Характеристика подвижной игры в старшем дошкольном возрасте

4
0
Материал опубликован 24 October 2019 в группе

Характеристика подвижной игры в старшем дошкольном возрасте

Бобро Марина Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. 

Е.А.Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа.

Справедливо также мнение Н.С.Воловик о том, что назначение древних игр — не развлекательное, а практическое. 

Воспитательная и художественная ценности подвижной игры сохранились до настоящего времени.

В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.  Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).
Спортивные игры, по данным М. П. Голощекиной и др., целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения.

Варианты подвижных игр

Подвижные игры целесообразно варьировать не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес, но и для того, чтобы решить педагогические задачи - совершенствование движений, воспитание физических качеств при выполнении более сложных игровых действий, правил, игровой ситуации, условий требующих определенных умственных и физических усилий от детей и вместе с тем повышающих интерес к игре. Например, игра «Ловишки» имеет несколько вариантов: «Ловишка, дай руку», содействует ориентировке в пространстве; «Ловишки с мячом», развивает меткость, увертливость, ориентировку в пространстве; «Ловишки с лентами», развивающая умение изменять характер движений, их темп увертываться.

Систематическое использование вариантов игр содействуют воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых или навыков движений, совершенствованию физических качеств, навыков общения с предметами, развитию внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение русским народным играм.

П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. 

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г. А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в будущее.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку. Движения детей отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования.

Дети умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий.

Дети подготовительной группы становятся более самостоятельными в организации подвижных игр. Ребенку известно большое количество игр, их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет детям выбирать игры в соответствии со своими интересами и желанием упражняться в том или ином виде движения.

В этом возрасте особенно велико положительное значение подвижных игр в закреплении и совершенствовании основных движений детей. Дети стараются действовать не только более эффективным способом, но и с максимальной мобилизацией усилий для достижения наилучшего результата, проявляя положительные моральные качества. Проявлению высоких физических и морально - волевых качеств более всего способствует участие детей в подвижных играх, в которых общий результат зависит от взаимодействия играющих («Горелки», «Чье звено скорее соберется?»).

Движения в играх становятся более сложными: в игры с бегом в одном направлении вводятся различные усложнения (два ловящих в игре «Два мороза»; бег двух групп навстречу друг другу в игре «Ловишки-перебежки»).

Преобладают игры с бегом врассыпную, с преодолением препятствий.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, развивающим физические и умственные качества, правила поведения, этические ценности. Сила воздействия ее на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок, он способен приложить максимум усилий и быть очень исполнительным. Н.Я. Михайленко требовала старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они воспитывали честность, любовь к порядку, мужество и дружеские отношения в детском коллективе.

Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через функции игры.

Социокультурная функция. Игра – средство социализации ребенка, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива.

Коммуникативная функция. Игра объединяет больших и маленьких, помогает им найти общий язык, является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам.

Диагностическая функция. Игра помогает определить отклонения в поведении ребенка. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, личностные качества, т. е. игра побуждает ребенка к самопознанию.

Игротерапевтическая и коррекционная функции. В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психическое развитие детей и предотвратить отклонения, разрешить неизбежные конфликты в детской душе до их возможного перерождения в установившиеся комплексы.

Развлекательная функция. Игра создает защитные механизмы, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоции. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем гармоничнее и радостнее предстает перед ним мир, уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.

Особенность применения в работе с детьми именно подвижных игр заключается в том, что они оказывают всестороннее развитие на ребенка, поскольку воздействуют на физическое здоровье, способствуют укреплению здоровья, а также отработке личных качеств.

Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для преодоления трудностей развития детей дошкольного возраста. Теоретическим основанием этому является то, что именно игра выступает ведущим видом деятельности детей-дошкольников.

По мнению Карабановой О. С., в контексте сюжетно-ролевой игры возникают и развиваются другие виды игр, такие как подвижные, дидактические, игры-драматизации, результативные игры. С этой точки зрения подвижные игры - это вариант сюжетно-ролевой игры с упрощенными ролями, акцент в которых делается в основном на соблюдении и выполнении правил.

Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие детей-дошкольников и возможности ее использования в развивающих и терапевтических целях достаточно хорошо описаны как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Обобщение существующих подходов позволило Карабановой О. С. выделить на их основе психологические механизмы коррекционного и развивающего воздействия игры:

В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.

В условиях подвижной игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается самосознание ребенка, он становится социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.

Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.

В подвижной игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.

На основе осознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.

Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка.

В подвижных играх создаются подходящие условия для совместных переживаний, которые способствуют выработке интересов группы, т. е. дошкольники научаются работать вместе, планировать и распределять роли, оценивать свои силы, время и возможности.

Таким образом, раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и поведения ребенка-дошкольника.

Игры, предложенные нами к проведению на формирующем этапе эксперимента, подбирались с учетом возможности их использования и в повседневной жизни детей, имеющих проблемы.

Целью подвижных игр, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, является:

развитие невербальных средств общения;

осознание собственных чувств и переживаний;

развитие интереса к сверстникам;

развитие умения действовать согласованно;

развитие умения вступать в диалог.

Эти игры способствуют также снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия.

Особенность подвижных игр заключается в том, что они помогают в решении сразу нескольких проблем.

Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила,  обладают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. З. М. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте.

Оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Исследование показало также, что специальное упражнение памяти горазда эффективнее, если оно включено в игру, чем если проводится в виде специально организованных занятий.

З. В. Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

А. В. Запорожцем и Я. 3. Неверович велись исследования развития движений, показывающие, что игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста.

Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.

Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает решения.

Большое значение имеют подвижные  игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю,  развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.







































БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. Подвижные игры на прогулке. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.

Баландин В. А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пособие. - Краснодар, 1999. - 104 с.

Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 10-14.

Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. – 190 с.

Кенеман А. В., Осокина Т. И., Детские народные подвижные игры – М.: Просвещение. 1989 – 239 с.

Лисина Т. В., Морозова Г. В. Подвижные тематические игры для дошкольников. М.: Сфера, 2014. - 128 с.

Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2 – 7 лет / Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 144 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. -- М.: Новая школа, 1996. - 112 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.