Статья «Как легче разобраться в вопросах химии»

21
4
Материал опубликован 28 March 2022 в группе

Статья «Как легче разобраться в вопросах химии»


Составил: преподаватель УИФ ГБПОУ «ИЭК»


Известно, что химия достаточно сложная наука, а в связи с тем, что она как и некоторые предметы в школе, перешла из разряда обязательных к изучению, в большей степени ей занимаются те, кто собирается сдавать ЕГЭ.

Как же быть учителю, которому надо донести химию хотя бы на базовом уровне до большинства учащихся.

Во-первых, на мой взгляд, не требовать заучивания названий, формул, правил и т.д. Постараться научить, как правильно пользоваться справочными материалами.

Например, при изучении Периодической системы химических элементов:

1. В цветном варианте таблицы Менделеева легко определить, какие элементы относятся к s-, p-, d- и- f-.

t1648480780aa.jpg

2. Зная порядковый номер элемента, легко определить заряд ядра атома и число электронов.

3. Зная № периода – число электронных уровней. Также чаще в таблице приведено распределение электронов по уровням, об этом тоже необходимо сказать учащимся.

4. Зная № группы – можно определить высшую валентность.

5. Внизу под каждой группой приведена формула высшего оксида, а также летучего водородного соединения (для элементов IV-VIII групп). Надо только объяснить, как ими пользоваться.

6. Ну и, конечно же, правило – если провести диагональ от бора (в некоторых источниках от бериллия) к астату – под диагональю будут металлы, над диагональю – неметаллы, по диагонали – амфотерные элементы.

Еще, чтобы объяснять материал, можно использовать средства выразительности, ведь стихотворные строки легче воспринимаются на слух и даже запоминаются. Вот стих про таблицу Менделеева:


Таблица Менделеева,

Каковы ж её границы,

Число периодов в нёй семь,

Они известны почти всем,

Групп в таблице ровно восемь,

Это всех запомнить просим,

Элементов больше ста

Вряд ли вместит голова:

Номер первый – водород,

Номер восемь – кислород,

Шестой номер – углерод,

Кроме них ещё азот,

Магний, бериллий, фтор,

Фосфор, европий, хлор,

Калифорний, астат, хром,

Эйнштейний, сурьма, бром,

Ртуть, курчатовий, неон,

Йод, менделевий, аргон,

Кремний, золото, ксенон,

Осмий, платина, радон,

Олово, мышьяк, селен,

Серебро, медь, молибден,

Марганец, криптон, лантан,

Цезий, кадмий, цинк, вольфрам,

Висмут, железо, титан,

Гафний, технеций, уран,

Стронций, бор, лоуренсий,

Диспрозий и лютеций,

Америций и эрбий,

Нобелий и иттербий,

Прометий, празеодим,

Тербий, фермий, неодим,

Церий, торий, ванадий,

Гелий, рений, палладий,

Рутений и полоний,

Нептуний и плутоний,

Германий, протактиний,

Цирконий, гадолиний,

Тантал, теллур, актиний,

Ниобий, алюминий,

Таллий, кобальт, иридий,

Калий, натрий и литий,

Сера, итрий и индий,

Берклий, кюрий, рубидий,

Родий, гольмий и барий,

Никель, свинец, самарий,

Радий, тулий, кальций,

Галий, скандий, франций,

Что же такое химия?

Это отрывок, весь стих можно прочитать здесь: https://detstih.ru/blog/stihi-pro-tablicu-mendeleeva


Продолжая тему стихов-запоминалок, приведу примеры еще нескольких:

Помни, каждый ученик,

Знай, любая кроха:

Безопасность – хорошо,

А халатность – плохо

Чай и вкусный бутерброд

Очень просятся в твой рот.

Не обманывай себя -

Есть и пить у нас нельзя!

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.


Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе – будто мармелад,

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

Как же нюхать вещества?

В колбу нос совать нельзя!

Что может случиться?

Ты можешь отравиться!

Прежде чем начать работать,

Парту надо расчищать,

А не то учебник будет

Под рукой тебе мешать!


Хочешь весел быть и рад –

Надевай всегда халат!

Это должен каждый знать:

Спирт в спиртовке поджигать

Спичкой только можно

И очень осторожно.

