12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Ивановна Питонина17
Украина, Луганская область, Металлист
2

Статья: Формирование у учащихся социально-гражданской компетентности методом критического мышления на уроках истории

Формирование у учащихся социально-гражданской компетентности методом критического мышления на уроках истории

Т. И. Питонина

ГОУ ЛНР «Металлистская СШ имени журналистов ВГТРК И.Корнелюка и А.Волошина»

Славяносербский район


Аннотация

Содержание данной статьи направлено на творческое применение методов критического мышления как одного из способов формирования у учащихся социально-гражданской компетентности на уроках истории. Автор статьи выделяет основные составляющие метода критического мышления, рассматривает типичные задания, применяемые в процессе решения учебных задач. Материал, изложенный в статье, носит практическую направленность.

Ключевые слова

компетентность, метод, критическое мышление, интеллектуальный конфликт, саморазвитие, гражданская позиция.

Статья

Результат труда учителя – профессионала – это жизненные успехи и достижения его учеников. Такая позиция ведет не только к осознанию важности усвоенной информации, а и приобретению определенных качеств личности в образовательном процессе, обеспечивающих ее успешность и статус в обществе. Современная педагогическая теория обобщает необходимые жизненные качества понятием «компетентность».

Гражданская компетентность личности позволяет личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания на практике. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей отечественной и мировой истории и культуры, определяющих гражданское самосознание.

Познавательный блок гражданского образования предполагает, что учащиеся обретут знания правовые, политические, экономические, основы культурных и исторических достижений человечества, истории и культуры родного края.

Гражданская компетентность дает возможность реализовать свои права, обязанности и свободы, а также поддерживать права, обязанности и свободы других людей.

Среди способов формирования гражданской компетентности важное место занимает учебно-познавательная деятельность, которая включает в себя самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически осмысливать.

В связи с этим перед педагогами возникает непростой вопрос, каким должен быть учебно-воспитательный процесс, в котором бы школьник научился критически мыслить?

Использование разных типов и видов заданий способствует овладению учащимися методами критического мышления. Чтобы критически оценивать ситуацию, дети должны не только уметь последовательно применять методы критического мышления, но и чувствовать необходимость углубиться в личные чувства, переживания, анализировать собственные взгляды на историческое событие.

На уроках творческого применения методов критического мышления преобладают групповые формы работы. Сознание критически мыслящего человека должно быть готово к диалогу, в котором победа той или иной точки зрения не рассматривается как окончательная, а лишь такая , которая предусматривает возможность продолжения обсуждения. Именно при таких обстоятельствах – в атмосфере доверительного общения (ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-группа учащихся, ученик-коллектив класса) происходит максимальное напряжение умственной деятельности, которая способствует позитивным сдвигам в интеллектуальном развитии школьников.

Коллективный способ критически оценивающей деятельности может быть применен как в условиях фронтальной работы, так и групповой. Например, во время изучения темы «Первая мировая война» в 11 классе, учитель во время работы над вопросом: «Кто виноват в развязывании Первой мировой войны?», делит класс на группы, которые работают над разными точками зрения: «Германия виновна в развязывании войны»,

« Политика ведущих держав привела к войне». Выполняя задание, учащиеся выполняют следующие действия:

1. Формулируют суть предложенной точки зрения;

2. Определяют ее историческую обусловленность;

3. Определяют свое отношение к ней;

4. Подбирают аргументы «за» и «против»;

5. Формулируют вывод.

Умение делать вывод, то есть исследовать, интерпретировать информацию является важным для личности, которая критически мыслит. Это помогает учащимся становиться более самостоятельными в своих мыслях, укреплять собственную позицию и влиять на чужую точку зрения.

Для того чтобы сформулировать вывод, школьники пользуются такими рекомендациями:

Ознакомиться со сведениями, на основании которых будете делать вывод;

Выделить факты, которые содержатся в данной информации;

Определить достоверность упоминаемых фактов;

Обобщить факты, чтобы сделать вывод.

Методика выполнения заданий такого типа состоит в том, что учащиеся объединяются в группы, в которых на основании общего обсуждения подбирают аргументы на защиту своей позиции. Выполняя эту работу, школьники:

Исследуют выводы каждого участника группы;

Выделяют факты, с помощью которых отстаивать выбранную позицию;

Обосновывают вывод, используя факты, полученные в процессе исследования информации.

При столкновении противоположных позиций возникает интеллектуальный конфликт, который может быть преодолен путем проведения дискуссии. Во время дискуссии учащиеся могут дополнять друг друга, или вступать в спор друг с другом. В первом случае в дискуссии проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба элемента.

Важная часть урока – выход из ситуации критического оценивания событий, явлений, точек зрения и т.д. Возможны такие подходы: 1. подведение учащихся к единой оценке, когда предложенные ими варианты не выдерживают научной критики; 2.сохранение разных точек зрения (при условии соизмеримости приведенных аргументов), при этом важно, чтобы и учитель высказал свою точку зрения. Среди типичных заданий и способов их решения следует выделить следующие:

Определение объекта анализа и критической оценки.

Критическое оценивание по алгоритму, предложенному учителем.

Выбор между различными точками зрения.

Обобщение нескольких точек зрения, фактов, утверждений.

Решение проблемно-оценочных заданий, ситуаций.

Определение причинно-следственных связей и т. д.

Методы критического мышления, используемые в процессе решения учебных задач: метод соответствия, метод классификации информации, метод сравнения, метод оценки фактов, событий, явлений; метод дискуссии, метод взаимных вопросов и ответов, метод обобщения и т. п.

Методы критического оценивания способствуют воспитанию уважения к разным взглядам, ориентируют на анализ и критическое осмысление различных источников информации. Они по своей сути являются способами саморазвития учащихся и отвечают разным целям учебной и повседневной жизнедеятельности.

Важную роль в формировании гражданской позиции учащихся является изучение истории. Среди многообразия форм и методов ее реализации следует выделить метод критического мышления, который является действенным инструментом установления объективности, ориентирует на анализ и осмысление информации, формирует личностный подход к историческим фактам, способствует саморазвитию учащихся, осмыслению окружающей действительности.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.