Психологическая характеристика взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

7
0
Материал опубликован 5 October 2019 в группе

Психологическая характеристика взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Бобро Марина Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории

Понятие «отношение» имеет несколько элементов в своей структуре: когнитивный или информационный; аффективный, т. е. эмоциональный, мотивационный; и поведенческий. При проявлении отношения выделяют два показателя: восприятие человеком другого человека и соотношение своих желаний с таковыми у других. Адлер А., Роджерс К., Хорни К. и др. считают, что отношение к другому коррелирует с отношением к себе, с самооценкой.

Взаимоотношения – это субъективно переживаемые связи и отношения между людьми, система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общением.

Взаимоотношения реализуются в общении и через общение. Они накладывают печать на характер протекания и интенсивность процесса общения, оказывают влияние на эффективность совместной деятельности.

Взаимоотношения характеризуются избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены: человек предпочитает одних людей, равнодушен к другим, не принимает третьих. При этом феномен избирательности обусловлен потребностной сферой человека. ( А. Г. Рузская)

На основе психологических мотивов: симпатии, общности интересов, взглядов, комплиментарности между людьми возникают личные взаимоотношения. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность. Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как они складываются, зависят эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависят сплоченность группы, способность решать поставленные задачи (Я.Л. Коломинский, Т. А. Репина).

Многие известные исследователи (М. И. Лисина, В. И. Петровский, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина и др.), раскрывая процесс становления детского общения и сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений ребенка ко взрослому и сверстнику на протяжении дошкольного возраста, неоднократно отмечали, что первоосновы сотрудничества складываются именно в период дошкольного детства, прежде всего на ступени старшего дошкольного возраста. Именно в этот период во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться коммуникативная и социальная компетентность, а взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми приобретает особые черты.

Сотрудничество возникает в совместной деятельности, является типом взаимодействия в ней и аналогично по структуре. Общение вплетено в детскую деятельность и обеспечивает познание партнерами друг друга в процессе сотрудничества, обмен идеями по поводу осуществления деятельности и непосредственно коммуникацию при достижении результата.

У старших дошкольников активно появляются интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи, способность объединяться в небольшие подгруппы, обсуждать и согласовывать действия и оценивать полученный результат.

Обнаруживаются различия в поведении девочек и мальчиков. По данным В. В. Абраменковой, у девочек более выражена ориентация на мнение взрослого, мальчики же в значительной степени ориентируются на мнение и оценку сверстников. Девочки показывают более высокий уровень социальной ответственности, гибкости поведения, способности демонстрировать социально одобряемые формы поведения, чем мальчики.

Девочек больше заботит собственное благополучие, а мальчиков – благополучие товарищей.

Период дошкольного детства - это самое благоприятное время для формирования коммуникативных способностей, поскольку в этот период у дошкольников вырабатывается потребность в установлении социальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Нахождение ребенка вне социума имеет плачевные результаты, примеров детей маугли достаточно большое количество.

К старшему дошкольному возрасту закладываются основы личности, а именно: формируется устойчивая структура мотивов; появляются новые потребности в социуме, такие как уважение и признание взрослого, выполнение «взрослых» дел, признание сверстников; развитие соперничества; произвольность поведения, усвоение социальных норм и ценностей и др.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в социальном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

К старшему дошкольному возрасту дети уже дифференцируют внутреннюю и внешнюю жизнь. И если до этого времени они поступали в соответствии со своими желаниями, то теперь их поступки опосредованы, включается интеллектуальный момент между переживанием и поведением. Поведение ребенка старшего дошкольного возраста схематично можно изобразить следующим образом: желание - осознание - дело. Осознание касается всех сфер жизни старшего дошкольника, он начинает осознавать свое отношение к социуму и отношение окружающих к себе.

К старшему дошкольному возрасту формируется социальное «Я», у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Также к старшему дошкольному возрасту происходит осознание того, что хочет ребенок и каковы его возможности, понимает свое место в жизни других людей. Ребенок стремится занять положение взрослого, чтобы выполнять какие-либо важные дела.

Поэтому так важно именно в старшем дошкольном возрасте внести в отношения старших дошкольников доброжелательность, развить умение помогать другому и т. п.

В старшем дошкольном возрасте появляются новые черты во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми. Дошкольники проявляют активный интерес к содержательному общению, где авторитет взрослого - особая роль в поведении ребенка, но и собственное развитие самостоятельности приводит к сознательному руководству правилами, нормами поведения.

Дефицит общения с взрослым приводит к резкому обеднению отношений между сверстниками и снижению познавательной активности детей (Т. Д. Сарториус). Напротив, обогащение отношений и со взрослыми, и со сверстниками довольно быстро оказывает положительное воздействие на любознательность детей благодаря тому, что способствует формированию такой черты отношения к себе, как уверенность в своих силах. А общение с взрослыми очень быстро проецируется в сферу отношений ребенка со сверстниками и перестраивает их в благоприятном направлении (данные Д. Б. Годовиковой). 

Вместе с тем дошкольник очень внимательно слушает, что говорят старшие о других детях; характерно, что он немедленно примеривает к себе все, что узнал о других детях; он склонен ревниво оспаривать их успехи и преувеличивать их промахи. Такое непрестанное сопоставление себя с другими детьми служит важным средством формирования у дошкольника представления о себе. Исследования И. Т. Димитрова и А. И. Силвестру показали, что в результате общения с друзьями ребенок научается оценивать свои практические умения и получает первое представление о своих знаниях. Правда, его мнение о своих личностных достоинствах явно преувеличено, но это порождает у дошкольников своеобразный детский оптимизм, благоприятствующий успеху ребенка в новых делах и смелости в новых предприятиях.

Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

Общение со сверстниками приводит детей к самопознанию посредством сравнения себя с ровесниками как равными партнерами. Старший дошкольник начинает оценивать себя с точки зрения своей авторитетности среди других детей, стремится получить признание и одобрение своих достоинств.

К старшему дошкольному возрасту формируются так называемые «этические инстанции», ориентируясь на которые, ребенок действует.

У старших дошкольников выражен интерес к нормативным основам общения и регуляции взаимоотношений. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы.

Усвоение детьми-дошкольниками этических норм и формирование моральных чувств является важным моментом этого общего процесса активного проникновения ребенка в жизнь взрослых людей, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности и поступков.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К 6—7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Многие дети уже способны сопереживать как успеху, так и неудачам ровесника, готовы помочь и поддержать его. Существенно возрастает активность детей, направленная на сверстника (помощь, утешение, уступки). Появляется стремление не только отозваться на переживания сверстника, но и понять их. К 7 годам снижаются острота и напряженность конфликтов дошкольников.

Помимо активного стремления к общению со взрослыми, дети общаются и со сверстниками и формируется «детское общество», что является важнейшим элементом жизни для «отработки» навыков взаимоотношений с социумом.

Важным источником социализации для старшего дошкольника является группа сверстников. Детское сообщество предоставляет особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает социальную компетентность в группе равных. Ш. А. Амонашвили подчеркивал, что в атмосфере радостной, содержательной, духовно обогащающей жизни детского сообщества каждый ребенок становится способным и готовым максимально проявлять и раскрывать свои задатки.

Группа старших дошкольников в детском саду – это действующий социальный организм, механизмы которого обеспечивают социализацию и индивидуализацию ребенка.

Исследования показывают, что в старшем дошкольном возрасте значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях развития, проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению со сверстниками. Это создает естественную предпосылку для формирования дружеских взаимоотношений и сотрудничества.

В коллективе старшие дошкольники научаются планировать, согласовывать свои действия и т. п., что способствует накоплению жизненного опыта.

Важно отметить, что у старших дошкольников наблюдается некоторая неустойчивость поведения, различный уровень воспитанности и т. д., все это преодолевается реализацией задач, поставленных в работе дошкольного образовательного учреждения.

Выделяют несколько типов взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста:

Пассивно-положительный, эгоистический, конкурентный и неустойчивый (Смирнова Е.О., Утробина В.Г.).

Собственно-личностное, оценочное и «деловое» отношение (Т.А. Репина).

Аффективно-личностное, деловое и информационно-познавательное (А.Г. Рузская).

Отношения эмоционального общения, отношения руководства - подражания, отношения кооперации (Е.В. Субботский).

Принято считать, что важнейший перелом в отношении к сверстникам у детей происходит в среднем дошкольном возрасте и при этом выделяется «просоциальное поведение», т. е. ребенок совершает что-либо в пользу другого человека. Степень «просоциальности» поведения ребенка является показателем отношений.

Исследования Аржановой А. И., Буре Р. С., Коломинского Я. Л. и др. доказали, что основное влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста наряду с семьей оказывает группа детского сада, которая является социализирующим фактором в жизни ребенка.

Еще в 1963 году Левин-Щириной Ф. С. было доказано, что в старшем дошкольном возрасте ребенок ориентируется исходя из собственных интересов и интересов того социума, где он находится.

Опыт общения со сверстниками постепенно приводит детей к пониманию необходимости учитывать интересы, потребности, настроение партнеров.

В совместной деятельности дети активно обращаются к правилам. Апелляция к нормам и правилам помогает детям поддерживать устойчивые взаимоотношения со сверстниками, добиваться равноправия и справедливости.

Однако усваиваемые правила не всегда обладают для ребенка необходимой побудительной силой и не во всех случаях определяют его поведение. Нередки случаи, свидетельствующие об искажениях в мотивации ребенка, о преобладании негуманных, эгоистических мотивов, зачастую сопутствующих низкому уровню нравственного развития. Особенно отчетливо эгоистические тенденции проявляются в поведении детей с авторитарными мотивами, в частности стремящихся к абсолютному утверждению в игре на первых ролях. Еще более очевидны эти тенденции, когда такому ребенку удается утвердить в игре свое положение ведущего (В. С. Солдатова).

В последнее время, по данным Рояк А. А., примерно у 30 % старших дошкольников наблюдается эгоистическая устремленность, что чаще всего приводит к трудностям во взаимоотношениях, конфликтам со сверстниками и взрослыми, происходит изменение психологического климата группы детского сада.

В целом старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок способен к достаточно разнообразным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, направляемый взрослым опыт совместной деятельности и общения старших дошкольников с окружающими людьми, приводит к формированию начальной социально-личностной компетентности, рассматриваемой как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом (А. Г. Гогоберидзе).



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. -метод. пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2012. – 224 с.

2. Воспитание детей в игре // Воспитатель.ру. - Режим доступа по: http://www.vospitateli.ru/igri2.php.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь: сборник. - Москва: АСТ: Астрель, 2011. - 637 с.

4. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. - Москва: Эксмо, 2004. - 508 с.

5. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 10-14.

6. Куприянов Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2001. – № 2. – С. 101–104.

7. Лисина М. И. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников // Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников / Лисина М. И., под редакцией Рузской А. Г. — М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

8. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Общение, личность и психика ребенка / Лисина М. И., под редакцией Рузской А. Г. — М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

9. Развитие творчества в подвижных играх. - Режим доступа по: http://pedagog.us/?p=16

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 713 с.

11. Смирнова Е. О. Детская психология. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.

12. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.