Статья: Формирование у учащихся социально-гражданской компетентности методом критического мышления на уроках истории
Формирование у учащихся социально-гражданской компетентности методом критического мышления на уроках истории
Т. И. Питонина
ГОУ ЛНР «Металлистская СШ имени журналистов ВГТРК И.Корнелюка и А.Волошина»
Славяносербский район
Аннотация
Содержание данной статьи направлено на творческое применение методов критического мышления как одного из способов формирования у учащихся социально-гражданской компетентности на уроках истории. Автор статьи выделяет основные составляющие метода критического мышления, рассматривает типичные задания, применяемые в процессе решения учебных задач. Материал, изложенный в статье, носит практическую направленность.
Ключевые слова
компетентность, метод, критическое мышление, интеллектуальный конфликт, саморазвитие, гражданская позиция.
Статья
Результат труда учителя – профессионала – это жизненные успехи и достижения его учеников. Такая позиция ведет не только к осознанию важности усвоенной информации, а и приобретению определенных качеств личности в образовательном процессе, обеспечивающих ее успешность и статус в обществе. Современная педагогическая теория обобщает необходимые жизненные качества понятием «компетентность».
Гражданская компетентность личности позволяет личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания на практике. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей отечественной и мировой истории и культуры, определяющих гражданское самосознание.
Познавательный блок гражданского образования предполагает, что учащиеся обретут знания правовые, политические, экономические, основы культурных и исторических достижений человечества, истории и культуры родного края.
Гражданская компетентность дает возможность реализовать свои права, обязанности и свободы, а также поддерживать права, обязанности и свободы других людей.
Среди способов формирования гражданской компетентности важное место занимает учебно-познавательная деятельность, которая включает в себя самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически осмысливать.
В связи с этим перед педагогами возникает непростой вопрос, каким должен быть учебно-воспитательный процесс, в котором бы школьник научился критически мыслить?
Использование разных типов и видов заданий способствует овладению учащимися методами критического мышления. Чтобы критически оценивать ситуацию, дети должны не только уметь последовательно применять методы критического мышления, но и чувствовать необходимость углубиться в личные чувства, переживания, анализировать собственные взгляды на историческое событие.
На уроках творческого применения методов критического мышления преобладают групповые формы работы. Сознание критически мыслящего человека должно быть готово к диалогу, в котором победа той или иной точки зрения не рассматривается как окончательная, а лишь такая , которая предусматривает возможность продолжения обсуждения. Именно при таких обстоятельствах – в атмосфере доверительного общения (ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-группа учащихся, ученик-коллектив класса) происходит максимальное напряжение умственной деятельности, которая способствует позитивным сдвигам в интеллектуальном развитии школьников.
Коллективный способ критически оценивающей деятельности может быть применен как в условиях фронтальной работы, так и групповой. Например, во время изучения темы «Первая мировая война» в 11 классе, учитель во время работы над вопросом: «Кто виноват в развязывании Первой мировой войны?», делит класс на группы, которые работают над разными точками зрения: «Германия виновна в развязывании войны»,
« Политика ведущих держав привела к войне». Выполняя задание, учащиеся выполняют следующие действия:
1. Формулируют суть предложенной точки зрения;
2. Определяют ее историческую обусловленность;
3. Определяют свое отношение к ней;
4. Подбирают аргументы «за» и «против»;
5. Формулируют вывод.
Умение делать вывод, то есть исследовать, интерпретировать информацию является важным для личности, которая критически мыслит. Это помогает учащимся становиться более самостоятельными в своих мыслях, укреплять собственную позицию и влиять на чужую точку зрения.
Для того чтобы сформулировать вывод, школьники пользуются такими рекомендациями:
Ознакомиться со сведениями, на основании которых будете делать вывод;
Выделить факты, которые содержатся в данной информации;
Определить достоверность упоминаемых фактов;
Обобщить факты, чтобы сделать вывод.
Методика выполнения заданий такого типа состоит в том, что учащиеся объединяются в группы, в которых на основании общего обсуждения подбирают аргументы на защиту своей позиции. Выполняя эту работу, школьники:
Исследуют выводы каждого участника группы;
Выделяют факты, с помощью которых отстаивать выбранную позицию;
Обосновывают вывод, используя факты, полученные в процессе исследования информации.
При столкновении противоположных позиций возникает интеллектуальный конфликт, который может быть преодолен путем проведения дискуссии. Во время дискуссии учащиеся могут дополнять друг друга, или вступать в спор друг с другом. В первом случае в дискуссии проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба элемента.
Важная часть урока – выход из ситуации критического оценивания событий, явлений, точек зрения и т.д. Возможны такие подходы: 1. подведение учащихся к единой оценке, когда предложенные ими варианты не выдерживают научной критики; 2.сохранение разных точек зрения (при условии соизмеримости приведенных аргументов), при этом важно, чтобы и учитель высказал свою точку зрения. Среди типичных заданий и способов их решения следует выделить следующие:
Определение объекта анализа и критической оценки.
Критическое оценивание по алгоритму, предложенному учителем.
Выбор между различными точками зрения.
Обобщение нескольких точек зрения, фактов, утверждений.
Решение проблемно-оценочных заданий, ситуаций.
Определение причинно-следственных связей и т. д.
Методы критического мышления, используемые в процессе решения учебных задач: метод соответствия, метод классификации информации, метод сравнения, метод оценки фактов, событий, явлений; метод дискуссии, метод взаимных вопросов и ответов, метод обобщения и т. п.
Методы критического оценивания способствуют воспитанию уважения к разным взглядам, ориентируют на анализ и критическое осмысление различных источников информации. Они по своей сути являются способами саморазвития учащихся и отвечают разным целям учебной и повседневной жизнедеятельности.
Важную роль в формировании гражданской позиции учащихся является изучение истории. Среди многообразия форм и методов ее реализации следует выделить метод критического мышления, который является действенным инструментом установления объективности, ориентирует на анализ и осмысление информации, формирует личностный подход к историческим фактам, способствует саморазвитию учащихся, осмыслению окружающей действительности.