычки и поступки взрослых. Важно, чтобы в семейных отношениях присутствовал дух физкультуры и здорового образа жизни, чтобы ребенка окружали люди с активной позицией спортивного мировоззрения и передачи его младшему поколению.
Для освещения проводимых мероприятий в ДОУ (НОД, утренняя гимнастика, спортивные развлечения, Дни здоровья, тематические дни, тематические недели, проекты, конкурсы и др.) на сайте детского сада действует страница «Спортивный дневник детского сада» (http://madou-sindor.ucoz.ru/index/sportivnyj_dnevnik_detskogo_sada/0-116).
Также на этой страничке размещаются консультации для родителей в печатном виде и видеоконсультации, которые знакомят родителей с проблемами по физическому развитию, с текущей работой в данном направлении и советами по решению определенных вопросов. Таким образом, мы осуществляем просветительскую работу и повышаем компетентность взрослых членов семей по двигательной и здоровьесберегающей деятельности.
Большое внимание нами уделяется проведению совместных с родителями мероприятий: «Папа, мама и я – мы здоровая семья!», «Мы – будущие защитники!», «Будем Родине служить!» и др. Такие события сближают родителей и детей, дают им возможность активно проявлять себя в качестве партнеров и единомышленников, укрепляют семейные связи, дают детям почувствовать себя увереннее и успешнее.
Хорошо зарекомендовал себя такой вид мероприятия как совместная утренняя гимнастика. Данный вид объединенной деятельности показал заинтересованность родителей в деле оздоровления детей, вызвал положительный эмоциональный отклик у них и взрослых.
Родители активно отзываются на участие в конкурсах, которые мы постоянно проводим в ДОУ: конкурс семейных видеороликов «Мы – спортивные ребята!», «Мой веселый звонкий мяч!», «Мой спортивный уголок!». Компьютерная грамотность взрослых членов семей позволяет преподносить отснятый материал в интересной и оригинальной форме. Причем, в таких конкурсах принимают участие семьи всех возрастных групп, включая группу раннего возраста.
Опыт за последний учебный год показал, что заинтересованность родителей в участии в жизни детского сада и реализации задач полноценного физического развития и оздоровления детей значительно возросла. В семьях воспитанников обогатилась база домашнего спортивного инвентаря (спортивные уголки, скакалки, мячи, боксерские груши, лыжи, коньки и велосипеды, гантели, диски для метания и другое). Дети стали более успешными на физкультурных занятиях: качество выполнения движений и упражнений повысилось, уровень физических возможностей и способностей возрос, заболеваемость неуклонно снижается.
Семья – универсальный институт для эффективного физического развития детей. И сотрудничество с семьей - фактически верный, выбранный нами, вектор для решения вопроса сохранения и укрепления здоровья дошкольников!