Статья на тему «Как обучать английскому языку детей с ОВЗ»

0
0
Материал опубликован 14 December 2020

Как обучать английскому языку детей с ОВЗ


Юлия Валерьевна Твердохлеб,

учитель английского языка, первая квалификационная категория,

МБОУ Школа №14, г. Саров, Нижегородская область, РФ


Как воспитывать и обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО; как работать с такими учащимися, какие методы и технологии наиболее успешные в работе с ними? Данная статья содержит ответ на этот вопрос и может представлять интерес для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

                                          Дети с ограниченными возможностями здоровья –

                                            это дети, состояние здоровья которых препятствует

                                                 освоению образовательных программ вне специальных

              условий обучения и воспитания.

Т.В.Егорова 1

Я практикующий учитель, и мой урок подчиняется требованиям ФГОС, основной образовательной программе, ее структуре и условиям ее реализации.

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов и в связи с наследственной патологией нарушения психомоторного развития за последние десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. Таким детям приходится с самого рождения бороться за выживание и за возможность нормально развиваться и учиться. Чаще всего это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Психологи утверждают, что, если окружить детей с ОВЗ должным вниманием и обеспечить правильное обучение, они вполне способны адаптироваться и стать гармоничной частью современного общества. При этом образование детей с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»2.

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Как и здоровые дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет законное право на получение квалифицированной педагогической помощи.

Мы должны внушить ребенку, что он полноценен, может развиваться и быть самостоятельным человеком. Да, дети с ОВЗ отличаются от полностью здоровых детей, они и мыслят, и чувствуют по-другому, но они требуют определенного подхода в обучении, и их результаты должны оцениваться иначе. Это необходимо учитывать и родителям, и педагогам при организации процесса обучения.

Изучение английского языка – долгая и трудоемкая работа, а для всех участнихов образовательного процесса. Это связано с недостаточными познавательными способностями обучающихся, их специфическими расстройствами, нарушениями речи, а иногда с нарушениями в организации деятельности и поведения. Но несмотря на это каждый ребенок должен получить образование и достичь своих результатов.

Урок английского языка включает в себя 4 вида деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо.

Аудирование

Многократное аудирование вводимых структур от самых простых к более сложным позволяет лучше изучить необходимый материал.  Для развития навыков аудирования я использую разные упражнения: послушай и повтори, выдели из потока речи слова на определенную тему (услышь их), соотнеси услышанное с картинкой, хлопни в ладоши, когда услышишь определенный звук или слово на тему, послушай предложения и определи, какое оно (вопросительное или утвердительное) и т.д. Дети становятся намного мотивированнее, если представить небольшой мультфильм, видео ролик, анимированную песню.

Чтение

Работа с текстом — это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах с детьми с ОВЗ. Для развития навыков чтения следует выбирать тексты хорошо адаптированные, задания могут быть следующими: соотнеси предложение и картинку, поставь предложения в логическом порядке, закончи предложение, найди начало предложения, выбери верное слово для определенного предложения. Можно попытаться найти определенные факты и выполнить упражнения типа True/ False.

Говорение

У обучающихся с ОВЗ замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций, им требуется больше времени, чтобы начать активно использовать лексический материал в устной речи. Поэтому для усвоения я отбираю только наиболее употребляемые лексические единицы, ввожу их только с опорой на наглядность, отрабатываю в чтении. Каждый урок я начинаю с фонетических упражнений и фонетической зарядки. Использую стихи, рифмовки, пословицы. Это помогает преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на английском языке, среди которых, важное значение имеют ритм и интонация. Это помогает ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволяет развить речевой аппарат, преодолеть стеснение. У детей с ОВЗ очень часто затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложно построенную речь им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом языке на уровне своего развития. Поэтому я отбираю для изучения грамматические структуры простые в усвоении. Отрабатываю их только на хорошо известной лексике в чтении и письме. Вводимые структуры следует неоднократно повторять, прослушивать, а также просматривать небольшие языковые фрагменты.

Письмо

Обучение письму является одним из самых сложных этапов обучения для любого обучающегося. Письменные работы в основном выполняются на карточках, где даются задания на подстановку букв, слов в предложение, на соотнесение слов, фраз, предложений с картинками, на соотнесение английских фраз, предложений с русскими и т. д. Специфика обучения письму детей с ОВЗ предполагает использование на уроках большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опорных схем, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур. Схемы, сигнальные карточки, картинки с надписями используются каждый урок. Еще одним немаловажным фактором, по моему мнению, является постоянное повторение и возвращение к изученному материалу. Для этого я использую различные карточки, игры (особенно лексические и грамматические).

Для детей с ОВЗ очень важна постоянная смена деятельности, они не могут концентрироваться на определенном материале долгое время. Поэтому 1-2 физкультминутки за урок для моих учеников - это норма. Физкультминутки я пытаюсь совместить с повторением лексики (лексические игры в движении «Выполни команду», «Покажи слово») или с развитием навыков аудирования (послушай песенку и повтори).

Также очень важное значение при обучении детей с ОВЗ является создание ситуации успеха. Таких детей хвалю, зачастую не за достижение определенных предметных результатов, а за стремление, активность и творчество.

Основная цель изучения английского языка с детьми с ОВЗ — развивающая, «не знания, а развитие». На уроках необходимо развивать у учащихся память, речь, восприятие, мышление, кругозор.

В заключении мне хотелось бы добавить, что проведение уроков английского языка с детьми с особенными возможностями здоровья является сложным и очень кропотливым процессом, но отсюда и большая радость, когда ты видишь результат своего труда. Я с удовольствием делюсь своим опытом с педагогами и надеюсь, что эта статья будет иметь практическую значимость и вызовет интерес у коллег.


Список источников

Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.

Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2016.

Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/

http://www.omskmintrud.ru/?sid=4544

1 Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – С. 80.

2 Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.