Статья «Как сделать родительское собрание эффективным»
Как сделать родительское собрание эффективным
Эффективность воспитания и обучения зависит от грамотного взаимодействия семьи с образовательным учреждением, в котором учится ребёнок. Семья и школа должны взаимодействовать друг с другом. Задача педагога (воспитателя и классного руководителя) – заинтересовать и привлечь родителей к участию в реализации политики образовательного учреждения, потому что только в их тандеме появится возможность воспитать достойную личность. Универсальной формой работы при этом является родительское собрание, позволяющее рассматривать и решать актуальные педагогические проблемы. Это должна быть не просто беседа об успеваемости, а заранее продуманный и тщательно подготовленный конструктивный диалог. К родительским собраниям нужно готовиться задолго до проведения. Можно использовать мультимедийные презентации.
Как проходят наши родительские собрания? Что касается меня, то я провожу их, как правило, 4 раза в год. Это минимальное количество собраний. Ещё есть и общешкольные. Они проводятся обычно пару раз в год. До общешкольных собраний мы всегда собираемся с родителями моего класса. Это может быть проведено за полчаса или час до основного собрания. Можно приглашать на такие сборы весь родительский коллектив, а можно звать только родителей проблемных учащихся. Какие формы встреч мы используем?
Собрание-беседа. Это классический вариант, «официальный разговор». Такая форма родительских собраний помогает настроить родителей положительно, дать им нужную информацию, выявить проблемные места. Обычно в начале такого собрания выступает учитель, затем родители задают ему вопросы, он отвечает на них, складывается диалог.
Собрание-дискуссия. Это часть беседы, то есть обсуждение чего-либо важного. Классный руководитель может вкратце обозначить ключевые вопросы для обсуждения, но основная роль здесь отводится диалогу. Иногда такие формы встреч проходят очень эмоционально. Нужно быть к такому готовым.
Мастер-класс. На такие собрания можно пригласить психолога, социального логопеда или любого другого нужного специалиста, даже инспектора по делам несовершеннолетних. Они рассказывают о чём-либо важном, обычно это очень специфическая информация. Родители могут фиксировать нужное им на листе бумаги или в записной книжке. Потом этим специалистам можно задавать вопросы.
Есть ли у меня свои правила? Конечно же есть.
Первое, что нужно сделать, это тщательно продумать порядок частей своего выступления. В нём должна быть логика, выступление и заключение. Мысли не должны скакать, а части следует разбить по темам. Так намного легче.
Следующее, это опросить всех учителей-предметников до собрания. Они обязательно должны сказать несколько слов о своём предмете и о каждом ребёнке. Но здесь следует отметить, что одно из самый важных моих правил – это отсутствие негатива на собрании, или хотя бы большой его партии. Родители больше никогда не придут на собрание, на котором его чадо обижают, говорят о нём плохо, оскорбляют. Лучше использовать такую фразу: «Хотелось бы обратить Ваше внимание на следующее…»
Конечно, детей нужно и поддержать, и похвалить. Как правило, я всегда начинаю с хвалебных слов, а положительное можно найти в каждом ученике, ведь у всех есть свои сильные и слабые стороны. Кто-то талантливо рисует, кто-то красиво поёт, кто-то виртуозно играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.
Да, не всем дано стать выдающимися учёными, и необходимо донести это до родителей. Но здесь следует знать меру. Если всё время повторять эту фразу, у ребёнка могут опуститься руки, потому что он будет себя утешать этим.
Итак, все классные руководители разные, и у всех имеются свои собственные способы проведения родительских собраний. Надеюсь, моя статья поможет кому-то провести очередное родительское собрание с пользой для всех.