Статья Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса в ГБОУ ЛНР "Новоайдарская санаторная школа-интернат"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «НОВОАЙДАРСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Статья
Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса в ГБОУ ЛНР "Новоайдарская санаторная школа-интернат"
Директор ГБОУ ЛНР «НСШИ»
Кишкинова Ольга Михайловна
Введение.
Современная образовательная среда предъявляет высокие требования к обучающимся и педагогам. Учебный процесс, сопряжённый с интенсивной умственной нагрузкой, длительным пребыванием в статичных позах и часто недостаточной двигательной активностью, становится одним из факторов риска для здоровья. Поэтому создание здоровьесберегающих условий в образовательных организациях – необходимое условие для обеспечения полноценного развития и обучения детей и подростков, а также поддержания здоровья педагогов. В данном докладе мы рассмотрим, что такое здоровьесберегающие условия, их значение в образовательном процессе и пути их формирования.
Основная часть.
Прежде всего отметим, что сохранение здоровья обучающихся регламентируется нормативно-правовыми актами, среди которых:
1. Конвенция о правах ребёнка (1989г.).
2.Кодексы РФ:
- Гражданский процессуальный кодекс РФ
- Семейный Кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ и другие.
3. Федеральные законы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями);
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4. Законы и постановления Луганской Народной республики
5.Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Новоайдарская санаторная школа-интернат».
Здоровьесберегающие условия – это совокупность факторов, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся. Они включают в себя как физическую, так и психологическую среду, а также организацию учебного процесса. К основным компонентам здоровьесберегающих условий можно отнести:
Медико-гигиенические технологии: это комплекс мер, за которые отвечают педагоги и медики. Это своевременное оказание медицинской помощи учащимся, мониторинг состояния детей, обучающие, профилактические, санитарно-гигиенические мероприятия.
Организация учебного процесса (рациональная нагрузка, режим занятий, перерывы).
Физическая среда (состояние помещений, воздух, освещение, наличие спортивных объектов).
Психологическая атмосфера (отношения между учащимися и педагогами, уровень стресса).
Профилактическая работа, направленная на формирование здоровья обучающихся.
В ГБОУ ЛПН «НСШИ» В ГБОУ ЛНР обучаются дети с:
заболеванием органов дыхания
сердечно-сосудистой и опорно-двигательной системой
дисграфией, дислексией
лексико-грамматическим недоразвитием речи
сахарным диабетом
В соответствии с уставом образовательной организации основными направлениями деятельности является сохранение и укрепление здоровья, обучение и воспитание. Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса в ГБОУ ЛНР "Новоайдарская санаторная школа-интернат" реализуются в следующих направлениях:
1.Медико-гигиенические технологии ГБОУ ЛНР «НСШИ» организованны в соответствии с уставом работы образовательного учреждения и направлением деятельности. Так одним из основных направлений является создание лечебно-профилактических условий в ГБОУ ЛНП «НСШИ», которые на данный момент реализуются за счёт работы в образовательном учреждении: физиотерапевтических кабинетов (ингаляционная, лазерная магнитно-инфракрасная терапия, УВЧ, ультрафиолетовое облучение слизистой носа и глотки); соляной комнатой; кабинетами массажа; залами лечебной физкультуры; фитотерапией. Обучающиеся ГБОУ ЛНР «НСШИ» каждый год проходят осмотрит у профильных врачей (пульмонолог, кардиолог, хирург, травматолог) и в соответствии с назначениями каждый день получают м процедуры.
2.Организация учебного процесса: Обучение в ГБОУ ЛНР «НСШИ» организованно в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Это прежде всего позволяет оптимизировать время урока и перемен. Так первые классы в сентябре-октябре учились не более трёх уроков в день, протяжённость урока 35 минут, 5 классы не более 5 уроков в день. В ГБОУ ЛНР «НСШИ» обеспечивается рациональное распределение учебного материала, использование разнообразных форм и методов обучения, включение физкультминуток и динамических пауз снижают утомляемость и повышают эффективность обучения. Важно учитывать возрастные особенности учащихся и индивидуальные потребности.