Чтобы пламя погасить

Спиртовку следует закрыть.

И для этого, дружок,

У неё есть колпачок.


Рукой не трогай реактивы –

Начнутся страшные нарывы.

А коль коснешься кислоты,

О, скоро пожалеешь ты!


Остатки слив без разрешенья,

Ты не получишь утешенья.

Реакция начаться может,

Тогда никто уж не поможет.


Мы работаем по парам,

Чтобы не обдало жаром,

Ты пробирку отверни

От соседа впереди.

Всю сначала прогревай,

Уголочком наклоняй,

А потом – сильнее там,

Где есть место веществам!

Мы растворчик подогрели,

Вещества у нас вскипели.

Надо пламя укротить

И спиртовочку закрыть!


Если на руку попала

Капля жидкости какой,

Поспеши промыть то место

Ты холодною водой!


Про органическую химию

Запомним, друг, и я, и ты,

Чем отличаются спирты -

В них углерод и гидроксид,

И каждый спирт легко горит.

R – это значит радикал,

Он может быть велик и мал,

Предельный или непредельный.

Но это разговор отдельный.

Среди карбоновых кислот

Известных «лиц» невпроворот.

В кислотах – группы карбоксильные,

Но все кислоты здесь – несильные.


В кетонах группа есть CO,

Но это тоже ничего…

Горит прекрасно ацетон,

И растворитель – тоже он.


Окраска индикаторов

Индикатор лакмус – красный,

Кислоту укажет ясно.

Индикатор лакмус – синий,

Щелочь здесь! Не будь разиней!


Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.


И так далее…, подобных стихов на просторах Интернета великое множество, также есть загадки про элементы и вещества.


Другими не менее важными справочными материалами в общей и неорганической химии являются: таблица растворимости, с её помощью можно находить степень окисления катионов и анионов; ряд активности металлов и неметаллов, а также различные схемы и таблицы.


В органической химии тоже есть свои справочные материалы, одним из таких является гомологический ряд алканов и углеводородных радикалов. Записываем 2 таблички в тетрадь, объясняем, как их использовать на конкретных примерах:

Если в молекуле углеводорода только одинарные (простые) связи – то окончание ан.

Если в молекуле одна двойная связь – то окончание ен.

Если в молекуле две двойные связи – то окончание диен.

Если одна тройная связь – то окончание ин.

Также пригодится таблица «Функциональные группы в органических соединениях». Зная их, учащиеся легче поймут, к какому классу относится то или иное вещество.


Для записи учебного материала в тетрадь, на мой взгляд, удобно пользоваться опорными конспектами. Для себя я разрабатывал несколько конспектов по отдельным темам (https://урок.рф/library/didakticheskie_materiali_po_obshej_i_neorganicheskoj_010907.html), но также использую и готовые.


t1648480780ab.png


Немаловажно в химии приводить примеры из жизни. Это вовсе не сложно, ведь все, что нас окружает – это и есть химия. А с помощью таких примеров учащиеся лучше поймут, зачем все же надо изучать химию.

1. Что служит электролитом в аккумуляторах?

2. Почему электролиты проводят электричество?

3. Какие материалы не проводят электричество, приведите примеры

4. Возьмем два стакана с прозрачной жидкостью – в одном обычная вода, в другом – раствор воды с солью, как понять что в каком стакане?

5. В какой воде легче растворяются сахар и соль?

6. Что легче растворяется соль или масло и почему?

7. Почему металлы проводят электрический ток?

8. Какие химические вещества вы будете использовать в вашей будущей профессиональной деятельности?

Рассказать обо всех средствах, методах и приемах, позволяющих облегчить процесс изучения химии, я естественно не смогу. Постарался изложить свой опыт в данном направлении.




Ссылки на источники


https://www.him-teacher.ru/images/images-him/Himia/Table_periodic/tabpodurovni.jpg

https://detstih.ru/blog/stihi-pro-tablicu-mendeleeva

https://ste.education/ru/stem-ntim-nauka-tehnika-inzhenerija-i-matematika/himicheskie-zapominalki/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большое!

29 March 2022

Спасибо за полезную публикацию, Егор Игоревич!

20 August 2022

Наталья Анатольевна, благодарю!

21 August 2022