Режим дня: Строгое соблюдение режима дня, включая достаточное время для сна, отдыха и питания, является основой для поддержания здоровья. В ГБОУ ЛНР «НСШИ» организованно бесплатное сбалансированное пятиразовое питание в школьной столовой – важный компонент здоровьесбережения.
Регулярные занятия физической культурой и спортом являются в ГБОУ ЛНР «НСШИ» приоритетным условием для формирования здорового образа жизни. Проведение уроков физической культуры в оборудованном зале и стадионе (в соответствии с группой здоровья обучающихся), проведение спортивных мероприятий и создание спортивных секций способствуют повышению двигательной активности учащихся.
Использование современных образовательных технологий: Интерактивные доски, мультимедийные презентации, образовательные онлайн-платформы могут сделать учебный процесс более интересным и менее утомительным. Отметим, что использование данных технологий соответствует эргономике использования цифровых устройств в соответствии с СанПиНом 2024 года.
3.Эргономическое обеспечение образовательной среды:
Оборудование учебных помещений: В ГБОУ ЛНР «НСШИ» учебные столы и стулья соответствуют росту учащихся, что в свою очередь позволяет обеспечивать правильную осанку и комфортное положение тела. Достаточное освещение, продуманная вентиляция и температурный режим также соблюдены переорганизации учебно-воспитательного процесса в учебном учреждении.
Оснащение кабинетов. В кабинетах младшей школы ГБОУ ЛНР «НСШИ» специально оборудованные места для релаксации и восстановления сил, например, уголки с мягкой мебелью, игровые зоны.
Создание безопасной среды: Обеспечение безопасности учащихся – главный приоритет. В ГБОУ ЛНР «НСШИ» осуществляется соблюдение всех правил техники безопасности, регулярный технический осмотр оборудования и проведение инструктажей по правилам поведения в школе.
4.Психологическая атмосфера (отношения между учащимися и педагогами, уровень стресса) в ГБОУ ЛНР «НСШИ» обеспечивается психологическим сопровождение учебно-воспитательного процесса педагогом-психологом и социальным педагогом школы. Работа школьного психолога направлена на предотвращение стрессовых ситуаций, развитие навыков саморегуляции и адаптацию учащихся к учебному процессу.
5.Профилактическая работа в ГБОУ ЛНР «НСШИ» направленна на проведение ежегодных медицинских осмотров, профилактических прививок, бесед о здоровом образе жизни и санитарно-гигиеническое просвещение способствуют предотвращению заболеваний и формированию ответственного отношения к своему здоровью.
Стоит отметить, что обеспечение здоровьесберегающих условий в ГБОУ ЛНР «НСШИ» обеспечивается профессиональным коллективом. Медико-педагогический коллектив ГБОУ ЛНР «Новоайдарская санаторная школа-интернат» состоит из 21 учителя; 14 воспитателей; учителя-логопеда; педагога-психолога; социального педагога; инструкторов лечебной физкультуры; 13 медработников. Коллектив организовывает учебный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, использует здоровьесберегающие технологии и является примером здорового образа жизни для своих учеников.
Заключение:
Подводя итог вышесказанному отметим, что создание здоровьесберегающих условий в образовательных учреждениях – это важная задача, которая требует комплексного подхода и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Формирование здоровьесберегающих условий в образовательных учреждениях имеет множество преимуществ:
- Улучшение физического здоровья: Создание комфортной физической среды помогает снизить уровень заболеваемости среди учащихся.
- Повышение учебной активности: Здоровый ученик более активен и заинтересован в обучении.
-Снижение уровня стресса: Психологически комфортная атмосфера способствует снижению тревожности и стресса у детей.
-Формирование навыков здорового образа жизни: Учащиеся учатся заботиться о своем здоровье и осваивают навыки, которые будут полезны им в будущем.
Забота о здоровье подрастающего поколения – это инвестиция в будущее нашего общества.